МААМ-картинки

НОД по основам обучения грамоте «Слово» (подготовительная группа, 6–7 лет)

Нелли Корабельникова
НОД по основам обучения грамоте «Слово» (подготовительная группа, 6–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание : Помочь детям осознать, что слово звучит, т. е. состоит из звуков;

Учить самостоятельно определять количество звуков в звукоподражательных и односложных словах.

Оборудование: Звуковые схемы для каждого ребёнка, картинки с изображением птиц и животных.

Словарная работа : ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ, ЗВУКОВЫЕ СХЕМЫ.

Ход занятия.

1. Дидактическое упражнение «Угадай-ка».

Цель: Вспомнить звуки окружающего мира, упражнять в обозначении их с помощью звуков человеческой речи.

-Как завывает ветер? (У-у-у).

Публикация «НОД по основам обучения грамоте „Слово“ (подготовительная группа, 6–7 лет)» размещена в разделах

-Как ветер шумит в листве деревьев? (Ш-ш-ш).

-Как капает дождик? (Кап-кап-кап).

-Как тикают часы? (Тик-так).

-Попробуйте привести примеры звукоподражаний.

-Звуки, которые воспроизводят звуки окружающего мира, называются звукоподражаниями.

2. Игровая ситуация «Секреты слов».

А. - Вы любите открывать тайны, узнавать секреты? Сегодня мы откроем необычные секреты – секреты слов. Итак, начнём. Послушайте, как звучат слова, которые мы произносим:

Скажи погромче Скажи потише:

Слово «гром». «Шесть мышат».

Грохочет слово, И сразу мыши

Словно гром. Зашуршат.

- Почему грохочет слово гром и шуршит слово мыши? (В словах есть такие «грохочущие» и «шуршащие» звуки, как р и ш). Какие звуки живут в этих словах? (Дети выделяют звуки в словах гром и мыши с помощью интонационного проговаривания, делают вывод, что слова состоят из разных звуков.)

В. –Как вы думаете, все ли звуки нужны в словах? А можно заменять один звук на другой? Давайте проверим.

Замените в слове гром звук р на звук н. Что получилось? (Гном – новое слово).

Вывод: звуки в словах нельзя пропускать и заменять, так как меняются значения слов.

3. Игровое упражнение «Звуки заблудились».

А. Дети находят в тексте стихотворения А. Шибаева слова, где звуки заблудились:

Миши дров не напили, Мы собрали васильки.

Печку кепками топил. (щепками) На головах у нас щенки (венки).

- Можно ли назвать это стихотворение весёлым, смешным. Почему? А в обычном общении можно переставлять звуки в слове? (Нельзя, так как люди перестанут понимать друг друга; каждый звук должен быть на своём месте).

Б. –Ребята, послушайте, я называю птиц: аис., воро, ….ница, …кушка. (воспитатель не произносит звуки в конце и начале слов.) вы каких знаете птиц? Почему вы не узнали их? (Пропущены звуки в словах). Какие звуки куда надо поставить, чтобы получились названия птиц? 9Дети делают вывод о том, что слова есть начало и конец).

В. –Слово может быть коротким и длинным. Послушайте: сон, ночь, кит – короткие слова, в них мало звуков; электричество, муравейник – длинные слова, в них много звуков.

-Давайте поиграем в игру «Длинное-короткое» и упражняемся в умении на слух определять длинные и короткие слова (в сравнении друг с другом).

Примечание. Дети должны отвлечься от предметного значения слов и сравнивать слова только по их звучанию.

4. Звуковые бусы. Знакомство и работа со схемой.

А. Воспитатель раздаёт волшебные звуковые бусы, которые помогут детям научиться слышать каждый звук в слове. Звуковые бусы представляют собой цепочки кругов (как бы нанизанные на нитку бусинки). Каждая бусинка – это условное обозначение звука. Каждый ребёнок получает по три звуковые схемы для слов из трёх, четырёх и пяти звуков.

Б. Хоровое интонационное проговаривание слов и соотнесение их со схемами (кот, нос, дом, река, липа, рыба, куры, котик, носик, репка).

Выводы:

Слово состоит из различных звуков, имеет начало, конец;

Звуки выстраиваются в определённом порядке (следуют один за другим);

Их нельзя пропускать и заменять на другие звуки.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Найди ударный слог и выложи звуковую схему»Дидактическая игра «Найди ударный слог и выложи звуковую схему» Игра предназначена для детей, имеющих проблемы в речевом развитии, для подготовки к школе, профилактики и коррекции дисграфии и дислексии.

Календарно-тематическое планирование по программе «Радуга». Обучение грамоте (первое полугодие) СЕНТЯБРЬ «Звук вокруг нас» Погрузить детей в мир звуков, развить интерес к ним; привлечь их внимание к звуковой (внешней) стороне речи;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по основам обучения грамоте «Слово» (подготовительная группа, 6–7 лет)
Опубликовано: 5 мая 2014 в 16:56
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД по основам обучения грамоте «Слово» (подготовительная группа, 6–7 лет)» (включая файлы) размещена пользователем Нелли Корабельникова (УИ 123345) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД