Евгения Шатохина
Конспект НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом кубанских казаков «В хате казака»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Формировать у детей начальное представление о быте кубанских казаков.
Продолжать знакомить детей с бытом казаков, домашней утварью. Создавать условия для обучения детей умению сервировать стол. Расширять активный и пассивный кубанский словарный запас. Воспитывать культуру и правила поведения в гостях. Оборудование: посуда современная, старинная, коврики, нитки. Ход занятия:
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом кубанских казаков „В хате казака“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Старшая группа
- Хата казака. Кубанская хата
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в гости в «хату казака». Но сначала давайте вспомним правила поведения в гостях. (Ответы детей).
Воспитатель: И так чтобы, попасть в хату казака я предлагаю вам :
Глазки все закрыли дружно
И отправились вперед.
Повернулись, развернулись.
Нас уже хозяйка ждет.
Воспитатель в роли «хозяйки хаты» : - Здравствуйте, гости дорогие! Проходите в хату, посмотрите, как жили казаки. Казачий курень – это печь, шкаф для посуды, комод для белья, кованные и деревянные сундуки, железная кровать, круглый стол, деревянная лавка. На стенах - семейные фотографии, вышитые рушники (дети рассматривают)
Казачки занимались ткачеством, прядением, готовили пищу, а казаки - сельским хозяйством (выращиванием пшеницы, ржи, овса, проса, гречихи). Неотъемлемыми предмета домашней утвари были ухват, кочерга, рубель, макитры. Ухват служил для снятия с печи горячих чугунов. А давайте попробуем. Молодцы, ребята.
Кочергой помешивали горящие поленья в печи. Рубель – это утюг, но только деревянный, как им пользовались, я вам сейчас покажу. (показывает, вовлекая детей в действие).
Макитра – это глиняная посуда для замешивания теста, она может быть большой и маленькой. В ней хорошо хранить молочные продукты. Как вы думаете какой посудой могут пользоваться казаки, что она из себя представляет?
- Как вы думаете, какой посудой пользовались казаки, что она собой представляла?
Давайте вместе разберемся. На столе стоят предметы, которыми часто пользовалась казачка. Как вы думаете, как они называются и с какой целью их могли использовать? (Ответы детей).
- Верно, это миски, кувшины, горшки, самовар.
- Перечислите посуду, которую мы используем сегодня в своём обиходе. (Ответы детей).
- Подумайте, что общего между посудой прошлых лет и посудой настоящего времени? Чем отличалась посуда наших предков? (Ответы детей).
- Ой гости в хате, а сырно еще не накрыто. Как вы думаете, что такое сырно?
- Правильно, это стол, круглый стол.
Педагог предлагает детям посмотреть, как казачки накрывали стол.
- Стол накрывали вышитой, льняной скатертью. На стол ставили крынку из глины с молоком; деревянную сахарницу; металлические кружки, самовар. (Дети закрепляют приобретаемые знания).
- Но чтобы почувствовать себя по настоящему в гостях в хате казака, я вам предлагаю попробовать чай из самовара.
Прежде чем «систы за сырно, пидойдить до рукомойныка, побантэ рукы и вытрить их рушником».
- Что я вам предложила сделать? Сложно ли понять речь кубанских казаков? Попробуйте повторить, молодцы (Ответы детей).
Дети моют руки, садятся за стол, пьют чай.
Далее педагог поясняет, что в хате казака в праздничные дни за столом часто звучали задушевные, кубанские песни.
- Знаете ли вы народные кубанские песни? А хотите, я научу вас?
Дети разучивают припев одной из известных кубанских песен и исполняют ее вместе с воспитателем:
Мы с тобой казаки,
Дети русского поля,
Наша родина здесь у Кубани – реки,
Наш устав и закон:
Честь, Свобода и Воля,
Мы с тобой казаки,
Мы с тобой казаки.
Подведение итога занятия:
Педагог предлагает вспомнить, что собой представляет кубанский курень. Поясните, что собой представляла хата казака?
Чем по дому занимались казачки?
Что собой представляла посуда? Из чего она сделана? Чем она отличается от современной?
Как казачка сервировала стол? Что вы узнали еще нового? Понравилось ли вам в гостях? Вы мне тоже очень сегодня понравились.
Повторение превращения
Глазки все закрыли дружно
И вернулись мы назад.
Повернулись, развернулись
Нашей группе каждый рад.