Татьяна Бортейчук
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
НОД (непосредственно образовательная деятельность)
по ознакомлению с окружающим миром детей старшего возраста
Цель: Закрепить и систематизировать у детей старшего возраста представление о временах года.
Задачи:
Образовательные: Закрепить представление детей об основных признаках всех времен года и типичных явлениях в природе; формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам; расширять, уточнять и обогащать словарный запас детей, используя знаково-символическую систему.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром детей старшего возраста» размещена в разделах
Развивающая: Развивать связную речь, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику, координацию движений, воображение, мышление. Совершенствовать разговорную речь.
Воспитательная: Воспитывать навыки сотрудничества во время совместной деятельности, формировать умение работать в коллективе; создать радостную и теплую атмосферу. Воспитывать заботливое отношение и любовь к природе
Предварительная работа: Чтение сказки «12 месяцев», Т. А. Шорыгина «Какие месяцы в году»; рассматривание иллюстраций по сезону, фотоальбомов; отгадывание загадок о сезонных явлениях.
Ход НОД:
Дети входят в группу, встают в круг.
Воспитатель: Приглашаю вас встать в круг, и поздороваемся друг с другом.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
Дети рассаживаются под музыку П. И. Чайковский «Времена года».
Воспитатель: Дети сегодня утром я увидела плачущего Незнайку, давайте спросим у него, что же случилось?
Незнайка: Дорогие ребята, мне скоро идти в школу, а я забыл и перепутал все о временах года. Помогите мне, расскажите о временах года.
Воспитатель: Ну что ребята, поможем Незнайке? А чтобы помочь ему, мы отправляемся в путешествие по разным временам года и расскажем ему все, что мы о них знаем. Вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: С хорошим настроением и улыбками мы начинаем наше путешествие.
Воспитатель: Далеко-далеко, высоко-высоко, в удивительном воздушном дворце живут - поживают Круглый год и его четыре дочери: Гостья первая седая, а за нею – молодая, третья ярко расцветает, а четвертая – рыдает. Сестры совсем не похожи друг на друга, но отец любит их всех одинаково. Чтобы дочери не грустили, отец Круглый год отпускает их по очереди на землю погулять. И, посмотрите ребята, у нас есть Волшебное дерево, которое поможет нам запомнить правильный порядок времен года. Первой идет Зима.
Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадку, а вы, ребята, должны отгадать о каком времени года в ней говорится.
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зима)
Воспитатель: Правильно ребята, это зима. Каждая из сестер несет на землю свои краски, свою погоду, радость и грусть.
-Что несет с собой Зима? (ответы детей) Давайте посмотрим на наше дерево, что оно может рассказать?
Зима – пушистые снежинки, глубокие сугробы, трескучие морозы, веселые катания на санках, коньках и лыжах, и волшебство в новогоднюю ночь. А сейчас я хочу с вами поиграть. Отгадайте, про что этот стих?
С неба звездочки летят
И на солнышке блестят.
Точно в танце балеринки,
Кружатся зимой… (снежинки)
Игра «Волшебная снежинка»
Дети по кругу передают друг другу снежинку, говоря о зиме какая она: снежная, холодная, белая, морозная, вьюжная, трескучая, чудесная, волшебная, пушистая, лютая, седая, русская, суровая.
Воспитатель: В народе говорят: «У каждого времени года 3 сына». Что это за сыновья?
Дети: - Месяцы!
Воспитатель:- Назовите сыновей Зимы (ответы детей : декабрь, январь, февраль).
Физкультминутка «Зима»
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем,
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем,
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим,
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим,
И Снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.
Воспитатель: А сейчас послушайте следующую загадку.
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает? (Весна)
Что приносит нам Весна? Для ответа нам вновь поможет наше Волшебное дерево, на котором изображены признаки весны. Расскажите, что изменяется в природе весной? (ответы детей)
Назовите сыновей Весны: (ответы детей : март, апрель, май).
- Ребята, а сейчас я приглашаю вас на физкультминутку «Подснежники».
Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза)
Улыбнулись, потянулись (улыбаются, тянутся)
Раз – росой умылись (умываются)
Два – изящно покружились (кружатся)
Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают)
А четыре – полетели (бегают)
Пять – они остановились (останавливаются)
И тихонько опустились (приседают)
Воспитатель: Ребята, в народе говорят, что весну на своих крыльях приносят птицы.
- Как называются эти птицы? (перелетные)
- А как называют птиц, которые не улетают в теплые края? (зимующие)
Подвижная игра «Какая это птица?»
Воспитатель: Давайте закрепим птиц в игре! Становитесь в круг. Если я покажу иллюстрацию с перелетной птицей – «летите» и «машите крыльями». Если покажу зимующую птицу – приседайте и хлопайте в ладоши.
Воспитатель: Молодцы! Продолжим наше путешествие и следующая загадка.
Весна пройдет, а за нею …
Солнце печёт,
Липа цветет,
Рожь колосится,
Золотится пшеница,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (лето).
Воспитатель: Давайте расскажем Незнайке, что такое лето и почему мы его любим? (Рассказы детей о лете). Ясные солнечные дни. Много жарких деньков. Дни становятся длиннее. Можно купаться в реке и загорать. Созревают овощи и фрукты, ягоды.
Воспитатель: Вы все правильно рассказали.
Дидактическая игра «Назови насекомое?»
Воспитатель кидает мяч ребенку и просит назвать насекомое. Ребенок должен назвать насекомое и кинуть мяч обратно.
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, сыновей лета
Дети: июнь, июль, август.
Воспитатель: Хорошо. Вас ждут новые задания. Слушайте загадку.
Жёлтой краской крашу я
Поле, лес, долины.
И люблю я шум дождя,
Назови-ка ты меня! (Осень)
Воспитатель: Расскажите Незнайке, что происходит осенью? (Ответы детей)
Дети: Желтеют и опадают листья на деревьях. Птицы готовятся к отлёту в теплые края. Часто идут дожди. У людей много работы в саду и огороде. Нужно собрать урожай и сделать заготовки на зиму.
Воспитатель: Назовите сыновей осени!
Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: А какие пословицы и поговорки вы знаете об осени?
От осени к лету поворота нету.
Упал с дерева один лист — жди осени.
Сентябрь холоден, да сыт.
Осень пришла, урожай принесла.
Осенний лес реже, а птичий голос тише.
Воспитатель: А теперь послушайте задание - дуб, береза, ива, ель, сосна – как можно их назвать одним словом?
Дети: Деревья.
Воспитатель: Какие из этих деревьев сбрасывают листья, когда приходит осень. А какие нет?
Дети: Дуб, берёза, ива – сбрасывают листья осенью, а ель и сосна всегда зелёная.
Воспитатель: Как ещё можно их назвать?
Дети: Дуб, берёза, ива – лиственные деревья, их так называют, потому что у них есть листья. Ель сосна – хвойные деревья, потому что у них вместо листьев хвоя (иголки).
Воспитатель: А сейчас ребята, давайте все вместе сделаем для Незнайки подарок, частичку времен года, это солнышко, которое дарит тепло и радость людям!
Дети выполняют коллективную аппликацию и дарят Незнайке.
Воспитатель: Ребята, а наше путешествие закончилось. Сегодня мы с вами побывали в гостях у Круглого года. И помогли Незнайке вспомнить все о временах года. Расскажите, что вам понравилось в нашем путешествии?