Людмила Кузьменко
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква П»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звук и буква П»
Задачи:
Коррекционно -образовательные:
закрепить механизм образования звука;
закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [п],[п'];
упражнять в выделении звука из слова, определять позицию звука в слове;
соотносить звук с буквой П;
расширять и активизировать активный словарь по теме
«Волшебные краски осени. Деревья».
Коррекционно- развивающие:
развивать фонематическое восприятие, внимание;
развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно- воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям;
Публикация «Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе „Звук и буква П“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
воспитывать умение контролировать собственную речь;
формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника;
Оборудование: Гномики Пак и Пик (игрушки или картинки, предметные картинки, наборы для составления схем, сигнальные карточки, карточка с буквой – П, касса, рабочая тетрадь, пенал.
Непосредственно образовательная деятельность.
I. Организационный момент.
1. Общее расслабление «Листопад»
Листья осенние тихо кружатся,
Дети кружатся на цыпочках, руки в стороны,
Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают.
И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками вправо, влево.
Будто опять закружиться хотят. Поднимаются, кружатся.
2. Развитие мимических мышц.
Вот после осеннего дождика выглянуло солнышко.
Улыбнулись, обрадовались
Но вдруг набежала тучка. Нахмурились, огорчились
Но ветер унес тучки и вы снова. Улыбнулись
3. Фонетическая зарядка.
Открывает гномик рот,
Да не слышно, что поёт.
П – П – П – П.
(беззвучно размыкают, а затем плотно, но без напряжения, смыкают губы).
Воздух в носик надувайся,
П-п-п-п сквозь губы прорывайся!
“Сосание из бутылочки”: П – П – П – П.
“Поцелуй мамы”: П – П – П – П.
«Телефон не отвечает”: ПИП – ПИП.
II. Введение в тему.
1. Ребята, вы должны сегодня быть внимательными и старательными, тогда мы узнаем много нового и интересного, а помогут нам в этом наши гости – это веселые гномики Пик и Пак. Они познакомят нас новым звуком.
Гномики принесли нам картинки раскраски.
Попытайтесь узнать и назвать предмет.
(петух, пугай, пингвин, павлин, пеликан)
Отыщите цветную картинку с этим же изображением на столе.
Из вас получились настоящие эксперты, потому что вы смогли разглядеть узнать птицу по картинке раскраске.
2. Игра “Какой одинаковый звук спрятался в словах?”
Назовите картинки. Какой звук часто повторяется во всех этих словах? (звук П)
как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться? (П)
К нам сегодня не случайно в гости пришли гномики Пак и Пик. Как вы думаете почему? (в именах гномиков есть звуки П и П’)
У гномиков сегодня с самого утра было замечательное настроение. Им вдруг захотелось петь. Они вдохнули свежего, прохладного, осеннего воздуха, открыли рот и приготовились петь. Но в это время их губы плотно сжались, воздух с трудом вырвался наружу, и они запыхтели.
Пак - как паровоз: “П – п – п!” Как не старался, он сжимал губы, потихоньку выпускал воздух и произносил твердый звук П – П - П
А Пик тоже пыхтел, но произносил мягкий звук П’ – П’ – П’
- Мы не можем петь! Мы просто смешные «пыхтелки».
И у них совсем испортилось настроение.
Но мы-то с вами знаем, что звук П очень нужный и замечательный звук.
Давайте поднимем ему настроение и поиграем с ним.
3. Игра “Раз, два! Повернись и в звук П превратись!”
Попыхтим, как звук П. (Дети произносят звук П индивидуально, парами, наблюдая за артикуляцией друг друга)
- Что делают губы при произнесении звука П?
Губы при произнесении звука П сжаты и не пускают воздух, но он все же размыкает губы и вылетает наружу. Звук произносится коротко и быстро.
Какой это звук? Гласный или согласный? Согласный. Почему?
Когда мы его произносим, воздух встречает преграду (губы).
Он глухой или звонкий? Глухой. Почему? (горлышко не дрожит)
Расскажем о звуке П.
Как вы думаете, какой характер у звука П?
Звук П согласный, глухой, твердый, сердитый П - П – П мы его обозначаем синим цветом
А звук П’ – П’ – П’ согласный, глухой, мягкий, ласковый. Мы его обозначаем зеленым цветом.
4. Развитие фонематического слуха. Игра «Сигнальщики»Гномик Пак будет играть с мальчиками, а Пик – с девочками.
Выделение звуков в звуковом ряду. На звук П – поднимаем синий сигнал, на звук П’ – зеленый сигнал (сигнальные карточки или сигнальные платочки, флажки)
Звуки – А, Т, П, К, У, П’, М, О, П, П’
Слоги – ПА, ПИ, ПО, ПЕ, ПУ, ПЫ, ПЯ
Слова – пальма, ива, персик, пихта, осина, пень
Игра «Место звука в слове»
Выделение звука П в словах.
Гномики приготовили еще одну игру.
На доске картинки Домики для гномиков, на столах у детей картинки, нужно для каждой картинки найти свой домик.
Дети называют картинку и определяют место звука П в словах (в начале слова, в середине и в конце слова)
паук, пальто, пуговица, пушка, подушка, пугало, трап, карп, сноп, шип, серп, липа, лампочка, шапка, лопата, шляпа…
III. Физминутка «Липа»
Вот полянка, а вокруг
Липы выстроились в круг
Широким жестом развести руки в стороны.
Липы кронами шумят,
Ветры в их листве гудят
Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону.
Вниз верхушки пригибают
И качают их, качают
Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону.
IY. Соотношение звука с буквой.
Ребята, а вы знаете, звуки[п],[п'] обозначаются одной буквой? П (на доске карточка буквы П).
Пальчиковая гимнастика.
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди и подтянись!
На что похожа буква П. Где спряталась буква П? (картинка на доске – стул, стол, дверь ворота)
Y. Работа в тетрадях.
Заштрихуй букву по образцу.
Игра «Почини буквы»: дорисуй в буквах недостающие линии
Картинки, в названиях которых есть звук П, обведи синим карандашом, а картинки, в названиях которых звук Пь – линией зеленого цвета.
YI. Работа в кассах. Чтение слогов.
Подружим звук П с гласными звуками А, О, У
дети выкладывают слоги в кассах и на доске - АП, ОП, УП
А теперь поменяем местами буквы - ПА, ПО, ПУ Читаем слоги индивидуально и хором.
Подружим два слога ПА + ПА читаем слово ПАПА
YII. Итог.
С какими новыми звуками и буквой нас познакомили гномики ПАК и Пик?
Они не просто играли с нами, они радовался вашим успехам. Если вам было трудно, они пыхтели вместе с вами. Они благодарит вас и дарит вам Загадку.
***
Буква в море ловит ветер,
Будет солнце на рассвете,
Держит юбки и штаны,
Все мы знать ее должны.