Светлана Федулова
НОД по развитию эмоциональной сферы дошкольников «Поможем Незнайке» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные.
Продолжать знакомить детей с понятиями “настроение” и “чувства”. Показать в доступной форме их взаимосвязь.
Закреплять умение детей понимать настроение другого человека,
умение определять настроение по внешним проявлениям, на слух.
Развивающие.
Развивать внимание, память, мышление, мыслительную активность, уверенность в себе.
Воспитательные.
Публикация «НОД по развитию эмоциональной сферы дошкольников „Поможем Незнайке“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение слушать других, взаимодействовать в процессе совместной деятельности.
Методы и приёмы.
беседа, групповое обсуждение различных чувств; вопросы детям; пиктограммы эмоциональных состояний; рассматривание; показ; объяснение; практическая деятельность детей.
Предварительная работа:
знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, злость, грусть;
прослушивание музыкальных произведений; чтение художественных произведений и беседа по их содержанию; просмотр м/ф «Приключения Незнайки»; проведение психологических игр и упражнений.
Материалы: стаканчики с водой для опытов на каждого ребенка, речной песок, ложечки; презентация «Эмоции человека»; 3мешочка; музыкальные сопровождение; пиктограммы на каждого ребёнка; картинки для коллажа; установка для рисования на песке.
Ход занятия
Здравствуйте, ребята. Сегодня утром у дверей группы я обнаружила очень интересное послание. Послушайте его:
«Помогите мне, милые дети,
Я несчастнее всех на свете.
Это страшное невезение,
У меня пропало настроение,
Я пошел бы искать другое,
Но не знаю, что это такое…
ваш Незнайка».
Поможем Незнайке? Тогда мы должны провести настоящее детективное расследование. Вы готовы стать настоящим сыщиками?
- Итак, прежде чем начинать поиск, мы должны определить, что мы ищем.
- Что такое настроение? (это, то, как ты себя чувствуешь)
- От чего оно зависит? (от того, что ешь, с кем играешь, от погоды)
- Каким бывает настроение? (веселым, грустным, даже злым и т. д.)- Может ли быть так, чтобы у человека не было никакого настроения? (нет, все равно ты себя как-то чувствуешь, даже когда спишь)/ответы детей обобщаются, и делается вывод /
А теперь я предлагаю пройти в научную лабораторию, где мы рассмотрим с вами внешние признаки настроения. Дети садятся за столы.
- Как, по-вашему, выглядит спокойное настроение? На что оно похоже? (легкое облачко, теплый ветерок и т. д., а еще оно похоже на этот стакан с чистой водой, когда ваши мысли и чувства спокойны и чисты и вас ничего не тревожит. Но вот происходит что-то такое, что портит вам настроение, как эти соринки-грустинки. (в стакан высыпается промытый речной песок)
- Возьмите ложечки, насыпьте в стаканчик соринки-грустинки.
Они кружат в душе, и все время пытаются побольнее уколоть вас. И вот вы уже загрустили, хочется поплакать, кажется, что такое настроение никогда не кончиться.
-Ребята, что может испортить настроение человеку? (если кто-то скажет грубые слова, если ты не выспался, если у тебя что-то болит, если тебе не купили игрушку и т. д.)
- Сейчас, ребята, я скажу вам одну очень важную вещь, и мне хотелось бы, чтоб вы запомнили её на всю жизнь. Посмотрите на стакан, прошло немного времени, но почти все грустинки-соринки уже осели, и вода стала гораздо прозрачнее. Так и наше настроение постепенно грустинки уйдут, и ваше настроение станет чище и светлей, а на душе спокойно и приятно.
- А иногда наше спокойное настроение нарушают озорные веселинки (педагог и дети в стакан с чистой водой насыпают мелко нарезанные кусочки разноцветной фольги): они весело кружатся и искрятся, и на душе становится весело, хочется прыгать, смеяться, петь песенки. С вами было такое когда-нибудь? Что так обрадовало и повеселило вас? (купили новую игрушку, пришли гости, встретил друга и т. д.) на что похоже хорошее настроение? (на воздушные шарики, на фейерверк, на шоколадку). Молодцы!
- Ребята, а как можно увидеть настроение человека и животных?
Дети: по жестам, по движениям.
- Давайте немного отдохнем и поиграем.
Игра «Раз, два, три. покажи». Давайте поиграем. Я вам буду давать команды. Например, раз-два-три, как я испугался, покажи. Вы должны показать на лице страх.
- уставшего человека;
- грустного ребёнка;
-удивленного человека;
- сердитого человека;
- испуганного ребенка:
- доброго волшебника;
- радостного человека.
- Какие мы молодцы!
- Ребята, как вы думаете, наше настроение отражается на лице, можно ли глядя на человека, определить его настроение?
Дети: да.
Дети стоят перед экраном, на столах на каждого ребенка набор пиктограмм с разными эмоциональными состояниями.
Посмотрите на этот рисунок
Слайд 1
- Какое настроение у этого человека? найдите такую пиктограмму и покажите (грустное).
- Как вы определили? (ответы детей). Молодцы!
Слайд 2.
-Какое настроение изображено на этой картинке? (ответы детей).
- Почему человек злой? (ответы детей).
- Что в этом плохого? (ответы детей).
- А что хорошего? (ответы детей). Молодцы!
Слайд 3.
- А как вы назовете это эмоциональное состояние? (испуг, ответы детей).
- В каких ситуациях оно возникает? (ответы детей).
Слайд 4.
- Какое настроение изображено на этой картинке? (радостное, веселое). Молодцы!
- Ребята, как вы думаете, животные умеют улыбаться? Хотите посмотреть? Презентация.
- Ребята, как еще можно определить настроение? По жестам, движениям - мы показали; по мимике, по лицу - тоже показали;
По голосу, по интонации. Интересно, а сможете ли вы определить настроение на слух?
- Перед вами необычные мешочки. Давайте попробуем их открыть. Педагог открывает первый мешочек. Звучит грустная музыка.
- В этом мешочке лежит, какое – то настроение. Какое оно? (ответы детей).
Педагог открывает второй мешочек, раздается сердитая музыка.
- А в этом мешочке, какое настроение? (ответы детей).
- Какое же настроение лежит в самом последнем мешочке? Посмотрим. Педагог открывает мешочек, раздается веселая музыка.
- Какое это настроение? (ответы детей). Потанцуйте.
- Молодцы, ну что же вместе с заданиями справляться легко.
- А теперь вам придется продемонстрировать, как вы умеете работать самостоятельно, ведь настоящий детектив должен все уметь делать сам. Нам нужно разделиться на пары, возьмите по одной карточке и найдите себе пару. Каждой паре лист, посмотрите сколько картинок. У всех одинаковое настроение? Какое настроение вам больше нравиться: грустное, сердитое или веселое? (ответы детей). Каждая пара сделает свою картину, но только вам нужно договориться, кто будет приклеивать, а кто будет выбирать. Дети выбирают картинки и приклеивают их на двухсторонний скотч, на лист бумаги, по окончании работы соединяем все картины.
- Посмотрите, как красиво у нас получилось, вы молодцы!
Сегодня мы с вами провели настоящее расследование, я думаю, теперь вы сможете ответить Незнайке на все его вопросы.
- Что вы сегодня узнали? (ответы детей).
- Что вам больше всего понравилось? (ответы детей).
- Какое у вас настроение сейчас?
- Предлагаю нарисовать какое у вас настроение на волшебном песочке. Дети рисуют своё настроение на песке.
Голос Незнайки: «Молодцы, ребята! Вы сегодня были такими дружными, активными. Спасибо вам, теперь я знаю, что такое настроение и как его можно определить.
- Осталось только определить на вкус. А какой вкус у хорошего настроения? Хотите закрепить его? Тогда приглашаю всех на чаепитие. Вот и сладости к чаю. Ой, но конфет не хватит на всех, в группе же еще наши друзья. Что делать? Поделиться.
- Но прежде, чем мы отправимся пить чай, посмотрите на наш стакан. Вода в нем стала вновь чистой и прозрачной. Помните об этом, ребята, на смену грусти всегда приходит радость. Так было всегда и так всегда будет.