Мария Гутникова
НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Поляна здоровья» на участке детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №33
детский сад общеразвивающего вида
НОД по экологическому воспитанию
«Поляна здоровья»
в рамках выполнения рабочей программы
«Ознакомление дошкольников с лекарственными растениями»
воспитатель МБДОУ №33
Гутникова Мария Петровна
Тула, май 2013
Программные задачи по образовательным областям
Познание
Публикация «НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе „Поляна здоровья“ на участке детского сада» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
• Продолжать знакомить детей с лекарственными растениями и их целебными свойствами (подорожник, одуванчик, крапива, мать-и-мачеха, мята, лопух, календула, василек, зверобой, береза, клен, тополь, липа, каштан, ель).
• Учить устанавливать связь между растениями и окружающей средой: почвой, водой, солнцем.
• Формировать умение и желание активно защищать и любить природу.
Здоровье
• Формировать представление детей о здоровом образе жизни.
• Расширять представление о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни.
• Воспитывать бережное отношение к растениям.
Труд
• Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным.
• Вызвать желание у детей изготовить своими руками подарки растениям.
Художественное творчество
• Формировать эстетическое отношение к явлениям живой природы.
• Воспитывать желание любоваться красотой природы и передавать ее в стихах, песнях, рисунках.
Чтение художественной литературыРазвивать интерес к познавательной литературе.
Коммуникация
Развивать умение свободно общаться со сверстниками и взрослым.
Материалы и оборудование
• Письма с заданиями от травницы бабушки Лукерьи.
• Подарки, сделанные руками детей (цветы из пластиковых стаканчиков).
• Кукла «врач»
• Чай, приготовленный из разных трав (ромашка, календула, мята, липа).
• Наряженное дерево на участке.
Предварительная работа
Написать письма от травницы Лукерьи. Подготовить материал для проведения дидактических игр.
Ход
Дети направляются к «Поляне здоровья», воспитатель (читаю стихотворение)
От рассвета до рассвета
По лугам гуляет лето
По полям, да по оврагам
Мерит даль неспешным шагом.
Босиком в простой рубахе,
В рукавах по певчей птахе.
На закатанных штанинах
Не заплаты – сок малины.
А за пазухою прячет
Дождь грибной, да луч горячий.
Воспитатель (обращаюсь к детям)
Ребята, нас пригласила на «Поляну здоровья» хозяйка поляны травница бабушка Лукерья. Она прислала нам следующее письмо (зачитываю): «Дорогие ребята, приглашаю вас попутешествовать по моей поляне. Мои верные друзья травы и деревья прислали вам свои просьбы-задания. Постарайтесь найти эти письма и выполнить задания. Я буду за вами наблюдать. Мы обязательно встретимся, вас ждет сюрприз. Желаю удачи. Бабушка Лукерья».
Воспитатель (обращаюсь)
- Вы готовы, дети?
Дети (да)
- Давайте поищем первое письмо. (Дети находят первое письмо под подорожником).
Задание 1
Скороговорку повторить, да ни разу не сбиться.
Около кола вьюн да хмель вьются на плетень, вьются, плетутся, заплетаются (три-четыре ребенка повторяют).
Задание 2
Рассказать о растении подорожник. Рассказ ребенка: «У подорожника жесткие листья, упругий стебель, сильный корень, который глубоко уходит в землю. В июне у корня из листьев выходит высокий стебель, на нем позже созреют семена, похожие на колосок. Это медоносный стебель. Трава подорожник помогает при порезах, ранках. Лист подорожника надо сполоснуть и приложить к больному месту. Подорожник называют скорой помощью, аптекой у дороги».
Дети находят другие растения, и рассказывают об их целебных свойствах.
Золотые головки одуванчиков. Их растет всегда много в одном месте, потому что их семена имеют парашютики, летают по воздуху и легко прорастают в любой земле. В лечебных целях используют молодые листья, корневища.
Крапива. Также останавливает кровь, заживляет раны. В крапиве много витаминов.
Мята. Настой и отвар мяты применяют при нервных расстройствах, как обезболивающее и противовоспалительное средство. Приятный аромат мяты улучшает самочувствие и настроение, снимает усталость и улучшает память.
Лопух. У лопуха крепкий высокий стебель, крупные листья, цветы похожи на серо-розовые комочки, в них маленькие капельки – нектар, он манит пчел и шмелей, поэтому пчеловоды называют его медоносом. Если поранитесь, приложите его к ранке. Если повысилась температура, приложите лист лопуха к голове и прижмите платком. Из лопухов готовят репейное масло.
Вьюнок. Отваром из вьюнков избавляются от бессонницы. Их называют «живые часы»: если пасмурно – они не раскрываются.
Зверобой. Мазь из зверобоя лечит раны, уничтожает глисты.
Мать-и-мачеха. Настой мать-и-мачехи применяют при простуде, гриппе. При головных болях прикладывают листья к голове.
Ромашка. Из цветов ромашки готовят настой, полощут им горло при простуде и гриппе. Отваром ромашки обрабатывают раны, ожоги. Чай из ромашки с медом на ночь дают детям – сон будет крепким. Полощи ромашкой рот – и зубная боль пройдет.
Календула (ноготки). Применяют при лечении ран, ссадин, ожогов. Настой используют при простудах и как успокаивающее нервную систему.
Воспитатель (хвалю детей за подробный и правильный рассказ о целебных свойствах трав, и предлагаю ребятам игру «На приеме у врача»: нужно помочь кукле-врачу правильно назначить лечение пациентам. Кукла шепчет воспитателю (мне) на ушко несколько вариантов.
1. Маша порезалась, у нее идет кровь. Дети (марлевую повязку пропитать соком крапивы, приложить к ране, также можно обработать настоем ромашки, календулы).
2. Ваня простудился, у него болит горло. Дети (полоскать горло настоем ромашки, отваром календулы).
3. Наталья Ивановна перенервничала на работе, не может успокоиться. Дети (попить настойку мяты, на ночь – настой из одуванчиков).
4. У Ольги Сергеевны бессонница. Дети (принимать настойку мяты, чай из одуванчиков на ночь).
5. У Вани пошла кровь из носа. Дети (закапать в нос свежий сок крапивы 3 раза в день и попить отвар ромашки).
Под музыку прилетает бабочка (девочка из подготовительной группы поет короткую песенку про бабочку и исполняет танец). Воспитатель (благодарю ее)
Воспитатель (обращаюсь к детям)
- Как вы думаете, какую роль играет трава в жизни насекомых? Дети отвечают:
- Насекомые прячутся от зорких глаз птиц в траве. Когда травы расцветают, они своим медовым ароматом и яркими цветами приглашают к себе в гости насекомых и потчуют их сладким нектаром. Пчелы, бабочки, шмели высасывают нектар прозрачными хоботками. Когда насекомые перелетают с цветка на цветок, опыляют их.
Воспитатель (обращаюсь к детям)
- Какую роль играют травы в жизни птиц?
Дети (птицы клюют семена трав и вьют гнезда в траве, например, жаворонки).
- Какую роль играют травы в жизни диких животных?
Дети (лесные звери – зайцы, медведи, лоси, дикие кабаны любят лакомиться сочными травами).
- Какую роль играют травы в жизни домашних животных?
Дети (для домашних животных коз, лошадей, коров, овец – трава – это основной корм).
Воспитатель (предлагаю детям чай, приготовленный из различных лечебных трав) Игра «Узнай по вкусу и запаху чай». Дети пьют из одноразовых стаканчиков чай, приготовленный из трав липы, ромашки, мяты, одуванчика. Воспитатель (обращаюсь к детям).
- Я знаю, вы очень готовились к встрече с лекарственными растениями, своими руками приготовили подарки. Дети рассказывают, как они готовили цветы (астры, тюльпаны и ландыши) из одноразовых стаканчиков.
А потом сажают эти цветы на клумбу.
Воспитатель (хвалю ребят) и предлагаю им послушать письмо Максима Горького «Сыну»: «Ты уехал, а цветы, посаженные тобой, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя нечто хорошее – цветы. Вот если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее - цветы, мысли, славные воспоминания о тебе – легка и приятна была бы твоя жизнь. Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным, и это чувство сделало бы тебя богатым душой. Знай, всегда приятнее отдать, чем взять».
Воспитатель (обращаюсь)
- Ребята, а кто из вас хочет поступить так же, как этот мальчик?
Второе письмо находят у дерева клен.
Задание от клена: «Давайте поздороваемся, обнимите меня, померяемся силой, попробуйте вытащить меня из земли. Ну, кто же сильнее?»
Дети: «Конечно, клен. Что крепко держит клен в земле?». Дети (корни)
Клен: «А для чего нужны корни мне?» Дети (чтобы воду из почвы пить).
Клен: «А теперь послушайте, как шелестят мои листья». Дети (обнимают дерево и слушают, как шелестят листья).
Ребенок подробно рассказывает о клене.
По соседству дети находят третье письмо под березой.
Дети обнимают березу, рассказывают подробно о любимом дереве русского народа, читают стихотворение о березе «Люблю березку русскую» А. Прокофьева.
Девочки танцуют «Мы вокруг березки».
Воспитатель (обращаюсь)
- Назовите, какие еще деревья растут на нашем участке?
Дети (липа, тополь, ель, каштаны).
Под музыку приходит бабушка Лукерья.
Проводит физкультурную минутку, делает волшебный знак (заколдовывает детей, они становятся «деревьями». Поднятые руки – это ветки, листья – это движения пальцев. Расставленные ноги – это корни.
Проведя физкультурную минутку, бабушка Лукерья хвалит детей: «Замечательные деревья выросли на моей поляне», – и снова превращает их в детей и предлагает им подвести итоги, ответив на вопросы.
1. В какую погоду лучше собирать травы? Дети (в сухую, когда просохнет на растениях роса)
2. Где лучше собирать травы? Дети (в лесу, в поле).
3. Где нельзя собирать травы? Дети (в парках, в скверах, потому что на стеблях и листьях растений оседает пыль. У какого растения есть ствол? Дети (у дерева).
4. Небольшое растение, у которого есть стебель, листья, цветы, семена? Дети (трава).
5. Какую часть растения больше всего любят пчелы и бабочки? Дети (цветок).
6. У какого растения семена летают? Дети (одуванчика).
7. В каком растении семена находятся в длинных колосках? Дети (подорожник).
8. Листья какого растения используют весной для приготовления салатов? Дети (одуванчика, крапивы).
9. Какое дерево сравнивают с богатырем? Дети (дуб).
10. Что больше всего вам понравилось в сегодняшнем путешествии?
Бабушка Лукерья: «А теперь – мой сюрприз». Бабушка Лукерья ведет детей к нарядной ели и рассказывает о необычных цветочках на дереве.
Вручает им конфеты-цветочки.
Литература
Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. - Волгоград: Учитель, 2011. – 232 с.
Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 168 с. – 304 с.
Виноградова Н. Ф., Козлова С. А Наша Родина: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова. – М. Просвещение, 1984.
Бабушкина Т. М. Окружающий мир. Нестандартные занятия. Старшая группа. /Автор-сост. Т. М. Бабушкина. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.