Зинаида Андриевская
Конспект «Поможем букве Д». Логопедическое занятие по развитию речи детей в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Правильное произношение звуков [Д], [ДЬ] в словах, в речи. Закреплять умение различать твёрдые и мягкие звуки, находить место звука в слове. Развивать умение детей делить слова на слоги. Учить детей образовывать родственные слова к слову дом.
Развивать фонематический слух.
Оборудование: фланелеграф, предметные картинки – Ёж, Медведь, Цапля, Баран. Буквы для слова «ПОБЕДА», машина. Предметные картинки со звуками [Д], [ДЬ]. Карточки для чтения слов, Три дерева разной высоты. Запись голоса Домовёнка на магнитофоне. Игрушка Домовёнок.
Публикация «Конспект „Поможем букве Д“, Логопедическое занятие по развитию речи детей в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Ход НОД
!. Орг. Момент.
Логопед : Сядет тот, кто скажет на чём можно отправиться в путешествие.
Дети: На машине, на самолёте, на пароходе и т. д.
Логопед : Сегодня я выбираю машину. А какой марки вы сейчас сами прочитаете (Выставляется машина и слово ПОБЕДА) Заглянул на полянку Ёжик. Понравилась ему буква П. «Поставлю её перед своим домом. Хорошие ворота будут!» Взвалил букву П на спину и унёс. Пришёл Медведь, хмурый. Жаловаться стал: - Нет у меня сегодня… «ОБЕДА» - подсказали буквы. – Верно! - рявкнул Медведь. – Эх, мёду бы поесть! Да на зиму запастись! Вот, кстати, и обруч для кадки!
Взял он букву О под мышку и потопал на пасеку. А на лужайку выскочил Зайчик. Дрожит, озирается. Вдруг страшное слово увидел: БЕДА!
- Ой, где беда! – заметался Зайчик. Налетел с перепугу на букву Б. Отскочила буква, за рябину упала. А Зайчик умчался в лес. Прилетела Цапля. Вкусное слово увидела ЕДА. А здесь им верно ЕДА: лягушек – сколько хочешь. Приделала цапля к букве Е палочку, получилась вилочка. Поела Цапля, улетела и вилку с собой забрала. Тут и Баран пришёл. Заблеял обиженно: - Неправду говорят, что я глупый. Разве я глупый?
А буквы ему говорят : - ДА! Разозлился Баран Разбежался, ударил букву Д рогами. Она рассыпалась на кусочки.
(Слышны звуки –ох-хо-хо)
Логопед : Кто же это там вздыхает?
(Вносится игрушка Домовёнка)
Домовё нок: Здравствуйте, дети. Шёл я в гости к вам и нашёл букву Д, всю побитую, рассыпанную на кусочки. Это непорядок. Нужно букве помочь я принёс вам много заданий. Коли вы их выполните, то буква Д вновь станет целой и невредимой.
Логопед : Дети, давайте поможем букве Д. Выполним все задания Домовёнка.
1задание
Логопед : Какое слово задумал Домовёнок? (Логопед называет слово по звукам)
Д. О. М, Д. Ы. М, Д. У. Ш, Д. У. Б, Г. О. Д.
Дети: Дом, дым, душ, дуб, год.
Логопед : Какое слово здесь лишнее?
Дубы, дача, доля, зубы.
Девять, десять, деревня, дождик.
Забота, дорога, добрый, доски.
Год, лёд, мёд, дуб.
Дети: Зубы, дождик, забота, дуб. (Объясняют, почему это слово лишнее)
Логопед : Молодцы, с первым заданием справились. Какой лист лежит у вас на столах?
Дети: Дубовый.
Логопед : На листьях картинки. Найдите в слове звуки [Д], [ДЬ].Сказать какой он и где находится в слове.
Дети: В слове ДОМ звук Д твёрдый, находится в начале слова и т. д.
Логопед : А теперь ваши слова разделите на слоги.
2 задание «Повесим листья на деревья»
Логопед : Слова вы на слоги разделили. А теперь мы с Домовёнком проверим, правильно ли вы это сделали? На высокое дерево повесим лист со словом в котором три слога, на дерево пониже – лист с двумя слогами. А на самое низкое – слова с одним слогом. (Дети выполняют задание)
Домовё нок: Ай да молодцы! Я тоже научился делить слово домовёнок на слоги. Д-МО-ВЁ-НОК. Сколько слогов в моём слове? Я вот нёс вам слова, а они рассыпались. Почините слова: ТЕЛ ДЯ, НЯ ДЫ, БЫ ДУ, КА ДУД, ДИК ДОЖ.
Дети: Дятел, дыня, дубы, дудка, дождик.
Физминутка. «Домик»
Раз, два –рывки руками в стороны,
Три, четыре – махи руками перед собой вверх-вниз,
Из дощечек – руки в стороны,
Дом сложили – показать крышу над головой
Окна, двери открывали – руки вместе перед собой, запястья соединить-развести,
Из окошек помахали – помахивание кистями.
Логопед : Отгадайте, какое слово здесь написано?
Дети: Дом.
3 задание.
Логопед : Составим словесную семью слова ДОМ. Главное слово Дом. Скажем ласково слово дом.
Дети: Домик.
Логопед : У зайчика домик, а у медведя …
Дети: Домище.
Логопед : Кто к нам в гости пришёл?
Дети: Домовёнок.
Логопед : Пирог испечённый дома, какой?
Дети: Домашний.
Логопед :
Тот кто больше всего любит дома сидеть?
Дети: Домосед.
4 задание.
Логопед : Молодцы. Я прочитаю вам стихи, а вы догадайтесь, каким словом от слова дом надо закончить предложения.
Жил да был весёлый гном,
Он в лесу построил …
Ряд лом жил поменьше гномик,
Под кустом построил ….
Старый мудрый гном-гномище
Выстроил себе ….
Был он стар и был он сед,
И большой был….
А за печкой, за трубой,
Жил у гнома ….
Есть любил он суп вчерашний,
Пил он только квас ….
5 задание.
Логопед : Давайте про нашего Домовёнка выучим потешку. Послушайте её внимательно. Назовите слова, в которых вы услышите звук [Д].
У нас за печкой, за трубой
Живёт весёлый домовой.
Не боимся мы его,
Дружим с ним давным-давно.
Дети: Домовой, давным-давно, дружим.
(Логопед ещё раз читает потешку, дети рассказывают её Домовёнку)
Домовё нок: Молодцы выполнили все мои задания. Получайте букву Д. (Логопед ставит букву в домик согласных букв).
Логопед : Спасибо, дети, вы очень правильно сделали, что помогли букве Д встать на своё место. Давайте с Домовёнком будем пить чай.