наталья учайкина
НОД «Познание». Ознакомление с окружающим «Огонь — друг, огонь — враг», с использованием элементов ТРИЗа
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по ознакомлению с окружающим
«Огонь – друг, огонь – враг»
Старший возраст
Цель:
систематизация и закрепление знаний об одной из природных стихий (огне, возможности использования его человеком;
закрепление правил пожарной безопасности.
Отработка навыков поведения в экстремальной ситуации, закрепление знания домашнего адреса.
Образовательные задачи
учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг;
Публикация «НОД „Познание“, Ознакомление с окружающим „Огонь — друг, огонь — враг“, с использованием элементов ТРИЗа» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
учить детей видеть противоречия, уметь их решать.
Развивающие задачи
развивать творческое воображение:
развивать умения двигательной и мимической выразительности через использование приема эмпатии;
формировать умение понимать учебную задачу.
Воспитательные задачи
воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
воспитывать чувство благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях
Ход занятия
Фантазирование под музыку. Детям предлагается отрывок спокойной пьесы, который прослушивается в полной тишине с закрытыми глазами. Затем дети рассказывают о своих представлениях.
Воспитатель: А мне представился тихий, сумрачный вечер, по комнате медленно расползается темнота, а на столе…. Хотите узнать, что я видела на столе? Отгадайте.
Решение задачи «Да – нет»
Это свеча. (внести горящую свечу. Свет гасится, дети сидят кружочком вокруг свечи, наблюдают за огоньком).
Предложить детям словами определить свое внутреннее состояние в этот момент.
Вопросы:
какого цвета огонек свечи?
Можно ли определить одним цветом?
Можно ли определить форму пламени ( понятие относительности: и «да» и «нет»?
Почему иногда говорят так: языки пламени?
Физкультминутка под музыку
Дети изображают свечу в момент горения: тающий воск, колеблющееся пламя
Воспитатель достает цилиндр
Вопросы:
Что это?
Какого цвета цилиндр?
Что бывает красного цвета?
Ответы детей
Воспитатель: вы правильно заметили, что этот цилиндр похож на огонь. Это и есть огонь. Но огонь, с одной стороны, хороший, добрый, а с другой стороны, он – плохой, злой.
Когда огонь – хорошо?
Дети называют предположение и делают шаг вперед
Воспитатель правильно, вы рассказали мне о том огне, который помогает нам в жизни. Он помогает нам готовить еду, дает нам тепло и свет. Это хороший огонь (поворачиваем цилиндр веселой, доброй стороной)
Скажите, а когда огонь может стать плохим?
Ответы детей
(поворачиваем цилиндр черной стороной)
Воспитатель а как же появился у человека огонь? Раньше, когда люди жили в пещерах, они ели сырое мясо. Однажды, в сильную грозу, загорелся лес. В огне погибло животное. Человек нашел его и решил съесть его мясо. Ему понравилось. Он пришел домой и рассказал своим друзьям, что мясо, обжаренное на огне мягче и вкуснее. Постепенно люди приручили огонь : сидели вокруг костра, грелись, готовили еду. А теперь?
Посмотрите на картинки. Где люди используют огонь? Обсуждение
Картинки: кузница, воздушный шар, печка, взлет космической ракеты
Воспитатель давайте представим, что бы было, если б человек так и не научился управлять огнем?
Ответы детей
Воспитатель ребята, наш огонь хочет поиграть с вами. Давайте покажем ему, когда он бывает плохим, а когда хорошим.
Игра «хорошо – плохо»
Хорошо – красный цвет; плохо – синий.
Вопросы:
Огонь в лампочке…
Огонь зажег штору….
Огонь помогает готовить обед…
Огонь зажег в лесу дерево….
Огонь в лампочке обжег коту нос…
Огонь помогает обогревать квартиру…
Воспитатель итак, огонь может быть другом, а может быть врагом.
Что может случиться, если с огнем обращаться неосторожно?
Можно ли оставлять включенным утюг, плиту, телевизор?
Почему родители не разрешают вам брать спички?
Физкультминутка под музыку
Давайте представим себе, как танцует огонь. Танец огня с ленточками.
Игра «если возник пожар»
Воспитатель Этот шар в руках недаром
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,
Где взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой ….
Ребенок. Пожар (передача шара)
Воспитатель раз, два, три, четыре –
У кого пожар….
Ребенок. В квартире
Воспитатель дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил…
Ребенок. Утюг
Воспитатель красный отблеск побежал
Кто со спичками….
Ребенок. Играл
Воспитатель стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил белье над ….
Ребенок. Газом
Воспитатель пламя прыгнуло в траву
Кто у дома жег ….
Ребенок. Листву
Воспитатель кто бросал в огонь при этом
Незнакомые ….
Ребенок. Предметы
Воспитатель помни каждый гражданин
Этот номер ….
Ребенок. Ноль один
Воспитатель дым увидел – не зевай, и пожарных ….
Ребенок. Вызывай
Воспитатель можно ил справиться с пожаром?
Кто помогает бороться с огнем?
Чем пожарные гасят пламя?
Что делать, если вдруг начался пожар?
Воспитатель итак, нужно вызвать пожарную команду
д/у «телефон»
дети по очереди набирают на игрушечном телефоне 01 и проигрывают ситуацию вызова команды, называя полный домашний адрес, свои ФИО.
Итог занятия: что вы узнали сегодня для себя важного?
Если вам понравилось занятие – покажите красной стороной, если нет – синей.