Ризида Фарадисовна Хакимзянова
НОД по обучению грамоте в средней группе «Путешествие паровозика из Ромашково»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие паровозика из Ромашково
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9»
НОД
«Путешествие паровозика из Ромашково»
Образовательные области: «Коммуникация» и «Познание»
(введение в звуковую действительность)
Воспитатель
1 квалификационной
категории
Хакимзянова
Ризида Фарадисовна
Губаха – 2013г.
Цель: закрепление знаний о звуках, слогах в словах.
Публикация «НОД по обучению грамоте в средней группе „Путешествие паровозика из Ромашково“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Задачи:
- закреплять способность интонационно выделять звуки в словах,
определять первый звук,
- закреплять умение подбирать слова на заданный определённый звук,
различать акустически твёрдые и мягкие фонемы согласных звуков,
делить слова на слоги,
- упражнять в составлении слов по заданному количеству слогов;
- развивать внимание, память, произвольности движений;
- воспитывать наблюдательность, чувство товарищества.
Материал
Демонстрационный:
- сюжетные картинки из мультфильма «Паровозик из Ромашково» (6шт.);
- иллюстрации птиц: ласточка, чибис, грач, перепёл, скворец;
- иллюстрации первоцветов (в виде букета и медалек (на каждого ребёнка) –
для деления на 4 группы) : шафранов, адонисов, мать-и-мачехи, подснежников;
- картинки (подсказки) из самостоятельно созданной игры «Скороговорки в
картинках».
Раздаточный:
- картинки паровозиков и вагончиков
( на звуки: Ц, Ч, Щ, М, Б, С, Д, Ж, К, З, Т, Л, Ш, Р) – для сборки по первому
звуку (из дополненной игры «Чтение»);
- рисунки полянок со схемами (полоски с кругами) для подбора односложных,
двусложных, трёхсложных и четырёхсложных слов.
I Игровой момент:
- Ребята, послушайте загадку:
Братцы в гости снарядились –
Друг за друга прицепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.
- О чём эта загадка? (о поезде) – [показ 1-ой картинки с паровозиком].
- Правильно. Жил был Паровозик. Он очень любил путешествовать с девочками, мальчиками и их родителями [показ 2-ой картинки с паровозиком].
II Упражнение на закрепление способности интонационно выделять звуки в словах, определять первый звук, различать акустически твё рдые и мягкие фонемы согласных звуков:
- Но когда Паровозик приезжал на станции - всегда опаздывал. Хотите узнать почему?
- Тогда вспомните названия прилетающих к нам птиц с приходом весны. Назовите их, выделяя первый звук. Как звучит первый звук в слове (твёрдо или мягко?
[дети показывают изображённых перелё тных птиц: ласточка, чибис, грач, перепёл, скворец – выделяют первый звук и называют слово; называют первый звук; уточняют, как он звучит – твёрдо или мягко].
- Оказывается, Паровозик-путешественник задержался, потому что один из птенцов, появившийся с приходом весны, выпал из гнезда. А Паровозик вернул его в гнездо [показ 3-ей картинки с паровозиком].
III Упражнение на закрепление способности подбирать предложенные и придумывать свои слова на заданный определённый звук (дети делятся благодаря жетонам на 4 группы, собирают вагончики с подписанными картинками на заданные звуки; придумывают слова на звуки, которые везут паровозики) :
- И в следующий раз опять задержался Паровозик. Конечно, вы об этом узнаете. Для этого надо побывать на разных цветочных полянках [дети по полученным жетонам делятся на 4 группы, на столах собирают по 4(5)паровозиков по первому звуку – на вагончиках слова с картинками]. Разойдитесь по полянкам – согласно тем цветам, которые есть у каждого – и соберите рассыпавшиеся паровозики (- это друзья нашего Паровозика-путешественника).
[Дети собирают паровозики :
1 группа :
Щ – щётка, щука, щипцы, щенки, щавель;
Д – дудка, дом, дыня, дерево, девочка;
З – зонт, заяц, зебра, зеркало, земляника (4 слога);
Т – таз, торт, тыква, торшер, телефон;
2 группа :
Ц – цирк, цапля, цилиндр, цепочка, цыплёнок;
Б – бык, бант, банан, барсук, бегемот;
Л – лук, лист, лампа, лопата, лягушка;
Р – рыба, рак, робот, ракета, ракушка;
3 группа :
Ч – чай, часы, чеснок, чайка, чемодан;
С – слон, сыр, сено, сумка, собака, серёжки, самолёт, семечки;
Ш – шар, шишка, шуба, шинель, шоколад;
4 группа :
Ж – жук, жаба, жёлудь, жираф, журавль,
М – мяч, мыло, мишка, машина, мухомор;
К – кот, крот, комар, кролик, кенгуру].
- А чтобы каждый из паровозиков двинулся в путь – попробуйте придумать свои слова на заданные звуки [дети придумывают свои слова].
IV Физминутка:
- Ребята, давайте покажем, как …
Эти нежные цветы
Распускают лепестки
Ветерок чуть дышит –
Лепестки колышет.
Эти нежные цветы
Закрывают лепестки -
Тихо засыпают,
Головками качают.
- Какие первые весенние цветы мы с вами сейчас показывали? (мы показывали подснежники, мать-и-мачеху, адонис, шафран – этими цветами у детей обозначены полянки, на которых они собирали паровозики)
- Вы совершенно правы, ребята, Паровозик задержался из-за цветов. И это были ландыши [показ 4-ой картинки с паровозиком].
V Упражнение на закрепление способности делить слова на слоги, находить слова по заданному количеству слогов (дети раскладывают на своих зелённых полянках под схемами вагончики с картинками в зависимости от количества слов на три (четыре) группы) :
- И ещё раз задержался Паровозик-путешественник, прибыв с опозданием на станцию. Причина вам будет известна очень скоро. А пока вернитесь к своим полянкам. Пока вы отсутствовали – там появилась первая травка (добавляется на каждую полянку нарисованная травка с тремя схемами – для подбора односложных, двусложных и трёхсложных слов).
[***Для 1-ой группы на полянке помещено 4 схемы: для подбора односложных, двусложных, трёхсложных и четырёхсложных слов].
- Вам надо разложить ваши паровозики и вагончики согласно предложенным схемам.
- Предложите свои слова к схемам (в зависимости от количества слогов).
- Оказывается, в очередной раз Паровозик задержался в поездке, так как увидел как рассвет и услышал первое пение соловья [показ 5-ой и 6-ой картинок с паровозиком].
VI Итог (подбор скороговорок по картинкам, встретившимся в паровозиках) :
- Мы с вами сегодня много говорили о весне и о том, чем можно любоваться, что нужно беречь и за чем ухаживать в природе.
- И вспомнили, что звуки бывают… какие по звучанию? (звуки бывают твёрдые и мягкие)
- А слова могут маленькими и состоять из? (1-го слога)
- И побольше? (из 2-х, 3-х и более слогов)
***
- Слоги образуют слова. А из слов можно сложить предложения и даже скороговорки.
- Вспомните скороговорки о весне, о птицах, насекомых (показ картинок).
(Дятел долбит древний дуб –
Добрый дятел дубу люб.
Жук упал и встать не может –
Ждёт он кто ему поможет.
Кукушка кукушонку купила капюшон,
Надел кукушонок капюшон –
Как в капюшоне он смешон.
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу –
Прививки делать им пора
Для укрепления пера».
С виду бабушка Улита
И сурова и сердита –
Вы зайдите в гости к ней,
Да отведайте сластей.)
- Спасибо детям за активную работу. А ещё я вам предлагаю обязательно посмотреть мультфильм «Паровозик и Ромашково» - ведь именно с этим главным героем мы сегодня и встретились.
Картинки к НОД: