Елена Николаевна
Открытая НОД с использованием ИКТ в средней группе «Путешествие в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в зимний лес»
Конспект открытого просмотра непосредственной образовательной деятельности в средней группе по освоению образовательной области «Познание + художественное творчество» с ИКТ
Провела
воспитатель I квалификационной категории
Фатеева Е. Н.
2013
Цель: расширение и обогащение знаний детей о жизни леса зимой.
Программные задачи:
- закрепление и расширение представлений детей об изменениях в жизни диких животных с наступлением зимы;
-закрепление знания детей о сезонных изменениях в природе;
Публикация «Открытая НОД с использованием ИКТ в средней группе „Путешествие в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
-закрепление обобщающих понятий «дикие животные», «зимняя одежда и обувь»;
-развитие любознательности и творческих способностей детей.
Интеграция с ОО «Коммуникация» :
- формирование словаря (название диких животных, птиц);
- развитие связной речи (развитие диалогической и монологической форм речи).
Интеграция с ОО «Социализация» :
- формирование доброжелательных отношений между детьми, желание помочь в трудной ситуации.
Интеграция с ОО «Художественная Литература»
- закрепление знаний о сказках на зимнюю тему;
Интеграция с ОО «Художественное творчество» :
-формирование умения создавать рисунок нетрадиционным способом (нанесение краски на капустный лист).
Формы организации детской деятельности: игровые ситуации, словесные, дидактические игры, беседа.
Материал: иллюстрации с изображениями различных видов одежды и обуви, картинки с изображением зимующих птиц, использование ИКТ (ноутбук, проектор, презентация «Путешествие в зимний лес», муляжи диких и домашних животных, гуашь, кисти, картон, салфетки, пластиковые досточки, капустные листья.
Предварительная работа: разгадывание загадок о диких животных, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций с изображением пейзажей зимнего леса.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, дети. Здравствуйте гости. Посмотрите дети на наших гостей и улыбнитесь, потому что гости к нам пришли сегодня не случайно. Они вместе с нами отправятся в путешествие. Вы любите путешествовать? Замечательно! Но какое время года сейчас? (зима) Как мы одеваемся на зимнюю прогулку?
Игра «Что надеть?»
Дети подходят к мольберту, на котором расположены картинки с изображением различной одежды, среди которых нужно выбрать зимнюю одежду и обувь.
- Ну что же, ребята, одежду мы себе выбрали. Давайте одеваться!
Логоритмическое упражнение на ковре «Одеваемся на прогулку».
Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)
Но мы пойдем гулять с тобой, (шаги на месте)
Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)
Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку)
Я надену шарфик, потуже завяжу, («завязываем» шарфик)
А потом красивые, теплые, пушистые, (показываем кисти рук)
Крошки – рукавички на ручки натяну, (поглаживаем тыльную сторону ладоней)
И хотя я маленький (руки на пояс)
У меня есть валенки. (ноги поочередно выставляем на пяточку)
Возьму с собою санки в лесочек я пойду. (шаги на месте)
На горку поднимусь (руки поднять вверх)
И с горки прокачусь! У-у-у-ух! (быстрое движение рук вниз)
- Итак, мы оделись потеплее и теперь можем отправляться в наше путешествие, где мы увидим, какие изменения произошли в лесу с наступлением зимы.
Дети становятся в круг, закрывают глаза, звучит волшебная музыка.
2 слайд (зимний лес)
-Вот мы и попали в зимний лес. Давайте представим, что мы на лесной полянке. Садитесь на пенёчки. Посмотрите, какая красота вокруг!
Словесная игра «Скажи, какой лес?» (Подобрать определения к слову лес - красивый, заснеженный, белый, холодный)
Ой, ребята, послушайте, что за стук раздаётся в лесу?
Дидактическое упражнение «Угадай, чей это голос?»
3 слайд (дятел)
Это же дятел. Что это за птица, почему он стучит? (лесная птица, ищет насекомых). Как ещё люди называют дятла (Лесной лекарь).
- А вы знаете, я сегодня утром получила конверт из зимнего леса. В нём были фотографии птиц. Посмотрите, я разместила их на доске.
Игра «Кто лишний?»
-Посмотрите, ребята, кого из птиц не встретишь в зимнем лесу. ( картинки птиц: дятел, сова, синица, снегирь, сорока, голубь, ласточка, ворона) Голубь не лесная птица, живет рядом с людьми; ласточка – перелётная птица, вернётся с юга только весной. Зимой птицам мало корма, поэтому они летят ближе к людям. Надо ли людям заботиться о птицах, почему, как?
Ну что же, вернёмся на нашу лесную полянку на пенёчки.
-Ребята, мне кажется, что кто-то на дереве прячется.
Чтобы узнать кто, нужно отгадать загадку:
Скачу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
4 слайд (белка на ветке)
-Где живет белочка? Как она к зиме подготовилась? Где она хранит свои запасы?
5 слайд (белочка зимой и летом)
Дидактическая игра «Сравни по описанию»
-Посмотрите на этих белочек. Чем они отличаются?
-Какая шубка у белочки зимой? Какая шубка была летом?
- Осенью белочка линяет. Рыжая шерстка выпадает, а на ее месте вырастает новая – серая и теплая. Цвет шерстки она меняет для того, чтобы ее трудно было заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть защищает от зимних морозов. Заберется белочка в дупло, укроется своим пушистым хвостиком и не страшны ей никакие холода.
- Ребятки, а давайте тоже ненадолго превратимся в белочек и разомнёмся на нашей полянке.
Физминутка «Белочка» (на ковре)
Зарядкой белочке не лень заниматься целый день.
С одной ветки прыгнув влево, на сучке она присела.
Вправо прыгнула потом, покружилась над дуплом.
Влево, вправо целый день, прыгать белочке не лень.
- Молодцы, присаживайтесь на пенёчки.
-Ой, ребята, послушайте, кто это фырчит? (упражнение «Узнай по голосу»)
Отгадайте загадку.
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ответы детей)
6 слайд (Ёж) .
- Почему ежик сердится? Мы, наверное, его разбудили!
В конце осени еж сворачивается в клубок и спит в теплой норке, устланной травой, листьями. Всю зиму он спит и запасов на зиму ему делать не надо, как белке. Но перед тем как залечь в спячку, еж осенью наедается, и у него под кожей накапливается жир. Поэтому он не голодает. Просыпается еж весной, когда станет тепло. Между прочим, ёжик - хищник, он питается червяками, слизнями и другими мелкими животными.
- Давайте мы ежа развеселим, чтобы он на нас не сердился.
Пальчиковая гимнастика «Серый ежик».
- Убежал ежик в свою теплую норку спать. Ребята, а еще, какое животное спит зимой? (Ответы детей)
- Медведь. А где он спит? (Ответы детей)
7 слайд (медведь в берлоге)
- Он в берлоге крепко спит, и его нельзя будить.
- Медведь делает запасы на зиму? (Ответы детей)
- А почему он не делает никаких запасов? (Ответы детей)
- Правильно. Он летом и осенью жир копил, много ел и много пил.
У него одна работа – крепко спать и весны ждать.
Медведь большой, бурый, пушистый. Он животное всеядное. Съест любое животное, которое сумеет поймать. Ест и растения: сладкие ягоды, дикорастущие плоды, сочные корешки, любит медведь и пчелиный мед. Когда мало еды – ест и траву, и мох, и кору деревьев. Медведь – искусный рыболов. Зимой залегает спать в берлоге, в чаще леса. Берлога – это глубокая яма в земле. В берлоге тепло.
-Ребята, а вы знаете, что к нам в гости пришёл медвежонок из мультфильма, вы все его хорошо знаете. Догадались, как его зовут? Следите глазками за Винни-Пухом и остальными движущимися героями.
8 слайд (Электронная физминутка для глаз «Винни-Пух»)
- Молодцы, продолжаем наше путешествие. Кого же ещё мы встретим в зимнем лесу? Слушайте загадку.
Рыжая плутовка
Спряталась под елкой,
Зайца ждет хитрюга та.
А зовут ее? (Лиса)
9 слайд (лиса)
- К зиме у лисы тоже вырастает теплая шерстка. Как вы думаете, она меняет свой цвет? Лиса зимой рыжая, потому что ей не от кого прятаться, она – хищник. - А где дом у лисы? (Ответы детей) Лиса живет в норе. Там спит, отдыхает, а затем охотиться начинает.
-Вы знаете, ребята, мне кажется, не зря хитрая лисичка прибежала к нам на полянку, наверное добычу почуяла? Послушайте, о ком эта загадка.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
10 слайд (заяц в летней и зимней шубке)
- Смотрите, и правда зайчик под кустом притаился, боится, что лиса его заметит. Что помогает зайке быть незаметным для хищников?
- Ребята, зайцы меняют серую шерстку на белую и теплую. - Зачем зайчик меняет цвет шерстки? (Ответы детей) Чтобы прятаться от хищников: спрячется в сугробе, прижмет ушки, закроет глазки и сидит тихонечко, словно белый снежок. Как вы думаете, зайцы делают запасы на зиму? (Ответы детей)
- Зайцы не делают запасы на зиму. Зимой они грызут веточки, кору деревьев, из-под снега достают корешки. Спит заяц под кустом. А если стоят сильные холода, роет себе в снегу глубокую норку. Ест корешки растений, молодые побеги кустарников, зимой грызет кору деревьев. Заяц травоядный.
- Ребята, мне кажется, я слышу ещё чьи-то голоса? Послушайте! (Воют волки)
11 слайд (волки)
-Наверное, тоже зайчатины захотели.
«Волка ноги кормят» – гласит народная пословица, потому что он бегает на большие расстояния. Охотятся волки в основном стаями, нападают не только на зайчиков, но и на более крупных животных (лосей, оленей). Живёт волк в норе, ещё её называют «волчье логово».
-Ребята, а давайте поможем зайке спастись от злых хищников. Для этого у нас есть вот такие волшебные колокольчики.
12 слайд (колокольчики)
-Колокольчики эти - сказочные, сейчас они заиграют, и мы попадём с вами в страну зимних сказок, и зайчика с собой возьмём. А вы внимательно смотрите, и угадывайте названия этих сказок.
13 – 17 слайды (Иллюстрации к сказкам)
-А вы знаете, что Снежная Королева и к нам прилетала на своих ледяных санях. Посмотрите, она заколдовала всех животных и забрала в свой ледяной дворец. (Дети подходят к столу, где расположены муляжи диких и домашних животных).
- Давайте поможем зверям вернуться в свои жилища.
Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Как называются животные, которые живут рядом с человеком? А те, которые живут в лесу? (Ответы детей)
- Ребята, мы так долго с вами путешествовали по лесу, что не заметили, как в лесу наступил вечер.
18 слайд (вечерний лес, сова)
-Посмотрите, как красиво садится солнышко за горизонт, лес засыпает, становится тихо…
Но чей-то голос нарушает лесную тишину? Послушайте, кто это кричит?
Дидактическое упражнение «Чей это голос?»
- Правильно, это собралась на охоту сова. А почему её называют ночной птицей? На кого она охотится?
- Ну что же, ребята, вслед за вечером на лес опускается ночь.
19 слайд (ночной лес)
Как вы можете его описать? (Тёмный, мрачный, таинственный, дремучий)
А давайте мы с вами тоже нарисуем ночной зимний лес. Но рисовать мы будем необычным способом и используем для этого капустные листочки.
Дети рассаживаются за столом и изображают ночной зимний лес методом нанесения белой гуаши на листья пекинской капусты с последующим отпечатыванием на черном картоне.
20 слайд (образец рисунка «Ночной зимний лес»)
Рефлексия
-Ребята, вам понравилось наше путешествие? Где мы побывали? Каких зверей встретили?
В память о нашем путешествии я хочу подарить вам альбомы для аппликаций, в которых вы увидите ваших любимых животных, а так же узнаете больше об их любимых лакомствах.
Спасибо всем за внимание!