Оксана Четвергова
Конспект НОД «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Цель: ознакомление детей с бытом русских крестьян.
Задачи:
1. Продолжать знакомство детей с жилищем русского человека: с избой, рубленной из бревен, с народным костюмом.
2. Расширить представления детей о главной части избы – печи; мебели: стол, лавки, люлька; предметах обихода: ухват, кочерга, хлебная лопата, чугунок.
Публикация «Конспект НОД „Русская изба“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
3. Обогатить словарный запас детей названиями предметов быта: ухват, кочерга, хлебная лопата, чугунок, красный угол.
4. Формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки, умения отгадывать загадки.
5. Учить находить аналог в современном мире, развивать логическое мышление.
6. Воспитывать у детей желание сделать своими руками угощения для гостей.
7. Продолжать знакомить с русскими традициями: гостеприимство, почитание взрослых, традиция, чаепитие.
8. Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.
Материалы, оборудование: мультимедийное оборудование; макет русской избы; русская народная одежда; лапти; предметы быта: печь, хлебная лопата, чугунок, ухват, кочерга, люлька, прялка, сундук, рубель, утюг; мебель: стол, лавки, полка; посуда: самовар, чашки, ложки; фартуки; формочки; соленое тесто; салфетки; противень.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок; просматривание иллюстраций; беседы; слушание русских народных песен; разучивание и проведение с детьми русских народных игр; организация развлечений, праздников; просмотр мультфильмов, презентаций по организации быта и традициям русского народа; посещение музея; оформление альбомов, генеалогического древа, гербов семьи; организация выставок.
Ход занятия:
Под русскую народную мелодию, дети входят в зал, оформленный в стиле русской избы.
Воспитатель. Здравствуйте, гости дорогие, здравствуйте дети! Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в старину. (Слайд №1)
Стоит избушка из бревна.
Ее собрали без гвоздя,
Когда доставили сюда,
Тем самым, жизнь ей вновь даря.
Обратите внимание, что я одета в русский народный костюм, в такой одежде ходили давным-давно ваши прапрапра–бабушки. Скажите ребята, отличается она от современной одежды ваших мам? (Слайд №2)
Дети. Да, отличается.
Воспитатель. Какую одежду носят ваши мамы? (Ответы детей)
Конечно, отличается. Но не только одежда и все окружающие предметы, вся жизнь стала другой. Давайте присядем и поговорим об этом. (Дети садятся на стульчики полукругом).
Давным - давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами, а еще можно назвать срубами. (Слайд №3) Как вы думаете почему?
Дети. Потому что их рубили топорами.
Воспитатель. Рубили избы из сосны, ели и лиственницы. Как вы думаете почему брали эти деревья? (Слайд №4) (Ответы детей)
Да, потому что эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб и удерживали внутреннее тепло, долго не гнили. А еще существовал обычай под углы дома класть деньги, шерсть и ладан. Ребята для чего клали все это под углы дома? (Ответы детей)
Да, деньги – для богатства, шерсть – для тепла, ладан – для святости. Народные умельцы строили дома без пил, гвоздей, только с помощью топора.
Как называли людей, занимающихся этим ремеслом? (Слайд№5)
Дети. Их называли плотниками.
Воспитатель. Ребята, в старинной русской избе была одна комната, как вы думаете, как она называлась?
Дети. Эта комната называлась – горницей.
Воспитатель. Правильно, горница. (Слайд№6)
И все в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и посуда и мебель.
А что занимало много места в горнице? Что бы ответить на этот вопрос, отгадайте загадку:
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.
Накормишь – живет,
Напоишь – умрет. (Печь) (Слайд №7)
Да, это печь. Еще печку можно назвать Чудо – печка. Почему? (Ответы детей)
Правильно, она творила чудеса. В ней готовили вкусную кашу, щи, выпекали хлеб, грели воду, зимой она обогревала от холода, на ней спали и даже в ней купались. А случалось, и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут домой мокрые, замерзшие. Где сушить одежду и валенки? Оказывается, печь и сушит. И не только одежду. Что еще можно сушить на печи? (Ответы детей) (Слайд №8-9)
А еще, дети печь лечит! Если дети пришли с прогулки промокшие, что с ними может случиться? (ответы детей) Уложат простуженного на печку, она его прогреет лучше всяких горчичников – простуда пройдет. Вот почему в старину говорили: «Печь – всему голова». Она и кормит, и греет, и сушит, и лечит. (Слайд №10)
Печь объединяла всю семью; зимними вечерами возле нее собирались все домочадцы и рассказывали друг другу сказки или истории, пели песни, занимались рукоделием. (Слайд №11-12)
Ребята, давайте и мы встанем возле русской печки и споем песню.
(Приложение 1)
Доносится шум из-за печки. Появляется сверчок.
Сверчок. Здравствуйте ребята, я услышал, как вы хорошо поете. Вы меня так порадовали, что мне захотелось и вас порадовать. Я расскажу вам небылицу:
Ваня, Ваня простота,
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед,
И поехал в огород.
А вы знаете небылицы?
Кто хочет рассказать какую-нибудь небылицу? (Приложение 2)
Воспитатель. Позабавили, потешили нас небылицы. Но какое веселье без плясок и игр.
Хороводная игра: «Ах вы, сени мои, сени» (Приложение 3)
Какие присказки, поговорки, выражения вы знаете о русской печке?
(Слайд№13)
Дети. «Уж лучше хлебом не корми, но с печи не гони»;
«Печь нам мать родная»;
«На печи все красное лето»;
«Без печи хата – не хата»
Воспитатель. Возле печки стоят разные предметы. Рассмотрите их.
Встану рядышком у лавки.
Вместе с вами постаю,
Загадаю вам загадки
Кто смышленей - погляжу.
Я загадаю загадки, а вы их отгадайте и покажите этот предмет.
«Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (Чугунок)
Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве, в нем готовили пищу. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Слушайте следующую загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт. (Ухват)
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.
Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.
Черный конь, скачет в огонь. (Кочерга)
Назовите главное назначение кочерги.
Ребята, все эти предметы называют домашней утварью. (Слайд №14)
Вы знаете, что старинные предметы быта, отличаются от современных предметов. Какие современные предметы быта заменили старинные? Чтобы это узнать, поиграем в игру.
Игра»Раньше и теперь» (Слайд №15-22)
Воспитатель называет предметы старины, а дети современные. При правильном ответе детей, на интерактивной доске появляется аналог предмета современного мира.
Воспитатель. (на фоне тихой музыки) Я вам предлагаю испечь печенье для себя и гостей (готовое тесто, формы для вырезания, дощечки, салфетки, противень). (Слайд №23)
Спрошу у детей последовательность изготовления печенья.
Пока наше печенье печется, я вам расскажу еще об одном важном месте в доме. (Слайд №24)
По диагонали от печи в избе находился красный угол, это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». Красный угол – самое почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по приглашению хозяев.
Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название «красный» означает «красивый; светлый». Его убирали вышитыми полотенцами, открытками. На полке возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь. (Показ слайда).
Так же в красном углу стоял стол, за котором собиралась вся большая семья. Каждый член семьи знал свое место за столом. Когда вся семья собиралась, все сидели чинно (прилично) спокойно, ели не торопясь. А если ребенок вел себя очень шумно, то получал ложкой по лбу.
В старину люди любили принимать гостей. И когда приходил гость, его обязательно угощали.
И недаром в старину говорили: «Не красна изба углами, а красна пирогами!» (Слайд №25)
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше с вами путешествие в старину. Что интересного и нового вы узнали? Что вам больше всего понравилось и запомнилось? С какими предметами старины вы познакомились? (Ответы детей)
Хотели бы вы еще раз отправиться путешествовать в старину? (Ответы детей)
Молодцы! В заключении, я хочу вам сказать, что это путешествие не последнее. Мы с вами и дальше будем знакомиться с бытом и традициями русского народа.
Давайте же и наших гостей угостим печеньем!
Список используемой литературы
1. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.
2. О. Л. Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.
3. А. Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.
4. Т. А Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством»Санкт-Петербург. Издательство Детство-Пресс 1999год.
5. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.
6. Г. В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизетрейдинг», 2004 – 128 с.
7. Л. В. Соколова, А. Ф. Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003 – 196 с.
8. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Программа. Учебно-методическое пособие. СПБ. Детство-Пресс,2010
9. М. Ф. Литвинова «Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста». Практическое пособие. М. Айрис-Пресс,2003
10. Интернет ресурсы.
Приложение
Приложение 1
Песня «Русская печка»
1. В старину так повелось:
Как ручей без речки,
Наша русская изба
Не живет без печки.
В ней пекутся пирожки,
Блинчики, оладушки,
И с любовью говорят
Дедушки и бабушки:
Припев:
«Русская печка-огонь, уголек,
В небо голубое вьется дымок,
Стеночки беленые, как ты хороша,
Русская печка, русская душа!»
2. Ах, как хочется зимой,
Возвратившись с речки,
Как Емеля, полежать
Час-другой на печке.
А потом чайку попить
С дедушкой и бабушкой.
До чего же хороши из печи оладушки!
Припев: (тот же)
Приложение 2
Перевертыши (небылицы)
1. Ехала деревня
Мимо мужика,
А из под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Он из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота
Крыши испугались,
Сели на ворон.
Лошадь подгоняет
Мужика кнутом.
2. Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
Приложение 3
Хоровод: Ах вы, сени мои, сени
1. Ах вы, сени мои, сени,
Сени новые мои,
Сени новые, кленовые,
Решетчатые!
2. Выходила молода
За новые ворота,
Выпускала сокола
Из правого рукава,
3. На полетике соколику
Наказывала:
«Ты лети, лети, соколик,
Высоко и далеко.
4. И высоко и далеко,
На родимою сторону;
На родимой на сторонке
Родной батюшка живет».
5. Ах вы, сени мои, сени,
Сени новые мои,
Сени новые, кленовые,
Решетчатые!