Светлана Аристова
НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Ступеньки технического прогресса»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи.
Познакомить детей с историей создания предметов быта и процессом их преобразования человеком. Подвести к пониманию того, что человек создал многообразие форм предметов, чтобы ими было легче пользоваться; что человек – творец, создатель. Формировать эстетически развитую личность, эмоционально отзывчивую на исторические факты становления и развития национальной культуры, ее традиции и обычаи. Совершенствовать у детей понимание важности безопасности жизнедеятельности: знания о способах сохранения здоровья. Закрепить представление детей о богатстве предметного мира. Активировать познавательную и мыслительную деятельность, творческое воображение. Развивать интерес и желание знать прошлое предмета. Воспитывать гордость за русский народ.
Публикация «НОД с детьми старшего дошкольного возраста „Ступеньки технического прогресса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Интеграция образовательных областей
: «Коммуникация», «Познание», «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Чтение художественной литературы».
Оборудование и материалы
: Д/и «Соедини по точкам», «Назови такой же предмет», «Собери целое из частей», карточки с изображением осветительных приборов, листы бумаги, цветные и простые карандаши.
Ход НОД
- Ребята, я вам сейчас что-то расскажу, подходите все скорее ко мне. Утром, когда я подходила к садику, мимо меня пролетела сорока и уронила вот этот конверт.
Сорока-белобока
Прилетела издалека,
Не сказала, где была.
Но зато она, ребята,
Очень хитрые картинки
Нам в конверте принесла.
Давайте посмотрим, что же в нем есть.
- Ой, кто-то плачет за дверью. Давайте поскорее откроем дверь. Ребята, да это же домовенок Кузя!
Вос-ль: Кузенька, что случилось? Почему ты плачешь? И как ты к нам попал?
Кузя: Я долгое время жил один в комнате за печкой, а теперь мне стало очень скучно и грустно. Мне хочется побегать, поиграть с ребятами.
Вос-ль: Да ты не плачь! Оставайся у нас в детском саду, а ребята уж точно не дадут тебе скучать, они знают очень много разных игр. А еще у нас есть интересное письмо. Давайте все вместе и узнаем, что в нем.
Кузя: Очень все непонятно, одни кругом точки и больше ничего. И как в эти точки можно играть?
Вос-ль: Это игра: «Соедини по точкам». Необходимо все точки соединить по порядку, и тогда мы узнаем что-то интересное. За точками спрятались предметы, которые вы должны узнать и назвать.
/Дети вместе с домовенком выполняют задание и называют предметы, которые получились: лучина, свеча, керосиновая лампа, фонарь, лампочка, люстра/.
- Назовите, в каком порядке появились эти предметы?
Сначала придумали лучину. Лучина – это щепка, закрепленная на одном конце. Потом появились свечи, их делали из пчелиного воска, бараньего сала. Затем люди научились из нефти делать керосин, и появились керосиновые лампы, а потом уже фонарь, лампа и люстра.
- Молодцы! А теперь отгадайте загадки.
Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек,
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется /фонарь/.
Висит груша – нельзя скушать /лампа/.
Чудеса на потолке – повисло солнце на шнурке /люстра/.
- Для чего нужны эти предметы?
- Правильно! Эти предметы всегда помогали и сейчас помогают человеку освещать жилище, дорогу.
Вос-ль: На доске стоят карточки с предметами, которые очень похожи на ваши. Я предлагаю поиграть в игру «Найди такой же предмет и назови его».
Нужно выбрать предмет и сравнить его с тем предметом, который получился у вас при соединении точек, затем назвать его и сказать, как этот предмет может использовать человек.
- Ребята, кто же изобрел и усовершенствовал эти предметы? /ответы детей/
- Для чего человек старается и придумывает что-то новое? /ответы детей/
- Ребята, давайте пойдем дальше. Я думаю, что впереди нас еще ждут интересные загадки и игры.
Физкультминутка «По дорожке»
По дорожке, по дорожке Подскоки на правой ноге
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке Подскоки на левой ноге
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим, Бег на месте
До лужайки добежим,
На лужайке, на лужайке Прыжки на месте на обеих ногах
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немного отдохнем Ходьба на месте
И опять играть пойдем.
Кузя: Ой, на вашем ковре какие-то бумажки! Давайте я помогу их собрать!
Вос-ль: Нет-нет, Кузенька, это не простые бумажки, это следующая загадка для тебя и ребят.
Игра «Собери целое из частей»
Задание будет такое: нужно собрать эти части так, чтобы получился целый предмет. Вы должны определить, что это за предмет и для чего он нужен. При выполнении задания нужно быть очень внимательными и в помощи товарищам не отказывать.
Вос-ль: Вы очень быстро справились с заданием. А вот что за предметы получились (метла, веник, щетка, пылесос, попробует сказать Кузя.
Кузя: Ой, а мне не все предметы знакомы. Я знаю только метлу и веник, они у меня за печкой стоят. А больше ничего не знаю!
Вос-ль: Не грусти, Кузенька! Мы тебе сейчас расскажем.
Давным-давно, когда еще не было пылесоса, люди придумали веник, которым подметали мусор, а пыль вытирали мокрой тряпкой. Затем человек придумал щетку с ручкой. Щетка удобнее веника, не надо сильно наклоняться, подметает чище, но от нее, как и от веника, поднимается пыль, которая потом садится на мебель и все вещи в комнате. Люди думали, думали и изобрели электрический прибор, который и пыль глотает, и мусор собирает.
Отгадайте загадку:
Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер ТУ.
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
Ну, конечно, это пылесос. Эта «чудо-машина» глотает весь мусор и пыль и облегчает человеку уборку квартиры. Ведь за пылесосом нужно только ходить и управлять им, а все остальное он сделает сам.
Кузя: Ой, как мне интересно! Без вас я бы никогда этого не узнал!
- Ребята, вы, наверное, немного устали, давайте присядем, я вам загадаю загадки, а вы для меня и Кузи нарисуете отгадки.
Игра «Отгадай и нарисуй».
1. Горка веточек лежит,
Дунет сильный ветерок,
Загорится огонек.
Обогреет и обсушит,
И обедом угостит /костер/.
2. Что за чудо в доме нашем?
Ест дрова и корми кашей /печь/.
3. Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины,
До завтра солнца не нужны /газовая плита/.
- Ребята, что же смог человек придумать, что помогло бы ему обогреться и приготовить пищу? /костер/
Древний человек разжигал огонь, бросал в него куски мяса, рыбу, они обжаривались, но все было грязное и закопченное.
-Мы готовим себе таким способом еду? Да, иногда люди так готовят, если они находятся не дома, а отдыхают где-то на природе. А в домашних условиях люди готовят на костре? /нет/
Вос-ль: Что же человек придумал потом? /печь/
Раньше не было таких многоэтажных домов, в которых мы живем сейчас. А были маленькие дома с одной комнатой, где большую часть занимала печь. В старину говорили: «Без печи изба не изба». Она людей обогревала, в ней готовили еду, на ней можно было даже спать.
Кузя: Ой-ой! Подождите, а можно я немножко расскажу?
Ребята, я долго жил за печкой, мне было тепло и уютно там. Сколько сказок было рассказано на ней долгими зимними вечерами. Хозяин за печкой ухаживал, топил ее особенными дровами: дубовыми, березовыми, сосновыми. Ах, какой запах шел по комнате! Но печка не очень удобна тем, что может засориться, и тогда в доме будет дым, и еду на ней долго готовить, да и следить за ней необходимо, а то вдруг уголек упадет, и тогда пожар может случиться.
Вос-ль: Спасибо тебе, Кузенька, за интересный и поучительный рассказ.
- Ребята, а на чем мама готовит еду для вас? / Сейчас у нас есть газовые и электрические плиты/.
На таких плитах можно быстро приготовить обед, а в духовке даже и пироги испечь.
Ребята, нам Кузя сказал о том, что при топке печи за ней надо следить, чтобы не выпал уголек и не случился пожар. Давайте вспомним правила обращения с газовой плитой.
1. Газ зажигать могут только взрослые.
2. Не затевать игры на кухне.
3. Следить, чтобы вода из чайника не залила огонь.
4. Почувствовали запах газа – сообщите взрослым.
5. Не включайте свет, не чиркайте спичкой, а звоните по телефону 04 – вызов газовой службы.
Чтение стихотворения Т. Шорыгиной «Голубой огонек»
Голубой огонек
Папа на плите зажег.
Чайник на плиту поставил,
Огонек слегка прибавил.
Согревает он, горит –
Скоро чайник закипит,
Будем с чаем есть пирог,
Газ на кухне нам помог.
Кузя: Ребята, мне сегодня было с вами очень интересно. Но мне пора домой, без меня хозяину будет трудно. Ведь я же дом охраняю, слежу за порядком.
Вос-ль: Ребята, давайте нашего гостя угостим горячим чаем, а Кузя придет домой, снова спрячется за печку и будет вспоминать наше интересное путешествие в прошлое предметов.
Литература
Дыбина О. В. Что было до… М., 2002.
Натарова В. И. Моя страна. Воронеж, 2005.
Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми. М., 2011.
Князева О. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. М., 1997.
Семенова М. Мы – славяне. М., 1999.