НОД «Составление загадок по алгоритму» ТРИЗ технология

Наталия Вишнивецкая
НОД «Составление загадок по алгоритму» ТРИЗ технология

Цель: создание условий для усвоения детьми старшего дошкольного возраста алгоритма составления загадок по моделям.

Задачи:

• Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.

• Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни.

• Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.

• Развивать творческое мышление, память, внимание.

• Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.

Сценарный ход непосредственно-образовательной деятельности (НОД):

№ Этап занятия

(структурные компоненты деятельности) Действия участников НОД

Деятельность педагога (содержание бесед, дидактических игр, игровых ситуаций, и т. д) Деятельность детей (действия, примерные ответы) Время

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 5 мин.

1.1. Организационный момент

Организация направленного внимания

Улыбнитесь всем вокруг

И скорей вставайте в круг

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

-Ребята поиграем в игру «Продолжи предложение: «Мне нравится, когда…»

- Ребята, я тоже хочу высказать свой вариант «Мне нравится, когда приходят гости» Дети стоят вокруг воспитателя, предлагают свои версии.

2 мин

1.2. Коммуникативная деятельность

Игра «Да-нетка»

- У нас с вами сегодня присутствуют гости, давайте поприветствуем их.

- Но это не все гости, ещё один загадочный гость не показывается нам, пока мы не отгадаем, кто же он. Я предлагаю поиграть в игру «Да-нетку». Вы мне будете задавать вопросы, а я смогу отвечать только «Да» или «Нет».

Я вам немного подскажу, подсказка будет такая: наш гость не является человеком.

- Да, ребята, это кот, но это необычный зверь, а сказочный. –персонаж волшебных сказок, огромный кот, обладающий волшебным голосом. А имя у него необычное Баюн.

Как вы думаете, что означает его имя –Баюн? Баюн – это рассказчик, от глагола баять, что означает говорить, рассказывать.

Он очень любит разные байки да загадки. Дети обращаются к гостям со словами приветствия.

Дети по очереди задают вопросы, например:

- Это животное?

- Это дикое животное?

- Это домашнее животное?

- Это животное живёт в доме с человеком?

- Это собака?

- Это кот? (ДА)

Высказывания детей. предположения. 3 мин.

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП 16 мин.

2.1. Игровая деятельность

Дидактическая игра «Угадай, что спрятано» - Кот Баюн приготовил для нас игру «Угадай, что спрятано». В конверте спрятана картинка с изображениями объекта. Но вскрывать иго просто так нельзя. На конверте схема, с помощью которой мы и должны отгадать, изображение какого объекта внутри. Чтобы считать схему мы воспользуемся моделью:

«Какой?–Что такое же?»,используя слова-связки «как» или «но не».

Дети сидят полукругом вокруг воспитателя. В конвертах изображения объектов-4-5 штук. На каждом конверте схема, в которой зашифрованы фразы по модели «Признак объекта – объект, у которого есть такой же признак» (например:«Сладкое, как груша, круглое, но не мяч» - яблоко)

Признак «как»

«но не» Объект

по вкусу сладкое груша

по форме круглое мяч

2.2. Коммуникативная деятельность

- Ребята, так как называется текст, в котором дается характеристика объекта или его сравнение по признакам с другим объектом, но сам объект не называется? (Загадка)

Любая загадка - это замысловатый вопрос, требующий ответа.

Загадки появились очень давно и всегда считаются проверкой не только знаний человека, но и учат нас наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия.

В древности считалось, знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье и удачу. Так, во многих русских народных сказках, герой становится удачливым благодаря умению разгадывать загадки.

2.3. Динамическая пауза

«Веселая физминутка»

ЗАРЯДКА СЕМИ ГНОМОВ

Первый гном присел и встал, (приседания)

А второй вдруг побежал, (бег на месте)

Третий плавно покружился, (кружатся направо)

А четвёртый наклонился. (наклоны)

Пятый вправо повернулся, (поворот направо)

А шестой назад прогнулся, (наклон назад)

Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго, (прыжки)

Белоснежка же сказала: «Повторяем всё сначала!».

2.4. Совместная деятельность педагога с детьми

Пошаговый анализ алгоритма составления загадок - Кот Баюн слышал, что мы с вами тоже умеем составлять загадки.

- Вспомним алгоритм составления загадок…. Выставляются модели в помощь детям

признак Имя признака.

Какой? Что бывает такимже?

Цвет

Часть

действие

2.6. Самостоятельная деятельность детей

Составление загадок по алгоритму с помощью модели

- Ребята, я предлагаю составить загадки, и подарить их в копилку коту Баюну.

Мы разделимся на команды. Кот- Баюн приготовил нам картинки объектов о которых бы он хотел составить загадки. Н-р:

Елка

признак Имя признака.

Какой? Что бывает такимже?

Цвет зеленая лягушка

действие растет гриб

Похож

на пирамидка Но в нее не играют

Иголка. т. д

признак Имя признака.

Какой? Что бывает такимже?

Цвет

Часть

действие

Дети делятся на команды 2-3. и составляют загадки на предложенные объекты

(карточки)

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 3 мин.

3.1. Рефлексия деятельности и содержания программного материала Молодцы ребята. Справились с заданиями. Составили замечательные загадки, которые войдут в копилку к Коту – Баюну.

А сейчас я предлагаю вам нарисовать иллюстрации к нашим загадкам.

Продуктивная деятельность

Рисование.

3.2. Подведение итогов (обобщение результатов деятельности детей)

Публикации по теме:

Технология обучения детей составлению загадок Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как.

ТРИЗ-технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста ТРИЗ – технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Современное общество предъявляет новые требования.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Составление описательных загадок о животных» Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Составление описательных загадок о животных» Задачи. Связная речь:.

Конспект ООД с использованием технологии ТРИЗ. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Неудачная охота» КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ с использованием технологии ТРИЗ с дошкольниками в старшей группе №7 «Радужка» Тема:.

Конспект занятия по развитию речи «Стоит в поле теремок. Составление загадок» Конспект занятия по развитию речи «Стоит в поле Теремок» (средняя группа) Выполнила воспитатель Группы № 14 Логинова Н. А. МБДОУ.

НОД «Город математических загадок»НОД «Город математических загадок» Задачи: Закрепить знания детей о геометрических фигурах, выполнять математические примеры, вспомнить понятия –время, вес, масса тела.

НОД «Путешествие в страну загадок. Транспорт» Задачи. — Закрепить знания о транспорте и о правилах поведения в транспорте; - Закрепить правила дорожного движения: улицу переходить на.

Конспект НОД «Составление рассказа по картине «Снеговик улыбается» с элементами ТРИЗ (младшая группа) Программное содержание: -учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, составлять рассказ; - развивать тактильную чувствительность,.

Современные педагогические технологии в ДОУ. Технология исследовательской деятельности. Технология портфолио дошкольника Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск Костромской области "Детский.

ТРИЗ технология мультфильм «Берёза и муха» Видео Метод каталога каталога позволяет расширить творческие способности детей в рассказывании. Все мы ни раз сталкивались с проблемой у детей.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
НОД «Составление загадок по алгоритму» ТРИЗ технология
Опубликовано: 18 января 2018 в 19:00
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
ООД по художественно-эстетическому развитию «Пятнышки для жирафа» в группе раннего...
Задачи: систематизировать знания детей о животных жарких стран- жирафе. Продолжать развивать умения рисовать ватными палочками. Воспитывать желание...
Мастер класс по изготовлению поздравительной открытки к 23 февраля
Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! В нашей стране ежегодно отмечается множество праздников. Многие задают себе вопрос : « А есть ли...
Мастер-класс по изготовлению куклы-марионетки «Страусёнок Эму» из бросового материала
Кукла- марионетка страусенок Эму. Сложность: ниже средней Время работы: 1 день Представляю вашему вниманию мастер-класс по созданию марионетки-страуса...
Сценарий праздника Масленицы для всех групп детского сада
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям. Задачи: Создать настроение торжества и веселья; - совершенствовать двигательные умения...
Фотоотчет об участии в конкурсе «А ну-ка, мальчики»
Добрый день, гости моей страницы! В феврале в нашем ДОУ проходил конкурс "А ну-ка, мальчики", задачами которого стало развитие творческих способностей детей,...