Получи документы

Конспект НОД «Тайны ставропольской земли»

Оксана Фарух
Конспект НОД «Тайны ставропольской земли»

Цель: Познакомить детей с профессией «археолог», продолжать формировать исследовательский интерес к истории края, обогащать знания детей о его историческом прошлом; дать представление о том, что Ставропольский край располагается на дне древнего моря, познакомить с природными памятниками-скалами;

Задачи: Научить детей «считывать» зашифрованную информацию, развивать речевую активность детей, логическое мышление; продолжать воспитывать патриотические чувства к малой Родине.

Публикация «Конспект НОД „Тайны ставропольской земли“» размещена в разделах

Материал и оборудование: ноутбук, монитор, проектор, фотопрезентации: «Природные памятники Ставропольского края», «Археологические раскопки», «Предметы старины», минипесочница-раскоп, инструменты археологов (кисточки, песок, земля, гравий, кусочки ракушечника (сарматская порода, плоскостная бумажная ваза, влажные салфетки, косметическая урна.

Оформление группы: большие фотографии: пещера (располагается под монитором) и изображение горы Ставрополья (со стороны раскопа)

Ход:

Воспитатель: Друзья, сегодня, когда я шла к вам, на обочине дороги я заметила камень. Он показался мне интересным, и я решила принести его вам, чтобы мы вместе более внимательно его рассмотрели. Можете его потрогать и рассмотреть ближе. Что вы можете о нем сказать? Какой он? Может кто-то знает, как он называется? (предполагаемые ответы детей)

Д: Это ракушечник.

Воспитатель: Да, правильно. Я тоже заметила, что он слоистый и в нем просматриваются частички ракушек. Интересно, откуда в камне могут быть ракушки? Где вы видели ракушки?

Д: Мы видели ракушки на море.

В: Конечно, на море! Но, вокруг нас ведь нет моря! Тогда, откуда же в этом камне ракушки?

Дети: ?

В: Я знаю, что этот камень таит в себе секрет. И, если вы хотите, я вам его открою. Хотите?

Д: Да, хотим!

Когда-то, очень-очень давно, на месте, где находится наш родной край, разливалось море, Сарматское море. Со временем море исчезло и оставило после себя огромные скалы из ракушечника. Дожди и ветра обточили эти скалы и превратили их в природные памятники. Природные памятники может создать только сама природа, но не человек. Я предлагаю вам пройти в кинозал и посмотреть на эти памятники природы.

Посмотрите на эти фотографии… (вос-ль читает стихотворение или на мониторе идет озвученное слайд-шоу с видами кавказских гор, скал)

…Здесь миллионы лет назад

Сарматское море плескалось,

Но время прошло…и нынче оно

В поэзии скал лишь осталось.

На юге России, в степях предкавказских

Наш край Ставропольский лежит

И тайны морей, что плескались когда-то,

В сарматских породах хранит.

Воспитатель: Обратите внимание, какая интересная скала.

Мне кажется, она кого-то напоминает.

Дети: Эта каменная скала похожа на лягушку.

В: Умницы! Эта скала так и называется – «Лягушка». Как называется эта скала, Дима?

Дима: Эта скала называется «Лягушка».

В: Спасибо, молодец!

А вот еще одна.

Кто в ней угадывается?

Дети: В ней угадывается слон.

В: И скала так называется – «Слон». Как называется эта скала, Катя?

Катя: Эта скала называется «Слон».

В: Умница!

В: Друзья, выходит, что мы с вами ходим по дну Сарматского моря и у нас есть этому доказательства.

Природа и история оставили для нас много тайн и загадок. Открывать эти тайны нам помогают археологи. Вы знаете, кто это?

(предполагаемые ответы детей)

В: Правильно, молодцы! Археологи – это люди, которые изучают далекое прошлое по найденным предметам. Кто такие археологи? (2-3 ответа детей). Посмотрите, как работают археологи. (Презентация «Археологические раскопки»»)

…И вот, какие предметы старины находят археологи. (Презентация «Предметы старины»).

…И эти «тайны» прошлого хранятся, знаете где? Под землёй! Иногда, под землёй археологи находят целые города!

…Специальными инструментами очень бережно, чтобы не повредить находку, слой за слоем археологи снимают землю, песок…

(Презентация «Инструменты археологов»)

…Место, где работают археологи, называется археологический раскоп. Как называется место, где работают археологи? (2-3 ответа детей)

И у нас с вами тоже есть археологический раскоп. Но, для того, чтобы до него добраться нам нужно пройти горной тропой.

Физ. минутка: (Воспитатель и дети имитируют подъем в гору с коротким музыкальным сопровождением).

Ступает нога шаг за шагом вперед,

Всё выше, и выше, и выше.

По горной тропе путь к вершине ведет

И цель с каждым шагом всё ближе.

Вос-ль: Пришли! (Воспитатель подходит к минираскопу и открывает его. Даёт детям возможность рассмотреть раскоп, затем продолжает). Внутри раскопа всегда есть какая-то загадка, тайна. Как вы думаете, какую тайну может хранить в себе этот раскоп? (Если дети затрудняются с ответом, можно им помочь: Мы с вами видели на слайдах, какие предметы старины находят археологи.

Д: Археологи находят старинные монеты, клады, посуду, украшения, статуэтки, оружие, скелеты древних животных….

В: Да, правильно, умницы! Хотелось бы вам хоть на время стать археологами и раскрыть тайну раскопа?

Дети: Да, хотелось бы!

Воспитатель: Какие инструменты нужны археологам для работы?

Дети: Металлоискатели, лопаты, совочки, кисточки, веники…

Воспитатель: Да, молодцы! У нас с вами есть кисточки, и я предлагаю начать раскопки прямо сейчас! Ну, что, за работу?

(Воспитатель берет в руки коробку с кисточками и предлагает их детям. Подходит к раскопу и показывает, как работают археологи). Помните? Бережно, слой за слоем, чтобы не повредить находку…

Во время раскопок очень редко археологи находят целые предметы. Чаще всего они находят их по частям, по фрагментам, а потом соединяют в целое и изучают.

(Дети самостоятельно по фрагментам находят вазу и соединяют ее в единое целое.)

Воспитатель: Молодцы, вы действовали, как настоящие археологи и раскрыли «тайну» этого раскопа – нашли вазу!

Можно убрать инструмент, привести руки в порядок и внимательно изучить находку! (Воспитатель предлагает воспользоваться влажными салфетками и контейнером для мусора)

Итак, юные археологи, что необычного вы находите в этой вазе?

Дети: На этой вазе есть какие-то рисунки, символы.

(Если дети затрудняются в ответе, педагог сам им помогает)

Воспитатель: Да, и я догадываюсь, кто нам оставил эти послания. Их нарисовали древние люди. Они назывались сарматами. Когда-то, очень-очень давно они жили здесь, по берегам Сарматского моря. По этим символам мы с вами можем узнать, правда, совсем немного, о том в каких условиях жили те древние люди. Эти рисунки, как загадки для нас, которые мы с вами можем разгадать.

Солнце означает, что в древние времена в этих местах был жаркий климат. Было настолько жарко, что здесь водились животные, которых сейчас можно встретить в Индии, Африке и в Южной Америке. Каких животных вы узнали в этих силуэтах? ( предполагаемые ответы детей: жирафа, антилопу, слона).

Воспитатель: Молодцы! А еще здесь обитало такое животное, которое называлось динотерием. Динотерий был похож и на моржа, и на слона одновременно.

Воспитатель: А это что такое?

Дети: Это волны.

Воспитатель: А где мы можем увидеть волны?

Дети: На море.

Воспитатель: Волны какого моря могут быть на этой вазе?

Дети: Волны Сарматского моря.

Воспитатель: Молодцы! Очень хорошо. Теперь вы знаете, что здесь повсюду было Сарматское море.

А что это за люди, силуэты которых изображены на вазе?

Дети: Это древние люди - сарматы.

Воспитатель: Умницы!

Итог: Что напоминает нам о том, что на месте Ставропольского края было море?

Дети: Природные памятники – скалы. Их создала сама природа.

Воспитатель: Кто-нибудь запомнил названия скал?

Дети: Скала «Лягушка», «Слон».

Воспитатель: Как называются люди, которые изучают прошлое по найденным предметам?

Дети: Эти люди называются археологами.

Воспитатель: Сегодня, как и всегда, вы большие молодцы! На память о нашей встрече, я подарю вам инструменты археологов, чтобы вы всегда помнили о прошлом и настоящем нашего края и бережно к нему относились. Мы хорошо с вами поработали. Спасибо. До свидания.

Планируемый результат: Дети будут иметь представление о далеком прошлом Ставропольского края, проникнутся взаимосвязью настоящего и прошлого через ознакомление с профессией археолога, почувствуют свою сопричастность к миру, ценность того, что их окружает, желание сохранять и оберегать прошлое и настоящее родного края, смогут применить полученные сведения в повседневной жизни.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование НОД блока «Родом из Донского края» в старшей группе Данное планирование разработано по программе "Родом из Донского края" Рабочая программа "Родом из Донского края" ОКТЯБРЬ Тема: С чего начинается.

Познавательно-творческий проект «Ставрополье: что не камень, то легенда»Познавательно-творческий проект «Ставрополье: что не камень, то легенда» Цель проекта :познакомить детей с историей возникновения Ставропольского края,с музеями Кавказских Минеральных вод ;творцом Ставрополья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Тайны ставропольской земли»
Опубликовано: 21 августа 2014 в 00:11
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД