Татьяна Щербина
Конспект НОД «Тайны воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Тайны воздуха» (по экологии) старшая группа.
Воспитатель: Щербина Т. В.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура».
Задачи:
ПОЗНАНИЕ: формировать у дошкольников представление о воздухе как материальной среде. С помощью простых опытов показать, что воздух есть вокруг нас. Воздух занимает объем, имеет вес, движется и передвигается, может иметь запах, издает звуки.
Публикация «Конспект НОД „Тайны воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Коммуникация:Способствовать развитию связной речи; учить подбирать слова, которые характеризуют свойства воздуха, тем самым обогащая словарь по теме.
Физическая культура:Развивать легкие. Упражнять дошкольников в правильном дыхании через нос.
Ход НОД:
Дети заходят в групповую комнату, где раскидано на полу много разноцветных шариков. Воспитатель предлагает поиграть с шариками:
«Кто дальше бросит шарик»;
«Кто выше подкинет»;
«Кто быстрее поймает».
Затем дети рассматривают шарики.
А как вы считаете, что находится в середине надутого шарика? (Развязывает шарик и выпускает из него воздух). В середине шара воздух, поэтому мы и называем его воздушным.
Воспитатель загадывает загадку: «Всю жизнь с ним живем, а ни разу не видели?» (Воздух)
Конечно, это воздух. А скажите мне, пожалуйста, где есть воздух? (Ответы детей).
Правильно. Воздух есть везде. Давайте с вами поиграем в игру. У меня на столе лежат картинки, скажите, в каких предметах, среди представленных, в середине есть воздух? Найдите такие предметы вокруг нас.
Игра «В каких предметах есть воздух»
Ребята, а воздух можно увидеть, почувствовать или дотронуться до него? (Ответы детей). Сейчас мы сможем с вами в этом убедиться. Проведем несколько опытов.
ОПЫТ №1 Воздух есть вокруг нас. Дети держат в руках бумажные полоски и дуют на них.
ОПЫТ № 2 Воздух есть в бутылке, в губке. Дети опускают эти предметы в емкость с водой.
ОПЫТ № 3 Что легче-воздух или вода? Через соломинку ребята выдувают воздух в воду.
ОПЫТ № 4 Имеет ли воздух вес? На ладонях взвешивают 2 шарика-один надутый, а другой нет.
ОПЫТ № 5 Воздух может звучать. Дети играют на дудочке, слушают в записи шум ветра, мелодию сопилки.
-Ну, а теперь, ребята, я предлагаю вам сейчас немного отдохнуть.
Проводится физкультминутка-дыхательные упражнения.
-Вдохнуть воздух полной грудью.
-Потянуться руками вверх, опустить руки и выдохнуть.
-Широко развести руки в стороны, на выдохе скрестить прямые руки перед грудью.
(Повторить несколько раз).
А сейчас, ребята, возьмите в руки листок бумаги и помахайте им перед лицом.
Что вы чувствуете?
Правильно, воздух. Движение воздуха-это ветер. А каким бывает ветер? (Ответы детей).
А как вы думаете, откуда дует теплый ветер, а откуда-холодный? (Правильно, теплый- с юга, холодный-с севера. Воздух нагревается солнцем.)
Вопросы к детям (ТРИЗ)
-Сильный ветер-это хорошо или плохо? Почему?
-Слабый ветер-это хорошо или плохо? Почему?
-Холодный ветер летом-это хорошо или плохо? Почему?
-Как люди используют силу ветра?
-Ребята, воздух нужен нам, чтобы жить. Человек не может жить не дыша. Попробуем закрыть нос пальцами и закрыть рот. Долго ли мы можем находиться в таком состоянии? Конечно нет.
Дидактическая игра «Чей нос»
Воздухом дышат люди, животные, растения. Главным насосом, который его втягивает, у людей и животных является нос. Чьи носы вы видите? Какой из них самый чувствительный? Чей нос лучше всего защищен от пыли? Рассмотрите в зеркальце свой нос. Что вы видите внутри?
Человек вдыхает воздух через две ноздри. Он пробегает по каналам, на поверхности которых множество волосинок. Они все время колышаться, как трава на лугу, когда дует ветер. К этим волосинкам, как к липкой бумаге, цепляется пыль, которая попадает в нос одновременно с воздухом. Вот почему нос называют фильтром, который защищает организм от загрязнения. Вот почему необходимо дышать носом, а не ртом. Кроме того, наш нос умеет воспринимать запахи и различать их: приятные и неприятные.
-Сейчас я вам предлагаю различить запахи. Какие запахи вам нравятся?
Игра «Чем пахнет воздух»
В разных местах групповой комнаты разложены на тарелочках и спрятаны под салфетками: нарезанный лук, часнок, лимонные дольки; ванилин, веточка ели в кувшине с горячей водой.
Молодцы, с заданием справились. И теперь вы можете сказать какой воздух необходим человеку. Правильно, чистый.
Я сейчас вам предлагаю поиграть в игру, которая называется:
Дидактическая игра «Что очищает воздух, а что его загрязняет»
(Воспитатель раздает детям карточки и предлагает разложить в две дорожки изображения того, что очищает воздух, и что его загрязняет).
-Молодцы, ребята, оказывается вы многое знаете о воздухе. Я хочу вам только напомнить несколько правил, выполнение которых поможет вам сохранить свое здоровье, ведь оно во многом зависит от того, каким воздухом мы дышим.
ПРАВИЛА
-Возле автомобильной трассы нельзя гулять и играть. Потому что воздух насыщен выхлопами из двигателей машин. Гулять нужно в парках, скверах. Полезно гулять в лесу, на берегах водоемов, где воздух чище.
-Нельзя находиться в помещении, где есть сигаретный дым. Он очень опасен для здоровья человека.
-Чтобы воздух в наших комнатах был чистым, их необходимо проветривать. Помогать взрослым вытирать пыль с мебели, обтирая ее влажной тряпочкой.
ВЫВОД
-Воздух-это газ без которого не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Воздух есть везде. И мы с вами в этом убедились.
В заключение занятия воспитатель предлагает «поколдовать» руками и «оживить» шарики, с которыми дети играли в начале занятия: на них рисуют фломастерами глаза, ротик, бантик, ножки.
-Ребята, а теперь вы можете взять свои веселые воздушные шарики, выйти на прогулку, и на свежем воздухе поиграть со своими друзьями.