Бикташева Наталья Петровна
НОД: «Умеет ли мыло летать?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Умеет ли мыло летать?»
[/b]
Образовательная область: «Познавательно - исследовательская»
Возрастная группа: средняя группа
Цель:
Познакомить детей со свойствами и назначением мыла; развивать любознательность, наблюдательность, смекалку; дать детям представление о том, что мыло меняет свои свойства при взаимодействии с водой, закреплять правила безопасности при работе с мылом.
Публикация «НОД: „Умеет ли мыло летать?“» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыло, свойства мыла, КГН. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", художественно – эстетическое.
Задачи:
Обучение:
- научить детей проводить простейшие эксперименты с мылом и водой;
- развивать умение обследовать вещество (цвет, запах, структура) с помощью различных анализаторов;
Развитие:
- закреплять знания детей о цвете, геометрических формах, величине.
- формировать умение делать простейшие выводы и строить умозаключения.
Воспитание:
-воспитывать эмоциональную отзывчивость.
-воспитывать чувство взаимопомощи
-формировать коммуникативные навыки.
Виды деятельности: исследовательская, игровая, художественно – эстетическая.
Средства реализации: Презентация про мыло, мыло нескольких видов, материал к математической игре «Подбери пару».
Раздаточный материал:
Фартук, кусочек мыла, емкость с водой, губка, салфетка, трубочка, мензурка с жидким мылом, деревянная палочка, колечко для выдувания мыльных пузырей, пластиковая ложка с краской, лист бумаги.
Предварительная работа:
Изучение цветов, геометрических форм, величины предметов, изучение техники безопасности при проведении опытно – исследовательской работе, проведение нескольких простейших опытов.
Ход НОД
1 часть - Мотивационно - побудительный этап деятельности
Воспитатель обращает внимание детей на воздушные шары.
- Посмотрите, сколько воздушных шаров!
- Вам, нравятся шары?
-Ребята, посмотрите, и у меня в руках тоже шары!
- Какого они цвета?
- Какой формы?
- А по величине они одинаковые?
- Если шарик потрогать, какой он на ощупь? (гладкий) Вызывается ребенок, чтоб потрогать шар
- Имеет ли шар запах? (без запаха) Вызывается ребенок, чтоб понюхать шар
- А если его взвесить, он будет легкий или тяжелый? (легкий) Вызывается ребенок, чтоб потрогать шар
- Если шар подкинуть, что он будет делать? (летать) Вызывается ребенок, чтоб подкинуть шар
.- А что ещё умеет летать? (самолёт, ракета, бабочка и др.)
- Мы сейчас с вами познакомимся еще с одним предметом, который умеет летать. Но сначала вам надо отгадать загадку про него.
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне (мыло)
2 часть - Организационно – поисковый этап деятельности
А сейчас, я открою волшебную шкатулку, и мы узнаем, правильно вы угадали или нет (достает кусочек мыла).
Слайд №1
Да, действительно это мыло! И я утверждаю, что мыло умеет летать!
Вызывается ребенок, чтоб подбросить мыло (мыло падает на пол)
Что ж, мыло упало, но я уверена, что мыло умеет летать. И мы вместе с вами попробуем это доказать. Но с начала мы начнем с изучения мыла, а потом будем проводить опыты.
Слайд №2
История мыла насчитывает, очень много, много лет. По меньшей мере, 6000 лет. Мылом пользовались и в Древнем Риме, и в Египте. Мыло в ту пору было полужидким. Им не только мылись, но и красили волосы. Мыло долгое время было предметом роскоши, оно было очень дорогим и стоило много денег.
Что такое мыло? А мыло это растворяющаяся в воде моющаяся масса. Кусок или густая жидкость.
Слайд №3
Слайд №4
Сейчас мыло стоит не так дорого, и оно доступно всем.
Слайд №5
Мы уже не видим жизни без мыла.
В старину, когда научились делать мыло твердым, нарезали его на квадратные или прямоугольные кусочки.
Слайд № 6
А сейчас у нас мыло стало овальной формы.
Слайд №7
Ребята, раньше мыло было похоже на какие геометрические формы? (квадрат, прямоугольник)
А сейчас на какую геометрическую форму похоже? (овал)
Слайд №8
Мыло еще бывает и нетрадиционной формы. Посмотрите, на какие геометрические фигуры похожи эти кусочки мыла?
Слайд №9
Современное мыло делается с разными добавками, поэтому у мыла разные цвета. Посмотрите, каких цветов может быть мыло. Назовите цвета мыла. Слайд №10
И различные запахи. (Предложить детям понюхать мыло)
Я вам подготовила тоже мыло оно различается по форме, по цвету, по величине. А еще оно небольших размеров и с ним можно играть.
Слайд № 11, 12, 13
Математическая игра «Подбери пару» (по цвету, форме, размеру)
Мыло можно распределить не только по цвету, форме и размеру. Мыло существует еще и нескольких видов.
Мыло бывает туалетное
Слайд №14
Детское
Слайд №15
Банное
Слайд16
И хозяйственное
Слайд №17
Ребята, а для чего нам нужно мыло? (мыть руки, умываться, купаться, стирать)
Слайд №18
Мыло бывает
Разным – преразным:
Синим, зеленым, оранжевым, красным…
Но не пойму,
Отчего же всегда
Черной – пречерной
Бывает вода? (смывается грязь, жир)
Слайд №19
Ребята, а вы умеете правильно мыть руки? Давайте мы вспомним с вами как это делать правильно.
Пальчиковая гимнастика:
Поднимаем рукава,
Кран мы открываем,
Ой, вода бежит, ладошки подставляем,
Намочили руки,
Взяли мыло, намылили и положили.
Смыли мыло, кран закрыли.
Взяли полотенце, руки вытираем.
А потом и рукава расправляем.
Слайд №20
Ребята, я знаю одну чистоговорку про девочку и мыло:
Мама мыла Милу мылом.
Мила мыло не любила.
А почему Мила мыло не любила? (потому - что оно щиплет глазки). Да правильно, мыло щиплет глаза, поэтому при умывании не стоит намыливать глаза, а при мытье головы лучше глазки закрыть.
Слайд №21
А сейчас мы с вами перейдем в лабораторию ученых - исследователей, для проведения опытов. Давайте подготовимся к работе, оденем фартуки и вспомним технику безопасности при проведении опытов.
- всё внимательно рассмотреть,
- руками без разрешения не трогать,
- на вкус не пробовать,
- внимательно слушать задание,
- рабочее место держать в чистоте.
Молодцы, теперь рассмотрите свое рабочее место.
Давайте обследуем кусочек мыла, возьмите его в руку. Какое оно на ощупь? (гладкое) Что ещё можно сказать про мыло? (овальной формы, душистое). Положите мыло на место.
Теперь рассмотрим воду. Что можно сказать о воде. Какая она? (чистая, прозрачная)
Опыт №1 «Умеет ли плавать мыло?»
Опускаем аккуратно кусочек мыла в емкость с водой (мыло падает) Что это означает? (мыло тяжелое и плавать не умеет)
Достаньте кусочек мыла из воды и снова его обследуйте. Каким стало мыло? (мокрым, скользким)
Опыт №2 «Меняет ли мыло цвет воды?»
Мылом натираем мокрую губку и погружаем губку в емкость с водой, отжимаем её несколько раз в воде и вынимаем. Что произошло с водой? (мыло изменило цвет воды, вода стала белой, появились пузыри)
Опыт №3 «Растворяется ли мыло в воде?»
В емкость с водой добавляем из мензурки жидкое мыло и хорошо размешиваем деревянными палочками. Что произошло с мылом? (оно растворилось в воде и появилось много пузырей)
Опыт №4 «Умеет ли мыло летать?»
Опускаем в мыльный раствор колечко для мыльных пузырей, вынимаем и медленно дуем в центр кольца. Что произошло? (из кольца вылетали мыльные пузыри)
Расскажите мне, мыльные пузыри, они какие? (круглые, легкие, переливаются на свету, умеют летать)
А что это означает, умеет ли мыло летать или нет? (в виде пузырей, мыло умеет летать)
Опыт №5 «Можно ли окрасить мыльную воду?»
В емкость с растворенным мылом добавляем немного гуаши и хорошо размешиваем. Что произошло? (краска растворилась, мыльная вода окрасилась)
Ребята, а давайте пошалим, сделаем цветную пену. Возьмите трубочку, опустите один конец трубочки в контейнер с цветной мыльной водой и подуйте в трубочку. Что у вас получилось? (красивая мыльная пена)
Ребята, а теперь я предлагаю вам порисовать мыльной пеной. Возьмите лист бумаги. На нем нарисован стебель, листья и серединка цветка. Вам надо нарисовать лепестки этих цветов. Для этого вы ещё раз подуете в трубочку в контейнер с мыльной водой. Ложкой, зачерпнете сверху пену, и пеной нарисует один лепесток. Затем также нарисуете следующий лепесток и так до получения красивого цветка.
Молодцы, какие у вас получились красивые цветы!
3 часть - Рефлексивно – коррегирующий этап деятельности
После проведения опытов нам надо подвести итог нашей исследовательской работы. Что же вы узнали про мыло и умеет ли оно летать?
Из вас получились замечательные исследователи! Вы молодцы!