НОД «В гостях у Осени» из серии «Экологическое кафе»

Тамара Аксенова
НОД «В гостях у Осени» из серии «Экологическое кафе»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КАФЕ

«В гостях у Осени

Подготовила: педагог дополнительного образования Аксенова Т. А.

ЯНАО г. Лабытнанги

Цель. Развитие чувства эмпатии к окружающему нас миру, развитие интеллектуальных способностей в области естествознания, развитие исследовательской активности детей в процессе экспериментирования, формирование навыков экологически грамотного поведения.

Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Снова рада вас видеть в гостях в нашем экологическом кафе. В какое время года мы сегодня отправимся путешествовать, вы узнаете,отгадав загадку:

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это.» (осень).

Ведущий.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился н поля туман,

Гусей крикливых, караван тянулся к югу…

А. С. Пушкин.

И мы с вами сейчас, попробуем отправиться в осеннее путешествие. Первая часть нашего путешествия будет – конкурсная. В ней вы будете выполнять интересные задания, и может быть вам, откроются какие-то секреты, о которых вы еще ничего не знаете. Во второй части вас ожидает фито бар.

Меню реализации проекта:

КОНКУРС №1. «Любознайки»

С помощью интерактивного стола, узнайте, как в старину назывались осенние месяцы и чем они примечательны?

Сентябрь – руен, так он именовался за желтый цвет, ревуном наречен за ветряную погоду, вересень, потому что он – месяц первых инеев.

Раньше всех начинает желтеть липа. Начала увядать липа – и лето, значит, завяло. В сентябре синица просит осень в гости. «Сентябрь птиц в дорогу торопит» - гласит пословица. Одни птицы покидают родные места днем, другие - ночью, одни летят по одиночке (коршуны, ястребы, соколы, другие летят стаями (утки, чибисы, журавли, гуси. Ужи, змеи, лягушки прячутся под камни, корневища, пни и выбираются оттуда все реже и реже, чтобы с наступлением холодов заснуть. Крот чистит подземные галереи, белка сушит грибы…

Октябрь – листобой, грязник, ветродуй, мокрохвост. – предзимье. Это первый суровый месяц осени, месяц близкой пороши, в октябре н одном часу и дождь и снег. Кажется, вчера осень справляла новоселье, привечала скатертями самобранками,а сегодня: мягко стелет, да жестко спать. В лесу стоит гул, стон, валится сухостой, вывернутые с корнем елки.Достиг своего ветер: косо зачертил липкий снег.Таков октябрь: когда чем землю кроет – когда листком, когда снежком. Еще его называю хлебник – потому что закрома полны, убраны все поля.

Ноябрь – ворота зимы, месяц молодого звонкого льда. В народе его называют полузимником, потому что он как бы наполовину уходит в зиму, еще его называют ледовым кузнецом, потому что в ноябре покрываются льдом реки и озера. Издревле на Руси первый день ноября считался проводами осени, началом зимы. В середине ноября отмечался «синичкин праздник» Синички в эту пору перебираются поближе к жилью. В конце месяц начинались зимние катания н санях. «Молодая зима с гор на санках катается», - говорили в народе.

Конкурс №2 «Экологическая разминка»

Прочесть:

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне воя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса…

А. С. Пушкин.

Почему осеннюю листву называют золотой? Листву, каких деревьев можно называть золотой? (Используем иллюстрации: березы, клена, какую - багряной? (осин, рябин). Какие деревья остаются зелеными и зимой? А светло-коричневыми? (липа, дуб).

Конкурс №3 «Научные размышлялки»

Просмотрев (или прослушав) следующие отрывки,постарайтесь ответить на вопросы и научно доказать:

1. Почему желтеют листья?

В начале осени идет подготовка к листопаду. Перво-наперво листья начинают желтеть, хотя в них никто и не добавлял желтой краски. Желтая краска была в листьях всегда. Только летом этот цвет не заметен, он забивается более сильным – зеленым. Зеленый цвет придет листьям особое вещество – хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется, но это происходит только на свету. Летом свет листьям достаточно. С наступлением осени, ночи удлиняются, света растения получают меньше, хлорофилл днем разрушается, но не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листве убывает,и заметным становиться желтый: лист желтеет. Или краснеет, либо делается фиолетовым; это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе.

2. Зачем деревья сбрасывают листья?

В зеленом листе вся нижняя поверхность, покрытая прозрачной кожицей, усеяна мелкими отверстиями – устьицами. Под влиянием окружающей температуры и влажности воздуха они то открываются, то закрываются, как форточки в домах. Вода, которую всасывает из почвы корень, поднимается по стволу к веткам и листьям, и испаряется. Потом новые порции воды подтягиваются через ствол в крону. Солнце нагревает листья, а испарение их охлаждает, не дает перегреться. Если лист приложить к щеке он холодит. Зим же для деревьев не только холодное, но и, главное, сухое время год. Теряя листья, деревья защищаются от «зимней засухи» Нет у дерева листьев – нет и обильного испарения воды.

Еще листопад нужен деревьям в лечебных целях. Вместе с водой дерево втягивает из почвы различные минеральные соли, но использует их не полностью. Излишки накапливаются в листьях, как зола в печках. И если листья не опадали, дерево могло бы само себя отравить.

Есть еще одна причина для листопада: защитить тонкие хрупкие ветки дерев от тяжести выпавшего снег.

3. Как наступает листопад?

У деревьев, как у всего живого, есть свои внутренние «часы». Укоротившиеся осенние дни как бы поворачивают в растении невидимый переключатель. Зеленый цвет заменяется желтым или красным. Из листьев в ствол начинают оттягиваться питательные вещества. В черешках листьев тоже происходят изменения. Летом черешки листьев очень плотно скреплены с ветками. А осенью? Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается. Наступает такой момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черешком.

Оказывается, осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой, и как перегородка отделяет черешок от ветки, и только несколько тонких волоконцев соединяют черешок лист с веткой. Даже легкий ветерок обрывает эти волоконца и листья падают.

Конкурс №4 «Научная лаборатория»

Осень – пора урожая. Сегодня мы с вами проведем несколько опытов с разными плодами?

Опыт №1. «Найди крахмал»

Материал. Кусочки картофеля, яблока, лука; йод, пипетка.

Выполнение. Капнуть на каждый кусочек йодом. На продуктах, где йод посинел, крахмал есть.

Опыт №2. «Сладкое и кислое в винограде»

Материал. Ягоды виноград, синяя лакмусовая бумага, перчатки.

Выполнение. Капнуть соком виноградинки на лакмусовую бумагу. На ней останется красное пятно. Это значит, что в винограде есть кислота

Опыт №3 «Что еще можно обнаружить в плодах?»

Материал. Апельсиновая корка, лист бумаги, грецкие орехи, перчатки.

Выполнение. Выжать над листом бумаги апельсиновую корку, на бумаге останутся жирные пятна. Они появились от масла, которое содержится в кожуре.

Раздавить на листе бумаги грецкие орехи либо какие-то другие. На бумаге останется жирное пятно. Значит, орехи содержат жир.

Опыт №4 «Проба на сахар»

Материал. Пробирка, виноградный сок, раствор едкого натра, раствор медного купороса, пипетка, спиртовка, перчатки.

Выполнение (этот опыт выполняет только взрослый).

Нальем в пробирку виноградный сок (3см по высоте пробирки). Прибавим такой же объем раствора едкого натра (гидроксид натрия, затем по каплям – раствор медного купороса. Смесь окрасится в синий цвет. Получившийся раствор нагреваем на спиртовке,постепенно он меняет окраску: синий -зеленый – желтый - красный. Появление красной окраски говорит о том, что в виноградном соке содержится глюкоза, или виноградный сахар.

Конкурс №5 «Живые картины»

Каждому участнику предлагается с помощью пластики, мимики, жестов изобразить как растения, животные готовятся осенью к зиме.

Фито бар

Детям предлагается на вкус, по запаху определить напитки, фрукты, овощи, ягоды.

Источники.

Елкина Н. В. Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. - Я.: Академия развития, 1997.

Леонтьев Д. В.Юный биолог: Практическое руководство - захватывающие эксперименты.

Потапова Л. М.Детям о природе: Экология в играх. – Я. Академия развития, 2002.

Шипунова Т. Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста» - Новосибирск, 1994.

ЮшковаС. М. и др.Методическое пособие для учителей по курсу: Наша окружающая среда. - Екатеринбург.: УралЭкоЦентр. 1997.

Публикации по теме:

Фотоотчет «В гостях у осени»Фотоотчет «В гостях у осени» Осень - прекрасная пора! Самое яркое и красивое время года. Вот и в наш детский сад заглянула Красавица осень. С деревьев начинают падать.

Интегрированное занятие «В гостях у художницы Осени» «В мастерской художницы Осени» Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе в МДОУ «Детский сад №93» Кировского района МО «Город.

Конспект ОД «В гостях у волшебницы Осени» Образовательная область: Познавательное развитие. Тема: «В гостях у волшебницы Осени» Интеграция: познавательное развитие, речевое развитие,.

КВН «В гостях у осени» Конспект итогового мероприятия по проекту «Золотая осень». КВН «В гостях у осени» Звучит мелодия знакомой песни «Тетушка осень». Дети на.

НОД экологическое кафе «Во владениях Весны» Цель. Развитие чувства эмпатии к окружающему нас миру, развитие интеллектуальных способностей в области естествознания, развитие исследовательской.

Осенний праздник «В гостях у Осени»Осенний праздник «В гостях у Осени» Соавторы: Конюшихина Надежда Викторовна, музыкальный руководитель МБОУ "Лицей "МОК №2" Детский сад, Белова Анна Александровна, педагог.

Праздник осени для детей подготовительной к школе группы «В гостях у Осени»Праздник осени для детей подготовительной к школе группы «В гостях у Осени» Цель: развитие коммуникативные навыки, создание условий для совместной творческой деятельности педагогов, воспитанников и их родителей.

Сценарий осеннего праздника «В гостях у Осени» Сценарий осеннего праздника "В гостях у Осени" Авторы: Конюшихина Надежда Викторовна,Белова Анна Александровна. Центральная стена оформлена.

Экологическое занятие «В гостях у природы» (для cтаршей группы) Экологическое занятие «В гостях у природы». (для cтаршей группы) МДОУ «Звениговский детский сад «Светлячок» Воспитатель Фадеева Н. В. Цель:.

Экскурсия в парк «В гостях у Осени» Цель: Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста. Задачи: * познакомить детей с особенностями разных видов деревьев;.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
НОД «В гостях у Осени» из серии «Экологическое кафе»
Опубликовано: 1 июня 2016 в 07:58
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 июня. Всемирный день жирафа

Ежегодно 21 июня, начиная с 2014 года, отмечается экологический праздник: Всемирный день жирафов. Он направлен на заботу о редком африканском животном, облик которого никак невозможно спутать ни с каким...

20 июня. День отца

Капитану корабля под названием «Семья» посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы помочь детям поздравить отцов с праздником и всем вместе...


Горячие темочки