Тамара Аксенова
НОД «В гостях у Осени» из серии «Экологическое кафе»
▼ Скачать + Заказать документы
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КАФЕ
«В гостях у Осени!»
Подготовила: педагог дополнительного образования Аксенова Т. А.
ЯНАО г. Лабытнанги
Цель. Развитие чувства эмпатии к окружающему нас миру, развитие интеллектуальных способностей в области естествознания, развитие исследовательской активности детей в процессе экспериментирования, формирование навыков экологически грамотного поведения.
Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Снова рада вас видеть в гостях в нашем экологическом кафе. В какое время года мы сегодня отправимся путешествовать, вы узнаете, отгадав загадку:
Публикация «НОД „В гостях у Осени“ из серии „Экологическое кафе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осеннее кафе. Сценарии праздников
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это.» (осень).
Ведущий.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился н поля туман,
Гусей крикливых, караван тянулся к югу…
А. С. Пушкин.
И мы с вами сейчас, попробуем отправиться в осеннее путешествие. Первая часть нашего путешествия будет – конкурсная. В ней вы будете выполнять интересные задания, и может быть вам, откроются какие-то секреты, о которых вы еще ничего не знаете. Во второй части вас ожидает фито бар.
Меню реализации проекта:
КОНКУРС №1. «Любознайки»
С помощью интерактивного стола, узнайте, как в старину назывались осенние месяцы и чем они примечательны?
Сентябрь – руен, так он именовался за желтый цвет, ревуном наречен за ветряную погоду, вересень, потому что он – месяц первых инеев.
Раньше всех начинает желтеть липа. Начала увядать липа – и лето, значит, завяло. В сентябре синица просит осень в гости. «Сентябрь птиц в дорогу торопит» - гласит пословица. Одни птицы покидают родные места днем, другие - ночью, одни летят по одиночке (коршуны, ястребы, соколы, другие летят стаями (утки, чибисы, журавли, гуси. Ужи, змеи, лягушки прячутся под камни, корневища, пни и выбираются оттуда все реже и реже, чтобы с наступлением холодов заснуть. Крот чистит подземные галереи, белка сушит грибы…
Октябрь – листобой, грязник, ветродуй, мокрохвост. – предзимье. Это первый суровый месяц осени, месяц близкой пороши, в октябре н одном часу и дождь и снег. Кажется, вчера осень справляла новоселье, привечала скатертями самобранками, а сегодня: мягко стелет, да жестко спать. В лесу стоит гул, стон, валится сухостой, вывернутые с корнем елки. Достиг своего ветер: косо зачертил липкий снег. Таков октябрь: когда чем землю кроет – когда листком, когда снежком. Еще его называю хлебник – потому что закрома полны, убраны все поля.
Ноябрь – ворота зимы, месяц молодого звонкого льда. В народе его называют полузимником, потому что он как бы наполовину уходит в зиму, еще его называют ледовым кузнецом, потому что в ноябре покрываются льдом реки и озера. Издревле на Руси первый день ноября считался проводами осени, началом зимы. В середине ноября отмечался «синичкин праздник» Синички в эту пору перебираются поближе к жилью. В конце месяц начинались зимние катания н санях. «Молодая зима с гор на санках катается», - говорили в народе.
Конкурс №2 «Экологическая разминка»
Прочесть:
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне воя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса…
А. С. Пушкин.
Почему осеннюю листву называют золотой? Листву, каких деревьев можно называть золотой? ( Используем иллюстрации: березы, клена, какую - багряной? (осин, рябин). Какие деревья остаются зелеными и зимой? А светло-коричневыми? (липа, дуб).
Конкурс №3 «Научные размышлялки»
Просмотрев (или прослушав) следующие отрывки, постарайтесь ответить на вопросы и научно доказать:
1. Почему желтеют листья?
В начале осени идет подготовка к листопаду. Перво-наперво листья начинают желтеть, хотя в них никто и не добавлял желтой краски. Желтая краска была в листьях всегда. Только летом этот цвет не заметен, он забивается более сильным – зеленым. Зеленый цвет придет листьям особое вещество – хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется, но это происходит только на свету. Летом свет листьям достаточно. С наступлением осени, ночи удлиняются, света растения получают меньше, хлорофилл днем разрушается, но не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листве убывает, и заметным становиться желтый: лист желтеет. Или краснеет, либо делается фиолетовым; это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе.
2. Зачем деревья сбрасывают листья?
В зеленом листе вся нижняя поверхность, покрытая прозрачной кожицей, усеяна мелкими отверстиями – устьицами. Под влиянием окружающей температуры и влажности воздуха они то открываются, то закрываются, как форточки в домах. Вода, которую всасывает из почвы корень, поднимается по стволу к веткам и листьям, и испаряется. Потом новые порции воды подтягиваются через ствол в крону. Солнце нагревает листья, а испарение их охлаждает, не дает перегреться. Если лист приложить к щеке он холодит. Зим же для деревьев не только холодное, но и, главное, сухое время год. Теряя листья, деревья защищаются от «зимней засухи» Нет у дерева листьев – нет и обильного испарения воды.
Еще листопад нужен деревьям в лечебных целях. Вместе с водой дерево втягивает из почвы различные минеральные соли, но использует их не полностью. Излишки накапливаются в листьях, как зола в печках. И если листья не опадали, дерево могло бы само себя отравить.
Есть еще одна причина для листопада: защитить тонкие хрупкие ветки дерев от тяжести выпавшего снег.
3. Как наступает листопад?
У деревьев, как у всего живого, есть свои внутренние «часы». Укоротившиеся осенние дни как бы поворачивают в растении невидимый переключатель. Зеленый цвет заменяется желтым или красным. Из листьев в ствол начинают оттягиваться питательные вещества. В черешках листьев тоже происходят изменения. Летом черешки листьев очень плотно скреплены с ветками. А осенью? Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается. Наступает такой момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черешком.
Оказывается, осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой, и как перегородка отделяет черешок от ветки, и только несколько тонких волоконцев соединяют черешок лист с веткой. Даже легкий ветерок обрывает эти волоконца и листья падают.
Конкурс №4 «Научная лаборатория»
Осень – пора урожая. Сегодня мы с вами проведем несколько опытов с разными плодами?
Опыт №1. «Найди крахмал»
Материал. Кусочки картофеля, яблока, лука; йод, пипетка.
Выполнение. Капнуть на каждый кусочек йодом. На продуктах, где йод посинел, крахмал есть.
Опыт №2. «Сладкое и кислое в винограде»
Материал. Ягоды виноград, синяя лакмусовая бумага, перчатки.
Выполнение. Капнуть соком виноградинки на лакмусовую бумагу. На ней останется красное пятно. Это значит, что в винограде есть кислота
Опыт №3 «Что еще можно обнаружить в плодах?»
Материал. Апельсиновая корка, лист бумаги, грецкие орехи, перчатки.
Выполнение. Выжать над листом бумаги апельсиновую корку, на бумаге останутся жирные пятна. Они появились от масла, которое содержится в кожуре.
Раздавить на листе бумаги грецкие орехи либо какие-то другие. На бумаге останется жирное пятно. Значит, орехи содержат жир.
Опыт №4 «Проба на сахар»
Материал. Пробирка, виноградный сок, раствор едкого натра, раствор медного купороса, пипетка, спиртовка, перчатки.
Выполнение (этот опыт выполняет только взрослый).
Нальем в пробирку виноградный сок (3см по высоте пробирки). Прибавим такой же объем раствора едкого натра (гидроксид натрия, затем по каплям – раствор медного купороса. Смесь окрасится в синий цвет. Получившийся раствор нагреваем на спиртовке, постепенно он меняет окраску: синий -зеленый – желтый - красный. Появление красной окраски говорит о том, что в виноградном соке содержится глюкоза, или виноградный сахар.
Конкурс №5 «Живые картины»
Каждому участнику предлагается с помощью пластики, мимики, жестов изобразить как растения, животные готовятся осенью к зиме.
Фито бар
Детям предлагается на вкус, по запаху определить напитки, фрукты, овощи, ягоды.
Источники.
Елкина Н. В. Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. - Я. : Академия развития, 1997.
Леонтьев Д. В. Юный биолог: Практическое руководство - захватывающие эксперименты.
Потапова Л. М. Детям о природе: Экология в играх. – Я. Академия развития, 2002.
Шипунова Т. Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста» - Новосибирск, 1994.
ЮшковаС. М. и др. Методическое пособие для учителей по курсу: Наша окружающая среда. - Екатеринбург. : УралЭкоЦентр. 1997.