Оксана Лобова
НОД в по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
- Закреплять и систематизировать знания о видах транспорта и их назначении; профессиях, связанных с работой на транспорте; правилах безопасного поведения на дороге.
- Совершенствовать речевую деятельность в словах, фразах, связных текстах; соотносить движения рук и ног, туловища с ритмом речи (без музыкального сопровождения и под музыку.
- Повышать эмоциональный тонус, эффективность запоминания стихов и песен, развивать произвольное внимание, общую моторику, координацию движений, воображение, образность мышления.
- Сохранять единый темп исполнения песни.
- Пропевать отчетливо слова.
Публикация «НОД в по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
- Менять движения в соответствии с содержанием текста.
Материал: картинки с изображениями катера, утки, стрекозы, вертолета, поезда, гусеницы, самосвала, верблюда; таблицы с символами «остановок» (водная, воздушная, дорожная, железнодорожная).
Предварительная работа: разучивание стихов, песен, загадывание загадок; выполнение речевых упражнений без музыкального сопровождения и под музыку; рассматривание транспорта различных видов и групп; беседы о правилах безопасного поведения на дорогах; знакомство с людьми разных профессий, управляющих транспортом.
Ход НОД
Логопед: Какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей). А у меня сегодня чудесное настроение и я приглашаю вас в путешествие. Путешествовать можно по городам, селам, странам, морям. Я вас приглашаю в путешествия по остановкам. Прежде чем отправиться в путь отгадайте загадки:
Ходит город – великан
На работу в океан.
(Корабль)
Дом по улице идет,
На работу нас везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус)
Он гудит, свистит, пыхтит
И по рельсам в путь бежит.
(Паровоз)
Летит птица небылица,
А внутри народ сидит
Меж собою говорит.
(Самолет)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног два колеса,
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем.
(Велосипед)
Как вы думаете, о чем эти загадки?
Дети: Эти загадки о транспорте.
Логопед: Правильно. Многий транспорт похож на живые существа (гусеница – поезд, утка – катер и т. д.).
Дидактическая игра «Найди пару»
Какие виды транспорта вы знаете?
Дети: Наземный, водный, воздушный, подземный, железнодорожный, специальная техника.
Логопед: Сейчас пора отправляться в путь. А чтобы нам было весело в пути, вспомним знакомый стишок.
(Проговаривая стишок, двигаются по кругу. Вытянув левую руку, большим и указательным пальцами правой руки медленно «шагают» по ней от плеча до ладошки).
Мы ходили по дорожке
Утомили ручки, ножки.
Мы немного отдохнем (присели)
Снова встанем и пойдем.
Логопед: А вот и остановка «Воздушная».
- Какой воздушный транспорт вы знаете? (Самолет, вертолет, ракета, воздушный шар, дельтаплан).
- На какие группы можно разделить воздушный транспорт? (Пассажирский, грузовой, военный, космический, специального назначения).
- Кто и как управляет полетами с земли? (Авиадиспетчеры).
- Кто управляет воздушным транспортом во время полета в небе? (Пилот, летчик, космонавт).
- Что было бы, если воздушный транспорт не соблюдал правила передвижения? (Может случиться столкновение с другим самолетом, падение с высоты полета).
- Какими спасательными средствами могут воспользоваться люди в случае аварии? (Парашютами).
Я предлагаю вам превратиться в самолеты и отправиться дальше в путь.
Театрализованная игра «Самолет»
(Логопед читает текст, а дети выполняют соответствующие ему движения и звукоподражания).
Логопед: Поиграем в самолет?
Дети: Да.
Логопед: Вы все крылья, я – пилот.
Получили инструктаж –
Начинаем пилотаж.
(Дети строятся друг за другом)
В снег летим мы и в пургу
Дети: У – У - У!
Логопед: Видим чьи – то берега
Дети: А – А – А!
Логопед: Ры – ры – ры – рычит мотор.
(Выполняют круговые движения руками).
Мы летаем выше гор.
(Бегают по всей площадке)
Вот снижаемся мы все
(приседают на одно колено)
К нашей взлетной полосе!
Что ж – закончен наш полет.
До свиданья, самолет!
(Машут рукой).
Логопед: Следующая остановка (Водная)
- Какой водный транспорт вы знаете? (Корабль, пароход, катер, лодка, баржа, парусник, яхта).
- На какие группы можно разделить водный транспорт? (Пассажирский, грузовой, военный, рыболовецкий, научный, специального назначения).
- Кто управляет водным транспортом? (Капитан). Кто ему помогает? (Матросы, моряки, юнги).
- Есть ли правила передвижения водного транспорта на воде? Для чего они нужны? (для того, чтобы не столкнутся с другим судном, чтобы не затонуть и не затеряться в водном пространстве).
- Как вы думаете, что помогает передвигаться парусному кораблю? (Ветер).
Логопед: Правильно. Ветер бывает разным: штиль, легкий ветерок, сильный шторм, ураган.
Я предлагаю вам превратиться в корабли и отправиться в путь. Но передвигаться мы будем в зависимости от ветра:
Дети изображают корабль (руки вытягивают вперед, образуют треугольник вершиной вперед, покачиваются на волнах).
Психогимнастика «Ты – парус»
Штиль – все стоят на месте.
Легкий ветерок – медленный бег.
Сильный ветер – средний бег.
Шторм – бег зигзагом.
Логопед: Следующая остановка «Железнодорожная»
- Какой железнодорожный транспорт вы знаете? (Поезд, трамвай, метро, электричка).
- На какие группы делится железнодорожный транспорт? (Пассажирский, грузовой).
- Кто управляет железнодорожным транспортом? (Машинист, вагоновожатый).
- Есть ли правила безопасного движения на железнодорожном транспорте? Для чего их нужно соблюдать? (Чтобы не столкнуться с другими поездами, чтобы не сойти с рельс, не столкнуться с наземным транспортом на железнодорожном переезде).
- Какой из этих знаков, напоминает о том, что впереди железнодорожный переезд?
Я предлагаю вам превратиться в поезд и отправиться в путь.
( Дети изображают поезд: согнуть руки в локтях, подражая движению колес сначала медленно, потом все быстрее и одновременно проговаривая стишок, перемещаются по залу).
Поезд
Стучат колеса поезда:
Тук-тук, тук-тук, тук-тук.
И спят в вагонах люди
Под этот мирный стук.
Конца не видно рельсам,
Вокзальные огни,
Сигналы светофора
Издалека видны.
Дежурный с переезда
Сигналы подает.
В ответ гудок протяжный
Им машинист дает.
Логопед: следующая остановка «Дорожная»
- Какой наземный транспорт вы знаете?
- На какие группы можно разделить наземный транспорт? (Пассажирский, грузовой, легковой, специального назначения).
- Кто управляет наземным транспортом? (Водитель, шофер).
- Для каких целей используется наземный транспорт специального назначения? (Для быстрой помощи людям). Какой специальный транспорт вы знаете? (Скорая помощь, пожарная, милиция, газовая служба, ДПС).
- Почему эти машины окрашены в яркие цвета и снабжены сигналами?
- Что случится, если водители на дороге не пропустят специальную технику? (Ответы детей).
- Что вы знаете о работе светофора? (Три сигнала светофора, он регулирует движение транспорта).
- Кто еще регулирует движение транспорта? (Регулировщик).
- Какие знаки помогают водителю в пути? (Запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса и т. д.)
Логопед: Молодцы, ребята. А сейчас пришла пора возвращаться в детский сад. Представим, что мы с вами «самосвалы». Отправляемся в путь.
Ритмо – речевое упражнение «Самосвал» (под музыку)
Жил на свете самосвал (Двигаются топающим шагом, руками изображая движения руля)
Он на стройке побывал.
Подкатил с утра к воротам (Берутся за руки, образуя круг)
Сторожа спросили: «Кто там?» (Спрашивают хором)
Он кирпич возил и гравий (Наклон вперед, вытянули «руль» перед собой)
Но, увы, застрял в канаве (Ложатся на спину)
Буксовал, он буксовал (Вращение руками и взмахи ногами)
Еле вылез самосвал (Встают в исходное положение).
Итог. Понравилось ли путешествие? Что нового узнали? Что было интересным? Какое задание показалось наиболее трудным? и т. д.