Светлана Петрова
НОД в подготовительной группе «Герои сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: коммуникация
Форма работы: экскурсия
Программные задачи:
• Формировать любовь к устному народному творчеству;
• Обучать детей слышать и понимать музыкальный образ;
• Обучать использовать разнообразные языковые средства в своей речи и в словесном творчестве.
Развивающие задачи:
• Развивать эмоционально - чувственную сферу детей, воображение, фантазию выразительными средствами живописи, музыки, художественного слова, ритмического движения;
• Развивать способность творчески использовать усвоенный языковой материал художественных произведений;
• Развивать образную речь.
Публикация «НОД в подготовительной группе „Герои сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Воспитательные задачи:
• Обучать использовать принятые нормы вежливого общения (уметь слушать, задавать вопросы и отвечать на них);
• Воспитывать культуру слушания музыкальных произведений;
• Продолжать знакомить детей с основными нравственными понятиями, выражающими этические качества личности : щедрый, жадный, злой и т. д.
Материалы к занятию:
• Картины: Е. М. Рачёва к сказке «Лиса и волк», Е. И. Чарушина «Лиса», «Волк»,
• платочек для подвижной игры,
• 3 мольберта,
• 2 фигурки – лиса и волк.
• Записи: «Чудо-сказка» - музыка Е. Филипповой, слова Ю. Полухина; «Песенка лисы»- М. Еремеевой.
Предварительная работа:
• чтение русских народных сказок : «Дружба зверей», «Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», «Волк и серый волк», «Снегурочка», «Заячья избушка» и т. д. ;
• самостоятельная художественная деятельность;
• прослушивание сказок в исполнении актеров (аудиозаписи);
• активизация речи детей путем использования русских пословиц и поговорок.
Структура деятельности:
1. Сюрпризный момент – «Письмо экскурсоводов».
2. Рассказ экскурсовода о художнике- иллюстраторе Е. М. Рачёве.
3. Рассказы и рассматривание иллюстрации Е. М. Рачёва к сказке «Лиса и волк».
4. Слушание музыки.
5. Рассматриание и беседа воспитателя с детьми по иллюстрации Е. И. Чарушеной «Волк».
6. Чувашская подвижная игра «Волк».
7. Слушание музыки.
8. Рассматривание и беседа воспитателя с детьми по иллюстрации Е. И. Чарушеной «Лиса».
9. Анализ занятия.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: - Ребята, нам по электронной почте, на нашу группу пришло письмо. Вы хотите прочитать его? Для этого мы сейчас откроем страничку нашей группы. (Дети вместе с воспитателем подходят к компьютеру и читают письмо.)
Письмо:
«Здравствуйте, ребята! Мы приглашаем вас на выставку картин. Ждем вас с нетерпением. Экскурсоводы».
Воспитатель: Ребята, принимаем приглашение?
(Дети решают посетить музей и отправляются в выставочный зал).
Экскурсовод 1 (ребенок)
- Здравствуйте! Я хочу вам рассказать о художнике - иллюстраторе Евгении Михайловиче Рачёве, который нарисовал эту иллюстрацию к сказке «Лиса и волк» :
- Евгений Михайлович Рачёв родился в прошлом веке, 1906 году. Он учился в Киевском художественном институте, и после окончания его работал в разных издательствах, оформляя книги. Евгений Михайлович, проработал 30 лет художником – иллюстратором, оформляя книги к сказкам и басням.
Экскурсовод 2 (ребенок)
- Перед вами иллюстрация Евгения Михайловича Рачёва к сказке «Лиса и волк». На переднем плане картины, мы видим волка тёмной ночью. Он сидит у проруби, опустив хвост в неё. В темной ночи сверкают глаза волка холодные и голодные. И сам он дрожит от холода.
Экскурсовод 3 (ребенок)
- Волк нарисован на фоне ночного неба, на котором сверкают месяц и звёзды в зимней, морозной дымке. А вокруг волка лежит снег. Ничто согреет его: ни его тулуп, ни шапка на голове, ни соломенная подстилка. И нам вместе с художником и волком становится холодно и мёрзко.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите ещё раз внимательно на картину Е. М. Рачёва и придумайте новое название к этой иллюстрации. (Ответы детей).
Воспитатель:
- Спасибо вам за интересный рассказ, а нам пора в следующий зал. (Под музыку переходят).
- Присаживайтесь, пожалуйста. Я предлагаю вам закрыть глаза и послушать музыку. ( Слушают музыку: «Чудо-сказка» - музыка Е. Филипповой)
- Как, вы думаете, какого героя сказки характеризует эта музыка? (ответы детей - волк).
-А какой волк в этой музыкальной пьесе? (тревожный, злой и т. д.).
- Я предлагаю вам фигурку волка, вы будете передавать её друг другу, и каждый из вас назовёт сказку, где волк один из главных героев. Скажите, какой волк по характеру в названной вами сказке? (ответы детей) Воспитатель:
-А какие пословицы и поговорки вы знаете о волке? (ответы детей).
• «Не за то волка бьют, что он сер, а за то, что овцу съел».
• «Сколько волка не корми, он все в лес глядит».
• «Волк по – волчьи и ревёт».
• «С волками жить – по – волчьи выть».
• «Волков бояться в лес не ходить».
Воспитатель:
-А как можно понять пословицу: «Волков бояться, в лес не ходить»? (Ответы детей).
-Да, много пословиц и поговорок придумал и сочинил про волка народ. А еще много придумал игр про волка, как русских, так и чувашских. Сейчас я предлагаю вам поиграть в чувашскую народную игру: «Волк».
-А как эта игра звучит на чувашском языке?
Предлагаю выбрать водящего – волка считалкой на чувашском языке:
«Наши игры хороши
Выходи – игру начни!».
Правила игры: Дети считалкой выбирают водящего - волка. Остальные дети встают в круг. Волк ходит позади, в руках платок. Все произносят слова:
«Тихо-тихо ходит волк,
Не смотря ни на кого.
А посмотрит на тебя –
Испугаешься, дитя!»
Когда произносятся последние слова, волк незаметно кладет платок в руку одного из игроков. Игрок с платком становится водящим. Игроки, стоящие справа и слева от водящего, бегут навстречу друг другу по кругу. Водящий их ловит. (Игра проводится 2 раза - на русском и чувашском языках)
Воспитатель:
-Молодцы ребята. А теперь я приглашаю вас в следующий зал. (Дети проходят и садятся на стульчики). Играет музыка.
Воспитатель:
-Я предлагаю вам закрыть глаза и послушать музыку. («Песенка лисы»- М. Еремеевой)
-Как, вы думаете, какого героя сказки характеризует эта музыка? (Ответы детей)
-А как вы догадались, что это лиса? Какая она в сказках?
Я предлагаю вам фигурку лисы, вы будете передавать её друг другу, и каждый из вас назовёт сказку, где лиса одна из главных героинь. Скажите, какая лиса по характеру в названной вами сказке? (Ответы детей – хитрая, обманщица, плутовка, злая, умная, находчивая и т. д.)
-А как лису называют в народе? (Кумушка, лисичка – сестричка, лиса-краса, лисафья – кума, лисонька, Лечея – плачея, Патрикеевна и т. д.)
Воспитатель:
-Да, ребята. А сколько про неё народ придумал поговорок и пословиц. А какие вы поговорки и пословицы знаете?
• «Лиса знает много, но тот кто его ловит, знает больше»
• «У лисы и во сне ушки на макушке»
• «Волка зубы кормят, зайца ноги, а лису хвост бережёт»
• «Сила льва, не подходит лисице, а хитрость лисы не подходит льву»
• «Лисица всегда сытней волка живёт»
• «Лиса и во сне кур считает»
Воспитатель:
- Послушайте ещё раз пословицу: «Лиса и во сне кур считает». А как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей).
- Так и у людей бывает, если человек что-нибудь любит или хочет, то он об этом и говорит, и видит во сне.
-Ребята, слышите музыку? Это она зовет нас в детский сад.
-Ну, вот мы и в детском саду. Вам понравилось экскурсия? А что интересного вы узнали в музее? (Ответы детей).