Оксана Колесникова
Экологическое воспитание дошкольников. НОД в старшей логопедической группе «Путешествие в мир живой природы»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в старшей логопедической группе «Путешествие в мир живой природы».
Цели:
Обобщать, расширять знания детей о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость, способствовать развитию познавательных интересов.
Развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы, развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь.
Закрепить знания детей о животных и птицах, умению классифицировать их.
Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников, НОД в старшей логопедической группе „Путешествие в мир живой природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Оборудование: макет леса, водоёма, дерево с птицами, картинки природы.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественная литература», «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Труд».
Ход ООД.
I Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся и подарим им улыбку. А теперь все внимание на меня. Послушайте загадку.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года.
Это всё вокруг… (природа)
II Основная часть
Воспитатель: Вы знакомы со словом природа? А что оно означает?
Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.
Воспитатель: А что нельзя назвать природой? (Ответы детей)
Воспитатель: А машина есть в природе? (Нет, потому что она сделала руками человека)
Воспитатель: А вот лошадь и верблюд, на которых ездит человек – это уже природа. Человек только их приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.
Природа – это то, что существует без помощи человека. (Дети повторяют)
Воспитатель: Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы.
Живая природа – это то, что движется, растет, развивается, умирает и размножается. Все растения, животные, рыбы, птицы, насекомые, жители морских глубин, мхи, лишайники – это живая природа.
Неживая природа – это воздух, свет, солнце, небо, земля под ногами (почва, песок, глина, камни, снег, радуга, вода.
Игра «Живая и неживая природа»
Дети берут по одной картинке и рассказывают по очереди, что на ней изображено. Если природа, то поясняют какая (живая, неживая).
Воспитатель: А какой природе относится человек?
Воспитатель: Да! Правильно! Молодцы!
Человек – часть живой природы и одновременно существо мыслящее.
Воспитатель: Докажите, что человек – часть живой природы? Как он связан с живой и неживой природой?
Дети: человек движется, растет, развивается, умирает и размножается. А поскольку человек – часть природы, то без природы и он обречен на гибель. Если не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, различные материалы и даже воздух, человек не смог бы выжить.
Воспитатель: Человек – существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.
На земле он всех умней,
Потому и всех сильней.
Но человеку надо бережно относиться к природе.
А сейчас я предлагаю отправиться в путешествие в мир живой природы, в мир фауны. Ребята, слово фауна означает всё, что связано с животным миром.
Ребята, а мы, можем отправиться в такой одежде, которой ходим в группе? (Нет).
А почему? (На улице холодно).
Какое сейчас время года? (Зима). Я вам предлагаю надеть теплые вещи, (имитация одевания) и мы отправимся в путь.
Воспитатель: Пока идем, загадываю загадку:
Его весной и летом
Вы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки
Зимой он отдыхает
Весной же оживает! (Лес)
Воспитатель: Ч тоже это, ребята? (подходим к макету лес)
Первая остановка – лес.
Воспитатель: А как вы думаете, что необходимо знать для путешествия по лесу?
Дети: Правила поведения в лесу.
Игра «Что можно, а что нельзя делать в лесу?»
Нельзя ломать ветки, калечить деревья, срывать цветы, уносить животных из леса, не мусорить, не разводить костры, не пугать животных.
Можно поиграть в лесу, собирать грибы, ягоды и т. д.
Кто живет в лесу? (животные)
Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие)
Почему их так называют (сами себе добывают пищу)
Дикие животные сами о себе заботятся. Но в трудную минуту, суровой зимой люди приходят на помощь. Кто знает, как называется профессия человека, который охраняет лес, привозят сено. Это лесник.
Давайте посмотрим, какие животные живут в этом лесу, только не будем их называть, а опишем их, чтобы наши гости отгадали какое животное вы описали.
Игра: «Угадай по описанию». (С использованием мнемотаблицы)
У этого животного дома нет. Он два раза в год меняет шубу, она тёплая спасает от холода и от врагов. Любит морковь и капусту, зимой питаются корой осины. Кормится ночью. Когда боится, он прижимает уши к спине, а когда прислушивается, поднимает их. За ним охотятся и люди и животные. От врагов его спасают быстрые ноги и тонкий слух. (Заяц)
У этого зверька гнездо круглое, построено из прутьев, стены изнутри выстланы мягким мхом, лишайником и шерстью. Иногда зверёк устраивает своё жилище в дуплах деревьев. Это животное маленького размера. У этой красавицы шерсть рыжего цвета, грудка и живот белые. На ушках чёрные кисточки. Чудесный пушистый хвост. Она любит, есть грибы, орехи, ягоды и жёлуди. (Белка)
Это небольшой зверь, живёт в норе, иногда занимает чужую нору, например барсука. У неё густая, мягкая шерсть, рыжего окраса. Большой пушистый хвост, короткие лапы темно-серого цвета, мордочка вытянутая, заострённая, с длинными чёрными ушками и хитрыми глазками. Это красивое животное, питается мелкими животными. (Лиса)
Это большое, неуклюжее животное, имеет теплую мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит тяжело, двигая лапами как-то вкось, но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Ест ягоды, мед.
Этот зверь бродит летом по лесу. Постоянный дом сооружает лишь на зиму. Берлогу - яму, выкопанную под корнями деревьев, выстилает травой, сухим папоротником. (Медведь)
Это хищное, опасное и умное животное. Живёт под открытым небом. Нору – логово устраивают только для выведения потомства. Зимой эти животные собираются в стаи. Питается мелкими грызунами, но могут загнать и крупного животного, например лося. Он серого цвета, с большими зубами. (Волк)
Воспитатель: Ребята, а в нашем лесу могут жить слон, жираф, кенгуру?
Дети: Нет. Животные из теплых стран в наших лесах жить не смогут. Им у нас будет холодно, да и пищи привычной здесь они не найдут.
Да, ребята, вы все правильно сказали. В наших лесах живут дикие животные, которые приспособились к нашему климату.
Воспитатель: Вот мы с вами побывали в лесу. А сейчас отправляемся дальше.
Послушайте загадку:
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся.
Из него воды не пьётся,
Потому что не вкусна-
И горька, и солона. (Море) (подходим к макету водоёма)
Воспитатель: А в каких ещё водоёмах кроме моря есть вода?
Дети: Река, озеро, пруд, океан.
Воспитатель: Ребята, в водоёмах есть жизнь? Кто живет в воде?
Дети: Рыбы, морские животные, растения-водоросли.
Воспитатель: Как назвать рыб живут в реке? (Речные)
Как назвать рыб и животных живут в море? (Морские)
А как вы думаете зимой, когда водоёмы покрыты толстым слоем льда, что происходит с рыбами?
Дети: Зиму рыбы проводят глубоко на дне. На дне вода не замерзает даже в самые лютые морозы. Рыбы зимуют по-разному.
Некоторые рыбы (караси, карпы) зарываются в тину на дне водоема и переживают так до весны. Они неподвижны и теряют аппетит.
Многие рыбы впадают в спячку (сомы, лини, лещи, плотва). Они ложатся на дно или зарываются в ил.
Хищные рыбы не спят даже зимой – налим, щука, окунь.
Воспитатель: Трудно рыбам подо льдом зимой. Водоросли начинают гнить, воздуха становится подо льдом всё меньше, и рыбам трудно дышать. Как вы думаете, человек может как-то помочь рыбам?
Дети: Люди пробивают в реках проруби, через которые под лед поступает чистый воздух.
Воспитатель: Да, ребята. В природе, в мире Фауны есть жизнь и в воде. В любом водоеме кипит жизнь.
Воспитатель: Ну а сейчас, мы «поднимемся высоко в небо».
Физкультминутка: Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем-
Крылья мы сложим назад.
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, есть ли жизнь в воздухе?
Дети: Да.
Воспитатель: Кто живет в воздухе?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Чем отличаются птицы от животных?
Дети: Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И они могут летать.
Воспитатель: Как птиц можно назвать по-другому? (пернатые)
Воспитатель: Как называют птиц, которые улетают на зиму?
Дети: Перелётные.
Воспитатель: Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Почему птицы улетают?
Дети: Большинство птиц улетают так, как им становится трудно добывать себе еду и становится слишком холодно.
Воспитатель: Чем питаются зимующие птицы?
Дети: Насекомыми, семенами подсолнечника, тыквы, зернами гречихи, несолёное сало,
хлебными крошками, ягодами рябины, орешки, остатки человеческой еды, семена и почки деревьев, кустарников.
Воспитатель: Молодцы, ребята все правильно, среда обитания птиц – это воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют всегда или на земле, или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют пернатые. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Те птицы, которые остаются с нами зимовать называются зимующими. Они могут найти корм зимой самостоятельно, но мы должны им помогать. А как мы можем это сделать?
Дети: Развешиваем кормушки и кладём в них корм.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на это дерево, вы ничего не замечаете?
Дети: На этом дереве и перелётные и зимующие птицы.
Воспитатель: Давайте поможем, разберемся с непорядком. Каких птиц мы оставим?
Дети: Зимующих.
Воспитатель: Почему?
Дети: Так как у нас на дворе время года зима.
Игра «Будь внимателен»
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно выполнили задание. На этом наше путешествие заканчивается, вот мы и пришли в нашу группу. А пока мы раздеваемся (имитация движений, вы ответите на такой вопрос. Что такое природа?
Дети: Природа – это то, что существует без помощи человека.
Воспитатель: А на какие два мира природу Земли можно разделить?
Дети: Мир живой и неживой природы.
III Заключительная часть
Воспитатель: А где мы с вами побывали?
Воспитатель: Ребята, кто запомнил, что означает слово фауна?
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей) Воспитатель: Ребята, если вам понравилось наше путешествие, возьмите солнышко, а если нет, возьмите тучку.