Получи документы

НОД «Загадки древнего карельского костюма» — это часть реализации музейно-образовательного проекта.

Светлана Леонтьева
НОД «Загадки древнего карельского костюма» — это часть реализации музейно-образовательного проекта.

«Загадки древнего карельского костюма"

Непосредственно-образовательная деятельность

для детей старшего дошкольного возраста

Автор: Леонтьева С. Г.

Задачи:

1. Познакомить детей с древним карельским костюмом, с особенностями кроя; учить детей сравнивать древний карельский сарафан с заонежским сарафаном 19 века, сравнивать «фибулы», выполненные из разных материалов (металл, пластмасса, обследовать ткань, сравнивать лен и шерсть. Учить детей делать измерения, необходимые для изготовления сарафана, окрашивать ткань в синий, красный, желтый, зеленый цвета, получать разные оттенки при окраске; закрепить знания детей об этапах изготовления одежды;

Публикация «НОД „Загадки древнего карельского костюма“ — это часть реализации музейно-образовательного проекта,» размещена в разделах

2. Развивать мышление, воображение, память детей; учить детей устанавливать причинно-следственные связи;

3. Формировать уважительное отношение к истории Карелии, ее наследию; развивать познавательный интерес к исследовательской работе, к экспериментам, к «изучению» старины.

Предварительная работа: посещение выставки «По страницам Калевалы» в музейно-образовательном пространстве «Крестьянская изба», чтение карело-финского эпоса «Калевала», мастер-класс М. Юфа по теме эпоса «Утка» в музее изобразительного искусства, занятие по музейно-образовательной программе «Дом» - «Как рубашка в поле выросла».

Оборудование: кукла Лоухи в древнем карельском костюме, сумка, береста с текстом, нитка, льняная ткань, шерсть, уголь, мел на каждого ребенка, историческая реконструкция заонежского костюма конца 19 века, отрезы шерсти красного, синего, зеленого цвета, «фибулы» (металлические, пластмассовые пуговицы круглой, овальной формы разного цвета – под бронзу, под серебро); ножницы, «тесьма» из переплетенных нитей красного, зеленого, синего цветов; нити красного, синего, зеленого цвета разных оттенков, 4 прозрачных стакана, моченая брусника, черника, сухая трава, шелуха лука, толкушка, блюдце, 8 отрезов белой ткани 3*3 см; на столе разложена ткань с выкройкой.

Ход:

Дети проходят непосредственно в избу, кланяются по-карельски, садятся за стол.

Хозяйка: К нам пришла в гости кукла. Вы узнаете ее? Это редкозубая старуха из страны Похъёла, она украла солнышко, месяц ясный с неба. Вспомнили? Конечно, это старуха Лоухи. Давайте рассмотрим ее костюм, ведь она жила в Древней Карелии и костюм ее отличается от наших костюмов. Чем?

Хозяйка: «Чем костюмы похожи

Дети: они сделаны из ткани, сарафаны длинные, рукава у рубахи длинные.

Хозяйка: «Чем отличаются друг от друга?» Если Вы будите согласны, то хлопайте в ладоши.

Дети: лямки у сарафана разные – у древнего они широкие, у заонежского узкие; у древнего карельского сарафана нет складок; материал у сарафанов разный: у заонежского ситец, а у древнего карельского – шерсть; рубахи разной длины – у древнего костюма длинная рубаха, у заонежского – короткая; на заонежской рубахе вышивка, на древней карельской – тесьма; украшения разные, у старухи Лоухи есть сумочка.

Хозяйка: Давайте возьмем эту сумочку, посмотрим что там внутри. Вынимаю бересту на которой написано: «Приглашаю Вас в древнюю Карелию, где вы сможете разгадать загадки древнего карельского костюма».

Ребята, Вы хотели бы оказаться в древней Карелии?) Все находки мы будем складывать в эту сумочку. Здесь еще что-то написано: «Хирви, талви, хийси, Карьяла вииси!» Это древнее заклинание на карельском языке. В Древние времена на территории Карелии не слышно было русской речи, здесь жили коренное население – карелы, вепсы, фины. Заклинание нам поможет перенестись в Древнюю Карелию. Вы готовы? Дети встают.

Хирви (делаем руками «рога» над головой, талви (правой рукой делаем волнообразные движения, хийси (вытягиваем руки вперед, Карьяла (делаем руками «крышу» дома, вииси (вытягиваем руки вперед). На окнах избы вывешиваются иллюстрации к карело-финскому эпосу «Калевала», выполненные разными художниками.

Хозяйка: Обращаю внимание на окна. Дети рассматривают их, затем садятся за стол. Посмотрите на красавицу Айно (центральное окно.) Хотите сшить такой же костюм как у нее? Давайте подумаем, что надо сделать сначала?

Дети: надо сделать ткань.

Хозяйка: Из чего мы сделаем ткань?

Дети: Из льна.

Хозяйка: Перед нами льняная ткань, давайте ее обследуем (на столе лежат маленькие кусочки льняной ткани – на каждого, и большой отрез ткани). Для этого нам понадобятся глаза, руки, нос. Какая она?

Дети: Ткань грубая, жесткая, пахнет семенами, тонкая, через нее можно посмотреть друг на друга.

Хозяйка: Это льняная ткань. Из нее в древней Карелии шили нижнюю рубаху. Я Вам принесла еще одну ткань – это шерсть. Из шерсти шили сарафан. (Дети обследуют ткань) Какая шерсть? (мягкая, пахнет овечкой, толстая, плотная, через нее нельзя ничего увидеть) Давайте поиграем. Необходимо определить где лен, а где шерсть.

1. Сначала нам помогут руки. Надо закрыть глаза, и найти шерсть на ощупь и объяснить свой выбор.

2. Теперь нам поможет нос. Необходимо найти лен.

Каждый раз, когда Вы определяли ткань, нам помогали проверить догадку наши глаза.

Хозяйка: Мы определили ткань, из которой будем шить костюм. В сумочку мы положим ткань - лен и шерсть. Что нам делать дальше?

Дети: Надо снять мерки с человека.

Хозяйка: Чем мы можем сделать это? (линейки, в древней Карелии не было)

Дети предлагают меру измерения – палец, нитка, палочку и др.

Выбираем вместе с детьми девочку, на кого будем шить костюм.

Хозяйка: Что нам необходимо измерить, если мы шьем сарафан.

Дети: Длину изделия, ширину плечей, обхват талии (по ходу хозяйка делает необходимые измерения с помощью нити).

Хозяйка: Мы все измерили, что теперь будем делать? Надо сделать выкройку, перенести все измерения на ткань. Чем в Древней Карелии это можно сделать?

Дети: мелом, углем (кладем в сумочку).

Дети пробуют нарисовать на своем кусочке ткани мелом и углем.

Хозяйка: И так перед нами шерсть для сарафана. Из чего делали эту ткань?

Дети: Из шерсти животных.

Хозяйка: Посмотрите внимательно - шерсть цветная! Вы видели в Карелии цветных овечек или других животных? Как же эта шерсть стала цветной?

Дети: Шерсть покрасили.

Хозяйка: Чем в древней Карелии могли покрасить ткань?

Дети: Ягодами, травой.

Хозяйка: Предлагаю Вам проверить это и покрасить ткань. Перед Вами 4 стакана. Давайте догадаемся, что в них. Нам опять понадобятся глаза, нос, руки. (Дети рассматривают содержимое стаканов, нюхают)

1. Брусника.

2. Черника.

3. Крапива.

4. Шелуха лука измельченная.

Чтобы покрасить ткань я заранее заварила траву луковую шелуху. А чтобы ягоды лучше покрасили ткань, что нам надо сделать?

Дети: Необходимо растолочь ягоды в стакане.

Хозяйка: (держит пояса синего и красного цвета так за концы) Мне нужна ваша помощь, необходимо растолочь ягоды. Возьмитесь за конец пояса и найдите пару. У кого синие пояса подойдите к стакану с черникой, у кого красные пояса, подойдите к бруснике (дети выбирают конец, находят себе пару и таким образом делятся на подгруппы, толкут ягоды толкушкой)

Хозяйка: Теперь все готово. Давайте красить ткань. (Дети садятся за стол).

Опускаю на несколько секунд ткань в стакан, дети называют цвета, в который окрасились ткани.

Хозяйка: У меня для Вас сюрприз, в стакане есть еще один кусочек ткани, его я опустила туда заранее. Давайте посмотрим.

Раскладываю другие окрашенные ткани рядом по цвету.

Хозяйка: Ребята, одинаковый цвет получился или разный?

Дети: У ткани, которая пробыла в «красителе» долго, цвет ярче, насыщеннее.

Хозяйка: Вот мы с вами и покрасили ткань, как Вы думаете, могли ли древние карелы покрасить ткань таким же образом? (Да) Какую отгадку мы положим в сумку?

Дети: ягоды брусники, черники, трава, шелуха лука.

Хозяйка: Совершенно верно, тогда тоже росли ягоды, трава. Археологи - это ученые, которые изучают древние времена. Они делали раскопки и нашли шерсть разного цвета, изучили ткань и узнали, что ее красили в древние времена именно таким образом. Они же обнаружили древние украшения – это фибулы (показываю детям). С помощью фибул скрепляли одежду – ворот рубахи, лямки сарафана. Они делались из металла. Но вот проблема, у меня все перепуталось на столе. Какая теперь из этих фибул настоящая я не знаю. Помогите узнать, где металлическая, а где пластмассовая фибула.

Эксперименты:

1. Прикладываем обе фибулы к щекам. Вывод: металлическая фибула холоднее.

2. Опускаем фибулы в воду. Вывод: металлическая фибула со звуком падает на дно, а пластмассовая плавает на поверхности.

3. Находим такую же фибулу по рисунку, и ударяем ими друг о друга. Вывод: Металлические фибулы издают звук громче.

4. Рассматриваем обе фибулы на свете. Вывод: металлическая фибула отражает свет ярче.

Хозяйка: Спасибо Вам, ребята. Вы помогли мне найти настоящую металлическую фибулу. ЕЕ мы и положим в сумку. Их делали карельские кузнецы, уже в древние времена умели работать с металлом. В Карелии придумали украшать фибулы растительным орнаментом. Фибулы могли быть овальной или круглой формы (показываю). Но фибула – это не единственное украшение древнего карельского костюма. Сарафан украшали тесьмой, которую плели своими руками. Посмотрите, эта тесьма подойдет к какому сарафану? (дети подбирают цветовое сочетание тесьмы для сарафана)

Хозяйка: Посмотрите, тесьма сделана из нитей разных оттенков синего цвета. Как в древней Карелии могли покрасить нити таким образом?

Дети: Нити держали в черничном соке по-разному – темные нити держали долго, а светлые мало.

Хозяйка: это последняя отгадка древнего карельского костюма.

Хозяйка: Вот мы и разгадали загадки древнего карельского костюма. Пора браться за дело. Я перенесла все наши измерения на ткань. Перед Вами разложена выкройка. Что нам надо сделать теперь?

Дети: Обвести мелом или углем и вырезать.

Все дети обводят одновременно выкройку мелом – каждый со своей стороны.

Хозяйка: Вырезать и плести тесьму мы будем индивидуально. Ведь как говориться 7 раз отмерь, один раз отрежь. Спешить здесь не нужно. А нам пора прощаться.

А сейчас давайте достанем все предметы из сумки и вместе разгадаем загадки древнего карельского костюма. Дети вынимают отрез льна, шерсти, ягоды черники и брусники, шелуху лука, траву, мел, уголь, фибулу, тесьму, вспоминают особенности женского древнего костюма.

Хозяйка: настало время возвращаться в наше время, давайте прочитаем заклинание! Отгадки и ткань мы возьмем с собой, они нам пригодятся, чтобы изготовить настоящий древний карельский костюм своими руками.

Вместе: "«Хирви, талви, хийси, Карьяла вииси!»

Публикации по теме:

Требования к условиям реализации образовательного процесса при введении ФГОС дошкольного образования ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников (1 часть) Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум и мысли малышей, являются мать.

Взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников (2 часть) Задачи, которые я ставлю перед собой при работе с родителями: 1. установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника; 2. объединить.

Оформление участка группы в рамках проекта «Территория ДОУ как составляющая образовательного пространства»Оформление участка группы в рамках проекта «Территория ДОУ как составляющая образовательного пространства» Делимся опытом по оформлению прогулочной детской площадки группы. Все просто и доступно по материалам. Дети принимали активное участие в.

Консультация для педагогов «Создание условий для реализации образовательного процесса в области ФЭМП»Консультация для педагогов «Создание условий для реализации образовательного процесса в области ФЭМП» «Создание условий для реализации образовательного процесса в области ФЭМП». Цель: расширить и углубить познания педагогов в области математического.

Проект «Эффективное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях реализации ФГОС» 1. Актуальность проблемы: Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством,.

Проект «Зимующие птицы нашего края». Паспорт проекта, содержание образовательного процесса в рамках проекта Паспорт проекта Тема: «Зимующие птицы нашего края». Возрастная группа: старшая группа. Срок реализации проекта: 30 ноября-4 декабря Тип.

Профессия строитель в рамках образовательного проекта «Темп»Профессия строитель в рамках образовательного проекта «Темп» .

Реализация образовательного проекта  «Движение — путь к здоровью»Реализация образовательного проекта «Движение — путь к здоровью» Актуальность: Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Постоянное воздействие вредных.

Семинар-практикум «Комплексный подход в моделировании образовательного процесса на этапе реализации ФГОС до» Семинар-практикум «Комплексный подход в моделировании образовательного процесса на этапе реализации ФГОС ДО» Автор: Л. А. Толстик учитель-логопед.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Загадки древнего карельского костюма» — это часть реализации музейно-образовательного проекта.
Опубликовано: 21 июля 2016 в 13:48
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД