Папки-передвижки

Взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников (2 часть)

Любовь Русын
Взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников (2 часть)

Задачи, которые я ставлю перед собой при работе с родителями:

1. установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;

2. объединить усилия для развития и воспитания детей;

3. создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

4. активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

5. поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

В практике по взаимодействию с семьями воспитанников я применяю как традиционные, так и нетрадиционные формы.

Публикация «Взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников (2 часть)» размещена в разделах

По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения, такие как:

1. Родительское собрание. На нем обсуждаются проблемы жизни детского сада и группы. Собрания никогда не свожу к монологу педагогов. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. С учетом современных требований я существенно разнообразила саму форму проведения родительского собрания - провожу его :

- либо в форме «круглого стола»

-либо в форме тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья,

-либо в форме консультаций со специалистами.

На родительских собраниях я не просто информирую родителей об итогах успеваемости, о фактах нарушения дисциплины, а вместе с ними выясняю причины, заинтересованно обсуждаем пути преодоления негативных явлений, намечаем конкретные меры. Никогда не превращаю родительские собрания в нотации и разносы, не подвергаю воспитанника и его семью публичному шельмованию, придерживаюсь принципа - недопустимо педагогу брать на себя роль судьи, выносить безапелляционные решения и приговоры. Учитель-гуманист не имеет даже права на разнос, категорическое суждение, так как понимает, насколько сложны и противоречивы причины, приводящие детей к тому или иному действию. В жизни общества я, как педагог, показываю пример терпения, милосердия и сострадания, защищаю своих питомцев. Мои советы родителям мягкие, взвешенные, добрые.

Тематика собраний может быть разнообразной. Например, тема моего недавнего собрания «Стили и ошибки семейного воспитания», где в доброжелательной обстановке были решены все задачи и проблемы, поставленные перед началом собрания. Один раз в год провожу собрание в традиционной форме с приглашением специалистов дошкольного учреждения, последующие практикую в нетрадиционной форме, которые направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение внимания к детскому саду (проблемам) :

1. Это дискуссии «Игра – основа речевого развития» (ставится проблема и предлагается обсуждение).

2.«Вопрос-ответ». Проводить его можно по-разному: один из вариантов – готовила заранее вопросы, складывала в «сундучок», а на собрании родители вытягивали и отвечали. В другой раз – сундучок выставлялся в раздевалке группы, где предлагалось родителям опускать вопросы по развитию и воспитанию детей, а ответы звучали на родительском собрании.

Естественно, читая почту, я заранее могу подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или даже переадресовать вопрос. Не всегда вопросы могу озвучить, поэтому некоторые из них оставляю на индивидуальные консультации, т. к. родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.

3. Круглый стол (по педагогическим ситуациям, где тоже обсуждаются разные точки зрения на проблему).

На таких контактах с родителями общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.

Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, а предлагается искать собственный выход из сложившейся ситуации, рассуждать.

Обычно перед родительским собранием провожу анкетирование, тема может быть разной в зависимости от того, какая тема собрания.

Организую тематические консультации: приглашаю не всю группу, а нескольких родителей, если есть трудности в воспитании и развитии ребенка, и, конечно индивидуальные. Здесь практикую для родителей памятки (в печатном варианте) по тем или иным вопросам.

4. Семинары – практикумы.

«Подвижные и хороводные игры» (приглашаю инструктора по ФИЗО) ;

«Значение и роль пальчиковых игр» ;

«Закаливание детей дома»;

«Мастерим вместе с детьми»;

«Поделки из природного материала»;

«Расти здоровым».

Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать, получить поддержку, совет и практическое применение.

5. Открытые занятия.

Родители знакомятся с процессом организации и проведения занятий в дошкольном образовательном учреждении.

6. «Дни открытых дверей».

Они приобрели большую популярность. Здесь я организую совместную деятельность родителей и детей, где создаю условия для развития партнерских, доверительных отношений в семье, смысл – дать в сконцентрированном виде представление о работе детского сада. В этот день родители посещают занятие, утреннюю гимнастику, знакомятся с режимом питания. Родители видят, как занимаются дети, наблюдают за ними во время игр.

7. Дни добрых дел.

В так называемые «дни добрых дел» организую проведение субботника в группе детского садика или на площадке. Также в дни добрых дел провожу ремонт игрушек, мебели, пошив кукольной одежды и т. д. Постоянно организую неделю интеллектуального развития, это «Подари книгу в книжный уголок», «Подари Незнайке настольную игру» и т. д.

8. Индивидуальные консультации.

Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечаю на вопросы родителей, стремлюсь дать квалифицированный совет. Залогом успешной работы совместной с семьей является хорошая информированность. Материал для информационной корзины разнообразен : устная и письменная, наглядная – стенды: «Безопасность дорожного движения», «Это интересно», «Терроризм – что это?»; фотовыставки: «Мы играем и растем», «Воспоминания о лете», «Мама – солнышко мое», «Мой папа и дедушка», «Растем, развиваемся, физкультурой занимаемся», папки-раскладушки: «Воспитательная миссия родителей», «Взаимодействие ребенка и взрослого при чтении книг», «Развитие речи дошкольника в семье», «Режим для дошкольника – условие сохранения здоровья».

9. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

Это спортивные праздники, развлечения, концерты.

«Праздник Осени»;

«День Матери»;

«Встреча Нового года»;

«Рождественские забавы»;

«Масленица»;

«Наши милые мама»;

«Лучший папа»

Родители являются непосредственными участниками развлечений (играют роли, готовят детские костюмы, участвуют в оформлении группы). Эти мероприятия заканчиваются чаепитием. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.

Используя досуговые формы работы с родителями, понимаю, что они способствуют установлению позитивной и эмоциональной атмосферы. Родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем мне проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

И, конечно, родители - это главные помощники в оформлении развивающей среды группы: начиная с детских уголков в группе, раздевалке и оформлении альбомов, таких, как «Питомцы – мои друзья», «Дорогами осеннего леса», «Мои близкие и родные», портфолио своего ребенка, участие в различных конкурсах: поделки из природного материала, изготовление кормушек для пернатых, «Новогодняя игрушка», «Папины руки не знают скуки», «Золотые руки мамы и бабушки» : выставках детских рисунков «Моя милая и любимая мамочка», «Мой папа самый лучший», «День Победы 9 мая» и т. д. ; совместное создание папки – передвижки «Дары осени».

Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – это важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней педагогической подготовки семьи, а также родителей к выполнению своих воспитательных функций.

Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования. Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости.

С родителями очень в дружеской атмосфере проходят мастер – классы. Такие, как: «Новогодняя игрушка «Елочка, елочка, зеленая иголочка», изготовление пальчиковых атрибутов, совместный выпуск стенгазеты «Скоро, скоро Новый год».

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Вовлечение родителей в жизнь детского сада принесет пользу и дошкольному учреждению и родителям. Важно, чтобы родителям представилась возможность посещать своего ребенка в любое время, чтобы они могли увидеть, как их дети живут в детском саду.

Я считаю, что успех сотрудничества семьи и дошкольного учреждения во многом зависит от того, насколько педагог знает родителей, их отношение к детям, нужды, стремления. И если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе, а не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты. «Родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации дошкольных образовательных учреждений, и тем самым создастся атмосфера взаимоуважения». А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они станут непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.

Таким образом, содержание взаимодействия образовательного учреждения и семьи имеет целью создание атмосферы взаимной заинтересованности в организации процесса воспитания, координацию воспитательных усилий, выработку общего педагогического подхода к проблемам изучения и воспитания ребенка. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить несовершенство друг друга.

Семья и детский сад дополняют друг друга, создают наилучшие условия для образования и творческого развития детей, родители должны знать, где и чем занимаются их дети, и поддерживать то, чему их учат. Важно, чтобы радость и успех ребёнка были замечены не только педагогом, но и семьей.

Желаю всем творческих успехов и удачи в сотрудничестве с родителями!

Литература:

1. Азаров Ю. П. «Семейная педагогика». М, 2005.

2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. Т. 1. - Томск, 2010.

3. Иванов Ю., Гусинский Э. Инновационное движение в российском школьном образовании. М., 2007.

4. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 2007.

5. Кондратьева СВ. Учитель - ученик. М., 2004.

6. Краснорядцева О. М. Психодиагностический практикум // Ред. - сост. О. М. Краснорядцева. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2009.

7. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. Новое в жизни, науке, технике //Педагогика и психология. 2009. № 1.

8. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. СПб. Прайм - ЕВРОЗНАК, 2003. 9. Педагогическая психология. Учебное пособие: М. : Флинта, Наука; 2012.

10. Педагогическая психология: учеб. пособие / под ред. И. Ю. Кулагиной. М. : Сфера, 2008. 11. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. - М., 2001. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб. Питер, 2000.

12. Жигляева М. М., Евсеева С. А. Организация взаимодействия с семьями в условиях дошкольного учреждения [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 47-50.

Публикации по теме:

«Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в рамках решения образовательных задач в ДОУ» Современное формирование лексико-грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического.

Развитие инновационных форм взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление.

«Технология «Портфолио» как средство эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и родителей» Основные задачи взаимодействия Дошкольного образовательного учреждения и семьи – установление партнерских отношений, объединение усилий.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников СЛАЙД1 Я Хочу представить свой опыт работы по теме: Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников.

Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи «Неделя открытых дверей в группе» Одной из главных задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого – педагогической поддержки.

Обобщение и распространение педагогического опыта «Разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников»Обобщение и распространение педагогического опыта «Разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников» Разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников позволяют оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребёнка, привлекать.

Организация взаимодействия с семьями воспитанников (2 слайд) Актуальность Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют.

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников в старшей логопедической группе СЕНТЯБРЬ 1. Родительское собрание по теме: «Специфика обучения и воспитания в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Проект идеального взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников Семья для ребёнка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.

Творческий отчет «Формы взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ по вопросам экологического воспитания детей» Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников (2 часть)
Опубликовано: 28 июня 2016 в 20:06
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД