Любовь Русын
Взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников (2 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи, которые я ставлю перед собой при работе с родителями:
1. установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
2. объединить усилия для развития и воспитания детей;
3. создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
4. активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
5. поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
В практике по взаимодействию с семьями воспитанников я применяю как традиционные, так и нетрадиционные формы.
Публикация «Взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников (2 часть)» размещена в разделах
По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения, такие как:
1. Родительское собрание. На нем обсуждаются проблемы жизни детского сада и группы. Собрания никогда не свожу к монологу педагогов. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. С учетом современных требований я существенно разнообразила саму форму проведения родительского собрания - провожу его :
- либо в форме «круглого стола»
-либо в форме тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья,
-либо в форме консультаций со специалистами.
На родительских собраниях я не просто информирую родителей об итогах успеваемости, о фактах нарушения дисциплины, а вместе с ними выясняю причины, заинтересованно обсуждаем пути преодоления негативных явлений, намечаем конкретные меры. Никогда не превращаю родительские собрания в нотации и разносы, не подвергаю воспитанника и его семью публичному шельмованию, придерживаюсь принципа - недопустимо педагогу брать на себя роль судьи, выносить безапелляционные решения и приговоры. Учитель-гуманист не имеет даже права на разнос, категорическое суждение, так как понимает, насколько сложны и противоречивы причины, приводящие детей к тому или иному действию. В жизни общества я, как педагог, показываю пример терпения, милосердия и сострадания, защищаю своих питомцев. Мои советы родителям мягкие, взвешенные, добрые.
Тематика собраний может быть разнообразной. Например, тема моего недавнего собрания «Стили и ошибки семейного воспитания», где в доброжелательной обстановке были решены все задачи и проблемы, поставленные перед началом собрания. Один раз в год провожу собрание в традиционной форме с приглашением специалистов дошкольного учреждения, последующие практикую в нетрадиционной форме, которые направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение внимания к детскому саду (проблемам) :
1. Это дискуссии «Игра – основа речевого развития» (ставится проблема и предлагается обсуждение).
2.«Вопрос-ответ». Проводить его можно по-разному: один из вариантов – готовила заранее вопросы, складывала в «сундучок», а на собрании родители вытягивали и отвечали. В другой раз – сундучок выставлялся в раздевалке группы, где предлагалось родителям опускать вопросы по развитию и воспитанию детей, а ответы звучали на родительском собрании.
Естественно, читая почту, я заранее могу подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или даже переадресовать вопрос. Не всегда вопросы могу озвучить, поэтому некоторые из них оставляю на индивидуальные консультации, т. к. родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.
3. Круглый стол (по педагогическим ситуациям, где тоже обсуждаются разные точки зрения на проблему).
На таких контактах с родителями общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.
Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, а предлагается искать собственный выход из сложившейся ситуации, рассуждать.
Обычно перед родительским собранием провожу анкетирование, тема может быть разной в зависимости от того, какая тема собрания.
Организую тематические консультации: приглашаю не всю группу, а нескольких родителей, если есть трудности в воспитании и развитии ребенка, и, конечно индивидуальные. Здесь практикую для родителей памятки (в печатном варианте) по тем или иным вопросам.
4. Семинары – практикумы.
«Подвижные и хороводные игры» (приглашаю инструктора по ФИЗО) ;
«Значение и роль пальчиковых игр» ;
«Закаливание детей дома»;
«Мастерим вместе с детьми»;
«Поделки из природного материала»;
«Расти здоровым».
Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать, получить поддержку, совет и практическое применение.
5. Открытые занятия.
Родители знакомятся с процессом организации и проведения занятий в дошкольном образовательном учреждении.
6. «Дни открытых дверей».
Они приобрели большую популярность. Здесь я организую совместную деятельность родителей и детей, где создаю условия для развития партнерских, доверительных отношений в семье, смысл – дать в сконцентрированном виде представление о работе детского сада. В этот день родители посещают занятие, утреннюю гимнастику, знакомятся с режимом питания. Родители видят, как занимаются дети, наблюдают за ними во время игр.
7. Дни добрых дел.
В так называемые «дни добрых дел» организую проведение субботника в группе детского садика или на площадке. Также в дни добрых дел провожу ремонт игрушек, мебели, пошив кукольной одежды и т. д. Постоянно организую неделю интеллектуального развития, это «Подари книгу в книжный уголок», «Подари Незнайке настольную игру» и т. д.
8. Индивидуальные консультации.
Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечаю на вопросы родителей, стремлюсь дать квалифицированный совет. Залогом успешной работы совместной с семьей является хорошая информированность. Материал для информационной корзины разнообразен : устная и письменная, наглядная – стенды: «Безопасность дорожного движения», «Это интересно», «Терроризм – что это?»; фотовыставки: «Мы играем и растем», «Воспоминания о лете», «Мама – солнышко мое», «Мой папа и дедушка», «Растем, развиваемся, физкультурой занимаемся», папки-раскладушки: «Воспитательная миссия родителей», «Взаимодействие ребенка и взрослого при чтении книг», «Развитие речи дошкольника в семье», «Режим для дошкольника – условие сохранения здоровья».
9. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.
Это спортивные праздники, развлечения, концерты.
«Праздник Осени»;
«День Матери»;
«Встреча Нового года»;
«Рождественские забавы»;
«Масленица»;
«Наши милые мама»;
«Лучший папа»
Родители являются непосредственными участниками развлечений (играют роли, готовят детские костюмы, участвуют в оформлении группы). Эти мероприятия заканчиваются чаепитием. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.
Используя досуговые формы работы с родителями, понимаю, что они способствуют установлению позитивной и эмоциональной атмосферы. Родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем мне проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
И, конечно, родители - это главные помощники в оформлении развивающей среды группы: начиная с детских уголков в группе, раздевалке и оформлении альбомов, таких, как «Питомцы – мои друзья», «Дорогами осеннего леса», «Мои близкие и родные», портфолио своего ребенка, участие в различных конкурсах: поделки из природного материала, изготовление кормушек для пернатых, «Новогодняя игрушка», «Папины руки не знают скуки», «Золотые руки мамы и бабушки» : выставках детских рисунков «Моя милая и любимая мамочка», «Мой папа самый лучший», «День Победы 9 мая» и т. д. ; совместное создание папки – передвижки «Дары осени».
Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – это важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней педагогической подготовки семьи, а также родителей к выполнению своих воспитательных функций.
Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования. Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости.
С родителями очень в дружеской атмосфере проходят мастер – классы. Такие, как: «Новогодняя игрушка «Елочка, елочка, зеленая иголочка», изготовление пальчиковых атрибутов, совместный выпуск стенгазеты «Скоро, скоро Новый год».
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Вовлечение родителей в жизнь детского сада принесет пользу и дошкольному учреждению и родителям. Важно, чтобы родителям представилась возможность посещать своего ребенка в любое время, чтобы они могли увидеть, как их дети живут в детском саду.
Я считаю, что успех сотрудничества семьи и дошкольного учреждения во многом зависит от того, насколько педагог знает родителей, их отношение к детям, нужды, стремления. И если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе, а не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты. «Родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации дошкольных образовательных учреждений, и тем самым создастся атмосфера взаимоуважения». А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они станут непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.
Таким образом, содержание взаимодействия образовательного учреждения и семьи имеет целью создание атмосферы взаимной заинтересованности в организации процесса воспитания, координацию воспитательных усилий, выработку общего педагогического подхода к проблемам изучения и воспитания ребенка. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить несовершенство друг друга.
Семья и детский сад дополняют друг друга, создают наилучшие условия для образования и творческого развития детей, родители должны знать, где и чем занимаются их дети, и поддерживать то, чему их учат. Важно, чтобы радость и успех ребёнка были замечены не только педагогом, но и семьей.
Желаю всем творческих успехов и удачи в сотрудничестве с родителями!
Литература:
1. Азаров Ю. П. «Семейная педагогика». М, 2005.
2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. Т. 1. - Томск, 2010.
3. Иванов Ю., Гусинский Э. Инновационное движение в российском школьном образовании. М., 2007.
4. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 2007.
5. Кондратьева СВ. Учитель - ученик. М., 2004.
6. Краснорядцева О. М. Психодиагностический практикум // Ред. - сост. О. М. Краснорядцева. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2009.
7. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. Новое в жизни, науке, технике //Педагогика и психология. 2009. № 1.
8. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. СПб. Прайм - ЕВРОЗНАК, 2003. 9. Педагогическая психология. Учебное пособие: М. : Флинта, Наука; 2012.
10. Педагогическая психология: учеб. пособие / под ред. И. Ю. Кулагиной. М. : Сфера, 2008. 11. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. - М., 2001. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб. Питер, 2000.
12. Жигляева М. М., Евсеева С. А. Организация взаимодействия с семьями в условиях дошкольного учреждения [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 47-50.