Надежда Алтынбаева
НОД «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений детей о зимующих и птицах.
Задачи:
Образовательные: уточнить, обобщить и расширить представления детей о зимующих и птицах, их образе жизни; формировать интерес к жизни птиц.
Публикация «НОД „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Коррекционно-развивающие: формировать умение отгадывать загадки; формировать связную речь, расширять словарный запас детей понятиями: зимующие птицы, кочующие птицы, названиями птиц.
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к птицам, желание оказать помощь, любознательность.
Направления образовательной деятельности: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Предварительная работа: заучивание стихотворений, пословиц и поговорок;
беседы, чтение худ. литературы, отгадывание загадок, выставка детских рисунков, рассматривание иллюстраций; просмотр видеофильма.
Методы и приемы: отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, демонстрация, объяснение, рассказ, беседа, игры, поощрение, чтение отрывков из стихов.
Материалы и оборудование:
Место проведения: групповая комната.
Воспитатель: Мы идем с тобой по кругу,
Улыбаемся друг другу.
Повстречаться мы спешим,
Поздороваться хотим.
Снова встретились с тобой,
Топнем весело ногой,
Покачаем головой,
И помашем всем рукой.
Скажем: «здравствуй» мы друг другу.
Ребята, когда я к вам шла на занятие, ко мне подлетела сорока и
затрещала: «Была сегодня в лесу, ничего не пойму, птиц совсем не видно. Неужели пришла в лес беда? А ведь мы — то с вами знаем, почему в лесу сейчас нет птиц. Правда? Давайте поможем сороке.
Вы знаете уже, что есть люди, которые изучают птиц. Кто помнит, как называется эта профессия?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Орнитолог — это биолог, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в лесу, городе и в зоопарке. Хотите поиграть в ученых-орнитологов? Сегодня, я старший орнитолог, а Вы научные сотрудники.
Ребята, кто мы сегодня с вами будем?
Воспитанники: Орнитологи.
Воспитатель: Тогда давайте вместе отправимся в лес и поможем сороке разобраться и понять, что же происходит в лесу. Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке.
Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу. Как красиво! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?
Звучит запись «Голоса птиц».
Воспитатель: Ребята, да это птицы. Но где — же они? А вот и необычное дерево.
Дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы.
Воспитатель: Посмотрите, какая бойкая стайка поселилась на дереве. Скажите, кого вы здесь видите?
Воспитанники: Птиц.
Воспитатель: По каким признакам вы это определили?
Воспитанники: У них есть клюв, перья, лапы и т. д.
Воспитатель: Птички в этой стайке разные. Давайте познакомимся с ними поближе. Перечислите этих птиц.
Воспитанники: Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей….
Воспитатель: Как вы догадались, что это снегирь?
Воспитанники: Красная грудка.
Воспитатель: Как определили, что это сорока?
Воспитанники: Длинный хвост, белые бока.
Воспитатель: Как определили, что это ворона?
Воспитанники: Черная, большая.
Воспитатель: Как определили, что это синица?
Воспитанники: Желтая грудка.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Почему?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Как назовем их, одним словом?
Воспитанники: Зимующие.
Воспитатель: Почему их так назвали?
Воспитанники: Потому что остаются зимовать.
Воспитатель: А как вы думаете, зимующим птицам холодно зимой, ведь известно, что у птах нет ни халатов ватных, ни байковых рубах?
Воспитанники: Да.
Воспитатель: Как же птицы согреваются в морозы?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Во время морозов птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно птицы поднимают перья и толщина “воздушной шубы” увеличивается. И тогда за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Так, почему же все- таки многие птицы улетают в теплые края?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Как вы думаете, а для зимующих птиц что страшнее : холод или голод?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Почему?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. Ребята, а легко ли птицам зимой искать себе корм?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Птицам зимой тяжело найти себе корм. И поэтому они прилетают ближе к людям за помощью. Мы с вами тоже старались помочь птицам пережить трудную зиму. Давайте вспомним, как мы помогали зимующим птицам выжить в зимние холода.
Воспитанники: Мы сделали для птиц кормушки и каждый день их кормили.
Воспитатель: Я вам хочу напомнить, что еда с нашего стола для птиц не годится. У каждой птицы свой любимый корм. Давайте теперь поиграем и узнаем, запомнили ли вы кто из птиц, чем питается.
Чем питается?.
-Воробей — питается семенами, зернами, ягодами, хлебные крошки, любой крупой.
-Синица питается семенами растений, любит подсолнечные семечки и сало (несоленое).
-Ворона – вороны всеядные птицы. Это городской санитар, ест любые зерна, семена, хлеб и остатки с человеческого стола.
- Снегири любят семечки арбуза, тыквы, семена хвойных деревьев и трав, молодые почки, ягоды, особенно рябину.
-Голубь – любит семена растений, зерно, крупу и хлеб.
Воспитатель: Когда мы кормили птиц, мы соблюдали некоторые правила. Давайте их повторим.
Воспитанники: Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки.
Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени.
Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили.
Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Воспитатель: Сейчас ребята, мы посмотрим, какие вы умные и внимательные. Загадки вы любите отгадывать?
Ответы воспитанников.
Проводится игра «Отгадайте загадки»
Воспитатель: И зимой найдет приют
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут!
Воспитанники: Снегирь.
Воспитатель: Окраской – серовата, повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая.
Воспитанники: Ворона.
Воспитатель: В теплый край не улетают,
На морозе распевают.
Эти птички-невелички
Называются…
Воспитанники: Синички.
Воспитатель: Синица съедает корма в день столько, сколько (весит сама). Все время стучит
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
Воспитанники: Дятел
Воспитатель: Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик!
Не робей! Я бывалый…
Воспитанники: Воробей
Воспитатель: Если воробьи нахохлились, притихли — будет снег.
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая…
Воспитанники: Сорока.
Всех этих птиц мы видели у себя на кормушках или просто недалеко на площадке. Не правда ли? А эта птичка к нам тоже не прилетала, но мы о ней тоже много знаем.
Воспитатель: Вот птичка, так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Ни лебедь, ни утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка
Выводит птенцов
Только лютой зимой
Воспитанники: Клест.
Воспитатель: Клёст выводит своих птенцов — в январские морозы.
А вот эта птица тоже не прилетела к нам, потому что она остается в лесу.
Всю ночь летает-
Мышей добывает.
А станет светло-
Спать летит в дупло…
Воспитанники: Сова.
Воспитатель: Это хищная птица, которая питается маленькими птичками и мышками. И оперение у нее теплое и большое, поэтому ей в лесу не холодно и не голодно.
Давайте вы все будете маленькими птичками, кто-то один — совой.
Проводится физкультминутка «Сова».
С одной стороны площадки место для «маленьких птичек". В стороне начертан круг — "гнездо совы". Выделенный ребенок — "сова" встает в гнездо. Остальные дети — " маленькие птички " встают за линией. Середина площадки свободна. На слово воспитателя: "день" «маленькие птички» летают (дети бегают по площадке). На слово воспитателя: "ночь" быстро останавливаются на своих местах и не шевелятся. Сова в это время тихо вылетает на площадку на охоту и забирает тех детей, которые пошевелились (отводит их в гнездо). На слово воспитателя: "день" сова возвращается в свое гнездо, " маленькие птички " начинают летать. Игра заканчивается, когда у совы будет 2 – 3добычи. Воспитатель отмечает детей, которые ни разу не были забраны совой в гнездо.
Воспитатель: Ребята, наверняка вы все задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? Ну, конечно, не всё.
Проводится игра «Верю – не верю».
Воспитатель: Если утверждение правильно, то вы отвечаете: «Верю», а если утверждение неправильно, то отвечаете: «Не верю».
-У птиц тело покрыто шерстью.
-Тело покрыто перьями.
- Есть клюв.
-Птицы летают.
- Клесты выводят птенцов зимой.
- У синицы жёлтое брюшко.
- У воробья большой сильный клюв.
- У сороки короткий хвост.
- Для птиц самое страшное зимой – это голод.
- Клесты любят семена шишек.
-Синицы любят сало.
-Ворона-это маленькая птица.
Воспитатель: А теперь, чтобы узнать, насколько хорошо вы знаете птиц, поиграем в игру «Четвертый лишний». Внимательно посмотрите на картинки, и скажите, какая птица здесь лишняя?
Проводится игра «Четвертый лишний» и дети объясняют свой выбор.
Игра ‘’Поломанные слова’’
Воспитатель: Нужно исправить поломанные слова и узнать название зимующей птицы.
ВА-СО, РО-СО-КА, ЦА-СИ-НИ, ТЕЛ-ДЯ, НА-РО-ВО, ГИРЬ –СНЕ.
Составление рассказа «Зимующие птицы»
Воспитатель: Когда орнитологи ведут работу по изучению данных птиц, они пишут статью, работу или книгу. Давайте и мы сегодня вспомним все, что мы узнали о зимующих птицах. А потом запишем свои рассказы и тоже продолжим свою книгу.
Ребята, кто расскажет о синице… (сове, воробье, снегире).
Воспитанники рассказывают о птицах.
Воспитатель: А еще орнитологи в своей работе делают зарисовки птиц, или их фотографируют. Мы сегодня с вами раскрасим зимующих птиц и тоже поместим их в свою книгу. Но сначала пусть наши пальчики отдохнут.
Пальчиковая гимнастика.
Птичка прилетела,
Головкой повертела.
Поклевала крошки
Из моей ладошки.
Пёрышки встряхнула,
Быстро упорхнула.
Машем кистями рук. Пальцы собраны в щепоть. Выполняем повороты кистями рук. На одной руке пальцы собраны в щепоть, на другой – ладонь раскрыта. Изображаем, как птичка клюёт зёрна.
Поочерёдно большой палец соединяется с остальными, начиная с указательного. Машем кистями рук.
Воспитатель: Теперь ваши пальчики готовы и можно приступать к работе
Выбирайте, какую зимующую птицу будете раскрашивать. Обратите внимание на цвет оперенья.
Дети садятся за подготовленный стол.
Во время раскрашивания звучит музыка «Голоса птиц» (клест, воробей, снегирь, ворона).
Воспитатель: Мы с вами подпишем названия птиц. — Этот книгу мы поместим в группе.
Воспитатель: О каких птицах мы говорили?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Почему им надо помогать?
Ответы воспитанников.
Чтение детьми стихотворения А. Яшина. «Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима…
Воспитатель: Молодцы, а пока мы изучали и помогали зимующим птицам, наступила весна и в наши родные края скоро возвратятся пернатые друзья.
Что начинают делать птицы весной?
Воспитанники: Птицы начинают вить гнезда.
Воспитатель: А что же делают люди, ожидая птиц весной?
Воспитанники: Люди делают скворечники и развешивают их на деревьях.
Прилетят наши пернатые друзья-скворцы и поселятся в скворечниках.
Воспитатель: Молодцы! Я уверена, что вы станете надёжными друзьями для всех птиц и всегда будете готовы помочь птицам.
Большое вам спасибо! Желаю всем добра!