Получи документы

Новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей

Анна Кулясова
Новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Публикация «Новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей» размещена в разделах

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из нашего опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному селу, родной природе, к своей Родине, а это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Наш детский сад на протяжении нескольких лет реализует парциальную образовательную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой, которая определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, целью которой является научить ребенка основам культуры в отношении к людям, природе и самому себе, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.

Для эффективной работы мы определили для себя следующие задачи:

знакомить детей с основами духовно-нравственных традиций и укладом жизни русского народа, его бытом, национальными праздниками;

• воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;

• формировать интерес к народным обычаям;

• воспитывать бережное отношение к природе и ко всему живому;

• воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся в сочувствии. [/b]

Духовно-нравственное направление работы нашего детского сада включает в себя: проведение организованной образовательной деятельности, бесед и ситуативных разговоров на темы нравственности и морали, проведение тематических праздников в соответствии с народным календарем. Перед нами стоит задача ориентировать ребенка на эстетическое восприятие целостной картины мира. Поэтому в нашем саду был создан и постоянно пополняется мини- музей «Русская изба», где дети знакомятся с русскими народными потешками, сказками, колыбельными песнями; предметами обихода, их назначением. Дети закрепляют знания о предметах старины, готовят поделки и подарки к праздникам, играют в народные игры, разучивают попевки, заклички, песни. Со старшими детьми проводятся нравственные беседы и ситуативные разговоры о семье и членах семьи, о добре и зле, о жадности и щедрости, о милосердии, дружбе и взаимопомощи. Наш мини- музей расположен в групповом помещении. Поэтому воспитатель имеет возможность в любое время обратиться к материалам музея. Дети в свободное время могут разглядывать экспонаты, использовать их в своих ролевых играх, задавать воспитателю вопросы, возникшие в результате знакомства или игры с экспонатами. Для того чтобы детям не примелькались экспонаты музея и они не потеряли интерес к ним, часть экспонатов периодически заменяется. Одни убираются на время, другие выставляются. Здесь действует правило: «Новое – это хорошо забытое старое». На базе музея проходят занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, изодеятельности, музыки. Методика построения игровых занятий с дошкольниками предусматривает обязательное включение практической части, чтобы можно было не только посмотреть, но и потрогать, поиграть, сделать что-то своими руками.

Благодаря системе работы нашего мини-музея дети по-новому начинают относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом. Музей является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности, он приобщает их к миру общечеловеческих ценностей, которые зарождаются в семье. Поэтому важным направлением в работе по духовно-нравственному воспитанию является сотрудничество с родителями. Чувства Родины начинается у ребенка с отношения к семье к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Различные формы сотрудничества помогают в решении духовно-нравственных задач. Мы работаем в тесном контакте с родителями воспитанников. Проводим нетрадиционные родительские собрания с народными играми, показами деятельности детей. Родители совместно с детьми принимают активное участие в организованных акциях «Помним, гордимся», изготовлении альбомов «Моя семья», «Наши папы – защитники отечества», «Детям о Великой Отечественной войне»; конкурсе рисунков «Православный храм», изготовлении поделок на районный конкурс «Пасха Красная», и других. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семьи и наполнить их досуг новым содержанием, так как в духовно нравственном воспитании большое значении имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, мы прививаем детям такие понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, трудовой подвиг.

Несправедливо будет, если не отметим значение игры как естественного спутника жизни ребенка, источника радостных эмоций, обладающей великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. Традиционным в нашем детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью – «Ярмарка»; зимой – «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной – «Мамин день», «Жаворонки», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто».

Работая по проблеме духовно-нравственного воспитания, мы должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям. Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников «…мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм…» Владимир Путин В проекте «Национальной доктрины.

Доклад «Использование различных форм работы в нравственно патриотическом воспитании» «. Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». К. Д. Ушинский Нравственно-патриотическое воспитание ребенка.

Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Из опыта работы воспитателя второй младшей группы.

Музыка в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста Как часто мы получаем информацию из средств массовой информации о деградации общества, о падении нравственности у молодежи. Когда же произошло.

План саморазвития «Роль народных праздников в патриотическом воспитании детей» Тема: «Роль народных праздников в патриотическом воспитании детей». Актуальность темы заключается в том, что современные дети мало знают.

Развитие интереса к истории родного края — одно из эффективных средств в нравственно-патриотическом воспитании «Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего человек перестаёт быть личностью» В. А. Сухомлинский В дошкольном возрасте начинает.

Роль фольклора в нравственно-патриотическом воспитании дошкольника «Роль народного фольклора в нравственно-патриотическом воспитании дошкольника». В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических.

Роль родителей в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, много для себя заново открываем и переоцениваем. Обращение к опыту православной педагогики.

Роль русского народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников РОЛЬ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Дошкольный возраст – фундамент общего развития.

Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей Традиционно, основным институтом воспитания человека, начиная непосредственно с момента его рождения и кончая порой его становлением как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей
Опубликовано: 1 марта 2017 в 17:14
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД