Анна Кулясова
Новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв. |
Публикация «Новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из нашего опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному селу, родной природе, к своей Родине, а это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Наш детский сад на протяжении нескольких лет реализует парциальную образовательную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой, которая определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, целью которой является научить ребенка основам культуры в отношении к людям, природе и самому себе, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.
Для эффективной работы мы определили для себя следующие задачи:
• знакомить детей с основами духовно-нравственных традиций и укладом жизни русского народа, его бытом, национальными праздниками;
• воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;
• формировать интерес к народным обычаям;
• воспитывать бережное отношение к природе и ко всему живому;
• воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся в сочувствии. [/b]
Духовно-нравственное направление работы нашего детского сада включает в себя: проведение организованной образовательной деятельности, бесед и ситуативных разговоров на темы нравственности и морали, проведение тематических праздников в соответствии с народным календарем. Перед нами стоит задача ориентировать ребенка на эстетическое восприятие целостной картины мира. Поэтому в нашем саду был создан и постоянно пополняется мини- музей «Русская изба», где дети знакомятся с русскими народными потешками, сказками, колыбельными песнями; предметами обихода, их назначением. Дети закрепляют знания о предметах старины, готовят поделки и подарки к праздникам, играют в народные игры, разучивают попевки, заклички, песни. Со старшими детьми проводятся нравственные беседы и ситуативные разговоры о семье и членах семьи, о добре и зле, о жадности и щедрости, о милосердии, дружбе и взаимопомощи. Наш мини- музей расположен в групповом помещении. Поэтому воспитатель имеет возможность в любое время обратиться к материалам музея. Дети в свободное время могут разглядывать экспонаты, использовать их в своих ролевых играх, задавать воспитателю вопросы, возникшие в результате знакомства или игры с экспонатами. Для того чтобы детям не примелькались экспонаты музея и они не потеряли интерес к ним, часть экспонатов периодически заменяется. Одни убираются на время, другие выставляются. Здесь действует правило: «Новое – это хорошо забытое старое». На базе музея проходят занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, изодеятельности, музыки. Методика построения игровых занятий с дошкольниками предусматривает обязательное включение практической части, чтобы можно было не только посмотреть, но и потрогать, поиграть, сделать что-то своими руками.
Благодаря системе работы нашего мини-музея дети по-новому начинают относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом. Музей является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности, он приобщает их к миру общечеловеческих ценностей, которые зарождаются в семье. Поэтому важным направлением в работе по духовно-нравственному воспитанию является сотрудничество с родителями. Чувства Родины начинается у ребенка с отношения к семье к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Различные формы сотрудничества помогают в решении духовно-нравственных задач. Мы работаем в тесном контакте с родителями воспитанников. Проводим нетрадиционные родительские собрания с народными играми, показами деятельности детей. Родители совместно с детьми принимают активное участие в организованных акциях «Помним, гордимся», изготовлении альбомов «Моя семья», «Наши папы – защитники отечества», «Детям о Великой Отечественной войне»; конкурсе рисунков «Православный храм», изготовлении поделок на районный конкурс «Пасха Красная», и других. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семьи и наполнить их досуг новым содержанием, так как в духовно нравственном воспитании большое значении имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, мы прививаем детям такие понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, трудовой подвиг.
Несправедливо будет, если не отметим значение игры как естественного спутника жизни ребенка, источника радостных эмоций, обладающей великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. Традиционным в нашем детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью – «Ярмарка»; зимой – «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной – «Мамин день», «Жаворонки», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто».
Работая по проблеме духовно-нравственного воспитания, мы должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям. Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.