Приложение МААМ

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях

Светлана Поздеева
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях

Статья 64 Федерального закона РФ «Об Образовании в Российской Федерации» гласит, что Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях» размещена в разделах

Сегодня остановимся и подробнее разберем тему нравственно-патриотического воспитания дошкольников на музыкальном занятии.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Нравственно - патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства и то, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, и музыкальные занятия являются неотъемлемой частью в целостном образовательном процессе дошкольника.

Мне бы хотелось поделиться своим опытом, как нравственно-патриотическое воспитание проходит на моих занятиях.

Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников невозможно переоценить. Музыка помогает ребенку выразить через песню или танец свое отношение к Родине, родному краю, семье.

Маленьким детям еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для маленького ребенка Родина — это мама, близкие и родные люди, окружающие его. Поэтому, нравственное воспитание ребенка-дошкольника — это, прежде всего, воспитание любви и уважения к матери.

Исходя из вышеизложенного, при подготовке к занятиям очень важно грамотно отобрать музыкальные произведения, чтобы они были доступны и близки пониманию ребенка определенного возраста.

Например: с детками в группах раннего возраста мы поём потешки, прибаутки, песенки о животных: "Птичка", "Петушок", "Кошка", "Собачка", "Зайка" и т. д. Они доступны пониманию деткам данного возраста, дети хорошо эмоционально откликаются на эти произведения, т. е. им "начинает нравиться" "Зайка" или "Петушок" и у ребят возникает желание ещё раз прослушать, пропеть песенку вместе со мной. Даже простой эмоциональный всплеск взрослого (т. е. игрушки) : "Ах", "Ой" (например, птичка прилетела / улетела) – вызывает определенные чувства, эмоции у ребенка (удивление, радость или наоборот, огорчение, это говорит о том, что ребенок сопереживает герою потешки, что до ребенка получилось донести смысл потешки, попевки ( например: Зайка - испугался лисичку, Петушок - радуется солнышку, Киска - просит молочка).

Таким образом происходит нравственное воспитание детей раннего возраста на музыкальных занятиях : ребёнок начинает сопереживать, сочувствовать герою, он жалеет его и т. д.

Большое нравственно-патриотическое воздействие на ребенка оказывает русская народная музыка, музыкальный фольклор (колыбельные песни, пестушки, опять же - потешки) : "Ладушки", "Сорока-сорока", "Кто у нас хороший", "Из-под дуба", "Полянка", "Бай-бай", "Лю-лю-бай", "Пальчики и ручки" на рус. нар. мелодию и др,. То есть, музыкальный фольклор - уже передаёт детям нравственные основы. Прибаутки, потешки - воспитывают и учат малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо». Например, «Сорока» наказывает малыша за то, что он не помогает по хозяйству: «За водицей не ходил, дров не носил, кашки не варил». Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, а так же воспитывают качества во все времена отличавшие русский характер: доброту, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

С ребятами постарше (начиная с младших группы) обязательно знакомимся с произведениями русской классической музыки. Русская классическая музыка – это достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Поэтому классическая музыка должна звучать на музыкальных занятиях, и здесь важно акцентировать внимание детей на то, что это именно русский композитор, наш соотечественник.

Так же, на музыкальных занятиях мы знакомимся и играем с детьми на русских народных музыкальных инструментах : бубен, барабан, свистулька, трещотки, ложки.

Незаменимую роль в патриотическом воспитании дошкольника имеют русские народные музыкально - ритмические игры.

Например: русская народная игра «Солнышко».

Дети встают вкруг и поют:

Солнышко – вёдрышко,

Выглянь – ка в окошко,

Посвети немножко!

Солнце заиграло,

Деточкам сказало:

-А играйте в поле,

Прыгайте на воле.

Дети идут по кругу за руки, а «Солнышко» - кружится в центре. В конце - дети свободно прыгают по залу.

Взрослый говорит «Тучка!» Дети должны встать в круг около «Солнышка».

И другие игры: «Дождик», «Шла утица», «Шла коза по лесу», «Ворон» и т. д.

Музыкальные ритмические игры развивают эмоциональную отзывчивость, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию через движение, а так же художественный образ в движении.

Отмечу, что основным воспитательным средством, в котором можно реализовать все виды музыкальной деятельности является организация и проведение праздников.

Праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В. А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство».

В рамках нравственно-патриотического воспитания хочется выделить :

1. Праздник, посвященный «Дню Защитника Отечества».

Это день воинской славы, в который мы чтим традиции нашей армии: преданность Родине, готовность защищать её до последнего дыхания, верность военной присяге и Боевому Знамени!

2. Праздники, посвященные мамам: «День матери», «Праздник 8 марта»;

Нравственное воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Все дети любят своих мам. А песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.

3. Праздник ко «Дню Великой Победы».

В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями и музыкой тех времён.

4. Такие развлечения как: «Масленица», День Защиты детей.

Все они оказывают большое влияние в нравственно - патриотическом воспитании.

Итак, работа музыкального руководителя по нравственно-патриотическому воспитанию достаточно многогранна. В процессе работы с детьми мы используем различные формы, виды, содержания работы (пение, слушание музыки, игра на детских инструментах, движения под музыку).

Таким образом, мы видим, что музыкальные занятия способствуют формированию нравственных качеств личности ребенка. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма и оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленностиНравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в наше время является одной из основных задач дошкольного образования.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» для музыкальных руководителей Звучит песня Л. Зыкиной «Гляжу в озёра синие» – 1 куплет. Звучит фон Что может быть милей бесценного родного края? Когда человек появляется.

Консультация музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки. Все прекрасное – из детства! А патриотизм? Другие нравственные качества?.

Месячник «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». План работы в средней группеМесячник «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». План работы в средней группе 1 неделя – Тема «Моя семья». Рассказы детей о членах семьи. Рассматривание альбома «Моя семья» Беседа о мамах. Составление рассказов на.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Проект «День Победы»Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Проект «День Победы» Цель проекта: воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Задачи.

Обмен опытом на педсовете «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»Обмен опытом на педсовете «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

План самообразования воспитателя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» 2 младшая группа «Родина для человека - самое дорогое и священное, без чего человек.

Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС» Актуальность выбранной темы В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного.

Видеоконсультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Видеоконсультация для родителей «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»Цель: Формирование патриотических чувств, через воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях
Опубликовано: 2 декабря 2021 в 18:18
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Поздеева (УИ 2388023) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД