Ольга Орда
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно ФГОС дошкольного образования, патриотическое воспитание детей включает в себя следующие задачи:
Формирование нравственно-духовных особенностей личности;
Формирование чувства гордости за свою страну;
Формирование бережного отношения к культурным традициям народа;
Формирование толерантной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям другой национальности.
Любовь к Родине начинается с малого – любви к своей семье, дому. Постепенно расширяясь, она переходит в любовь к своей стране, её истории.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
В нашем детском саду мы помогаем детям узнать и полюбить свой родной край, его традиции и обычаи, историю, культуру, природу. Знакомим с нашей Родиной – Россией, её столицей, государственной символикой, государственными праздниками, памятными датами. Всё это мы делаем потому, что именно в дошкольном возрасте происходит становление базовых основ личности и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры.
Чтобы решить все поставленные перед педагогами задачи, необходима целостная система нравственно-патриотического образовательного пространства. На наш взгляд, в этом может помочь музейная педагогика, которая объединяет детский сад и музейную работу, воспитание и ознакомление с культурными ценностями, оставленными нам предыдущими поколениями.
Поэтому в нашем детском саду и функционирует музейный уголок. Цель его работы – создание условий для развития нравственно-патриотических качеств у детей посредством музейной педагогики, привлечение родительской общественности к проблемам нравственно-патриотического воспитания.
Мы ставим перед собой следующие педагогические задачи :
• Формировать у детей уважительное отношение к людям старшего поколения, защитникам Родины, желание брать с них пример;
• Воспитывать любовь к семье, родному дому, городу, малой Родине;
• Обогащать духовный мир воспитанников через обращение к героическому прошлому нашей страны;
• Знакомить детей с народным фольклором, произведениями местных поэтов, художников, музыкантов;
• Привлечь родителей к участию в работе по нравственно-патриотическому воспитанию, довести до их понимания, что патриотизм не заложен в генах, он воспитывается, формируется.
Для того, чтобы сформировать данные понятия у дошкольника, необходимо, чтобы они были эмоционально окрашены. В этом помогают музыка, стихи, изобразительное искусство, предметы быта, современные информационные технологии.
Методологические приёмы, которые мы используем в работе с детьми, очень разнообразны.
Остановимся на более интересных, эффективных, на приёмах, которые позволяют сделать музейную работу живой, эмоциональной, доступной для детского понимания и привлекательной для взрослых.
Интерактивные методы и приёмы – когда музей престаёт быть хранилищем экспонатов, а становится живым организмом в процессе познания. И дети не просто слушатели, а активные участники.
1. На базе нашего музейного уголка была проведена квест-игра «Дорогами отцов», посвящённая героическим страницам из истории нашей страны, нашего города. Дети через «туннель времени» попали во времена Гражданской, Великой Отечественной войны, узнали, какие памятные места города рассказывают нам об этих событиях.
2. Видеоэкскурсии – направлены на развитие творческого потенциала детей. Они позволяют ребятам участвовать в создании проекта будущего видеофильма, подборке необходимого материала, костюмов, предметов, экспонатов из музейного фонда, музыкального сопровождения. И, конечно, они могут проявить себя, как талантливые экскурсоводы. На музейной странице сайта нашего детского сада представлены такие видео экскурсии, как «Дерево рассказывает сказки», «Я поведу тебя в наш музей», «Предметы старинного быта» и другие. Также видео экскурсии способствуют распространению информации о музее, делают его работу более открытой для массовой аудитории.
3. Метод проектов – интересен тем, что объединяет усилия педагогов, воспитанников и их родителей. Он повышает самостоятельность детей, учит их способам нахождения и сбора необходимой информации, умению её преподнести. На базе нашего музейного уголка были реализованы такие проекты, как «Моё генеалогическое древо», «Эхо прошедшей войны».
4. Метод игровой реконструкции – используется при ознакомлении с экспозицией «Русская изба». Ребята погружаются в атмосферу старины, жизни наших предков. Они используют в различных игровых ситуациях настоящие предметы старинного быта. Если хозяйка ставит на стол самовар, то он «кипит», т. е. происходит озвучка, оживление этого предмета. Таким же образом на стене идут часы, потрескивают дрова в печи, играет патефон.
5. Участие детей в народных праздниках. Мы познакомили детей с такими народными праздниками, как Святки, Масленица, закликание весны. Ребята научились петь колядки, узнали о традиции колядования, разучили некоторые народные игры, хороводы, научились из теста лепить жаворонков, познакомились с народными и обрядовыми куклами, научились их делать. Чтобы было интересно, мы используем именно деятельностный подход.
Наш музейный уголок сотрудничает с фольклорным коллективом районного дома культуры «Ладушки». Воспитанники, посещающие его, знакомятся с народными песнями, танцами, играми, а потом выступают перед детьми, сотрудниками, родителями. Родители активно участвуют в различных праздниках и мероприятиях.
Таким образом, реализация задач ФГОС по нравственно-патриотическому воспитанию средствами музейной педагогики дает ребёнку возможность с детства приобщиться к истории, культуре, общечеловеческим ценностям. Дети, посещающие музей ДОУ, в будущем будут более восприимчивыми, заинтересованными, у них появится желание посещать различные музеи страны.
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций нельзя воспитать полноценного гражданина, патриота, любящего свою Родину.