Татьяна Чехлыстова
Нравственное воспитание дошкольников на примере подвигов героев оскольчан в годы войны
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Статья посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Приведены примеры тематических мероприятий, направленных на формирование нравственных качеств детей на примере героизма защитников нашего края в годы Великой Отечественной войны.
Публикация «Нравственное воспитание дошкольников на примере подвигов героев оскольчан в годы войны» размещена в разделах
Воспитание в нашей стране всегда стояло на первом месте, было сутью образования личности. По определению С. И. Ожегова нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. В наше время расцвета научно - технического прогресса у людей наблюдается преобладание вещественного богатства над духовным, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Педагоги всерьёз обеспокоены тем, какими вырастут наши дошкольники. Фраза «Всё начинается с детства» очень актуальна сейчас.
Дошкольный возраст – благоприятный этап в формировании личности ребёнка. И если мы сейчас не будем развивать в детях духовно-нравственные качества, то не сможем воспитать патриотов своей Родины, граждан с активной жизненной позицией, которые будут гордиться успехами своей страны, её историей, традициями и культурой, свершениями своего народа, будут хранить память о своих предках, уважать защитников Отечества. А это и есть основные задачи духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения. Дошкольники приобретают элементарное понимание правил нравственного поведения, моральных норм, получают опыт общения со сверстниками и взрослыми в соответствии с нравственными нормами, принятыми в обществе. Учатся проявлять небезразличное отношение к трудностям других людей, стремление им помочь, выражать сочувствие, учатся анализировать поступки свои и других людей, оценивая их с нравственной стороны. Духовный мир – это знания, получаемые дошкольниками их книг, при ознакомлении с произведениями искусства, прослушивании музыки.
Создание условий для духовно-нравственного воспитания детей на примере героизма защитников Старооскольской земли в годы Великой Отечественной войны стало целью моей работы. В нашей группе проводятся беседы с детьми на темы: «Никто не забыт», «Дети – герои войны», «Они защищали Старый Оскол», беседы включают в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой произведения, игры и задания, тематические занятия ко дню освобождения города от фашистов, дню Защитника Отечества, дню Победы, развлечения «Сильные и ловкие», «Бравые солдаты», викторины, досуги, игры – путешествия в далёкое прошлое нашего края, ведётся работа с родителями в этом направлении. Проводятся круглые столы на тему «Семейное воспитание», «Нравственное воспитание дошкольников», оформлены папки – передвижки «Великая Отечественная война», «Был месяц май…». С помощью родителей в группе был создан мини - музей «Они сражались за Родину». В него вошло несколько экспозиций: «Герои – бронебойцы»(Фотографии, карта боевых действий, история подвига 17 героев, защищавших разъезд у Мойсюковой будки, «Старый Оскол в военное время»(фотографии города в годы войны, вырезки из газет с рассказами о городе, «Свидетели военных лет» (фронтовая пилотка, солдатская фляжка, боевые награды, фронтовые письма и др., «Война глазами детей»(детские рисунки о войне). Создание мини – музея помогло решить задачи по воспитанию нравственных представлений у детей о героизме русского народа в защите нашего города от оккупантов, активизировало детей и родителей к сотрудничеству с педагогами в поисковой деятельности, помогло формированию у дошкольников социально значимых ценностей гражданственности и патриотизма.
К дню Победы в группе был оформлен уголок «Бессмертный полк», где размещены фотографии, прадедов и прабабушек наших воспитанников, участвовавших в Великой Отечественной войне, прошли акции «Георгиевская ленточка», «Подарок ветерану». Родители вместе с детьми приняли активное участие в акции «Бессмертный полк», отдав дань памяти своим близким, ковавшим победу на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны.
Ежегодно в нашей группе проводится «Неделя памяти», во время которой дети и взрослые совершают экскурсии по памятным местам города (Это мемориальный комплекс у Атаманского леса, аллея Славы, на которой открыты памятники старооскольцам – героям Советского Союза, стела «Город воинской славы», памятники 17 героям - бронебойщикам, железнодорожникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны и другие, скульптурная композиции, посвящённая началу войны 22 июня 1941года, скульптурная композиция «После боя»). Приходя в группу после таких поездок, дети делятся своими впечатлениями, им хочется поведать другим различные истории о войне, которые они узнали от родителей, бабушек и дедушек. Рассказывая о самоотверженном подвиге людей ценой своей жизни завоевавших победу, прививая детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», мы передаем эстафету памяти дальше в будущие поколения. Как призывает нас в своём стихотворении поэт Р. Рождественский «Помните! Через века, через года—помните! О тех, кто уже не придет никогда—помните!»
Духовно-нравственное воспитание детей должно осуществлять в тесном взаимодействии педагогов детского сада и родителей дошкольников. Взрослые должны быть всегда рядом с ребёнком, их задача - правильно оценить настоящее и показать перспективы будущего, превращая простые будни в целостные уроки жизни. Только при таких условиях ростки духовной нравственности пустят глубоко корни, помогут растущему человеку достойно жить среди других людей. И наши воспитанники вырастут сознательными гражданами нашего общества с чувством собственного долга, ответственности, с уважением будут относиться к своей истории, гордиться своим городом, своей Родиной.
Список литературы
1. Буре Р. С. Основы нравственного воспитания детей. –М. : Перспектива. –2009.
–298 с.
2. Ветохина А. Я., Дмитренко З. С. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, - СПб. : Детство-Пресс, - 2009.
3. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. : Просвещение, 2010.
4. Никулов А. Г. Оскольский край, - Старый Оскол, - 1997
5. Потаповская, О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей // Дошкольное воспитание, 2006г. – 136с.