Лучший педагог года

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой»

Елена Шейгусова
Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой»

Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей. Это необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Заботливое отношение к животному и растительному миру прививают для развития более сложных нравственных чувств : гуманизма, добросердечности, сочувствия. В. А. Сухомлинский писал: "Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий". Следовательно, знакомя детей с природой, педагог должен не только сообщать им конкретные сведения о том или ином объекте, но и пробуждать в душе каждого ребенка гуманные и эстетические чувства. Когда у Виталия Бианки спрашивали, почему он пишет про леса, поля, зверей и птиц, он вспоминал детство, зоологический музей, куда его водил отец. Человечество сейчас борется за то, чтобы земля не превратилась в огромный зоологический музей, и чтобы каждое последующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее. Необходимо руководство взрослого, чтобы внешне эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагало активную, действенную позицию ребенка. У детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребёнок может не обидеть одинокого котенка, но и не поможет ему, не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные.

Публикация «Консультация „Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой“» размещена в разделах

Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен, и описывая его, ребёнок учится определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках. Встречи с природой возбуждают фантазию, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.

"Потребность в красивом,- говорил В. А. Сухомлинский, - утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому… Зло и подлинная красота несовместимы…"

Красота родной природы, раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Поэтому часто показываю детям слайды, читаю литературу, как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озера, поля и реки.

Любовь к природе определяется прежде всего действенным, бережным отношением к ней. У детей дошкольного возраста это выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений.

Знакомя дошкольников с природой, я стараюсь учитывать возрастные особенности детей и организовывать их деятельность так, чтобы они активно общались с природой, овладевая новыми навыками и умениями.

В старшем возрасте при ознакомлении детей с природой основными являются методы непосредственного общения с ней: прогулки, экскурсии, наблюдения. Перед собой ставлю условие, чтобы объекты, отобранные для наблюдения, были интересными и содержали элементы новизны.

Детей старшего возраста приучаю к тому, чтобы не рвали растения, не топтали их, не составляли из них большие букеты, т. к. сорванное растение не дает семян, и из них не будет других растений, а многое из них является пищей для животных и лекарством для человека и животных. Забочусь также и об эмоциональном разнообразии встреч ребенка с природой. Дети любуются цветовой гаммой летнего луга, сравнивают запахи различных цветов и трав. Очень привлекают их пение птиц в лесу, в парке.

С детьми старшего дошкольного возраста провожу беседы о рациональном труде людей по преобразованию природы. Эти занятия несут большую воспитательную нагрузку, так как учат детей бережно и заботливо относиться к окружающей среде. Детям рассказываю об охране природы, о создании заповедников, для чего они нужны.

Детям предлагаю рассказать о животных, которые живут у них дома, как они за ними ухаживают, придумать рассказ. Здесь задача развития речи связываются с задачами нравственного воспитания.

Для решения данной задачи также использую художественную литературу. Использует как положительные примеры, так и отрицательные, где дети делают самостоятельные умозаключения.

Показателем эмоционально-положительного отношения к природе является интерес детей к организации выставок "Природа и фантазия". С большим удовольствием дети делают из природного материала забавные игрушки, композиции, сувениры.

Ознакомление с природой у детей дошкольного возраста предполагает:

воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её – дело сложное. Я сама в душе эколог и стараюсь жить в гармонии с природой. И стараюсь эту гармонию передать детям. Они очень наблюдательны и внимательны к моим словам, хорошо отличают положительное и отрицательное в моих действиях. Искренняя любовь к природе, экологическая воспитанность означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Таким образом, важнейшим условием формирования нравственных качеств у детей в процессе ознакомления с природой является создание среды, в которой мы воспитатели личным примером демонстрируем детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуем в природоохранной деятельности.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное развитие дошкольника в процессе ознакомления с былинным эпосом Шпилевой Ирины Викторьевны «Духовно – нравственное развитие дошкольника в процессе ознакомления с былинным эпосом» Будущее России во многом.

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с традициями Кубани» Название проекта: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с традициями Кубани». Авторы: Чукаева Ирина Александровна,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Тараканова Марина Валерьевна, воспитатель, МАДОУ детский сад№1, г. Лысково, Нижегородской области. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в ДОУ» Цель: рассмотреть пути и способы совершенствования работы по нравственному воспитанию дошкольников в семье и в ДОУ. Задачи: 1. Изучить.

Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ. ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ПОДГОТОВИЛИ ВОСПИТАТЕЛИ: ТОТРОВА.

Консультация «Духовно — нравственное воспитание дошкольников» Принято говорить, дети - наша гордость. Каждому родителю, в своих детях, все нравится, все мило, все дорого. Но часто ли мы, взрослые, задумываемся.

Консультация «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 3 «РАДУГА» Г. ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ Экологическое.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников» Нравственное воспитание дошкольников. Подготовила : Балуева Людмила Николаевна I кв. категория г. Добрянка, Пермский Край Нравственное воспитание.

Экологическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с охраняемыми объектами животного мира Познавательный интерес к окружающему и максимально положительная эмоциональная насыщенность оптимально реализуется в экологическом воспитании.

Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Первоначальные элементы экологической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой»
Опубликовано: 4 июля 2019 в 22:14
+167Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шейгусова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 50.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД