Елена Шейгусова
Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой»
Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей. Это необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Заботливое отношение к животному и растительному миру прививают для развития более сложных нравственных чувств : гуманизма, добросердечности, сочувствия. В. А. Сухомлинский писал: "Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий". Следовательно, знакомя детей с природой, педагог должен не только сообщать им конкретные сведения о том или ином объекте, но и пробуждать в душе каждого ребенка гуманные и эстетические чувства. Когда у Виталия Бианки спрашивали, почему он пишет про леса, поля, зверей и птиц, он вспоминал детство, зоологический музей, куда его водил отец. Человечество сейчас борется за то, чтобы земля не превратилась в огромный зоологический музей, и чтобы каждое последующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее. Необходимо руководство взрослого, чтобы внешне эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагало активную, действенную позицию ребенка. У детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребёнок может не обидеть одинокого котенка, но и не поможет ему, не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные.
Публикация «Консультация „Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен, и описывая его, ребёнок учится определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках. Встречи с природой возбуждают фантазию, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.
"Потребность в красивом,- говорил В. А. Сухомлинский, - утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому… Зло и подлинная красота несовместимы…"
Красота родной природы, раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Поэтому часто показываю детям слайды, читаю литературу, как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озера, поля и реки.
Любовь к природе определяется прежде всего действенным, бережным отношением к ней. У детей дошкольного возраста это выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений.
Знакомя дошкольников с природой, я стараюсь учитывать возрастные особенности детей и организовывать их деятельность так, чтобы они активно общались с природой, овладевая новыми навыками и умениями.
В старшем возрасте при ознакомлении детей с природой основными являются методы непосредственного общения с ней: прогулки, экскурсии, наблюдения. Перед собой ставлю условие, чтобы объекты, отобранные для наблюдения, были интересными и содержали элементы новизны.
Детей старшего возраста приучаю к тому, чтобы не рвали растения, не топтали их, не составляли из них большие букеты, т. к. сорванное растение не дает семян, и из них не будет других растений, а многое из них является пищей для животных и лекарством для человека и животных. Забочусь также и об эмоциональном разнообразии встреч ребенка с природой. Дети любуются цветовой гаммой летнего луга, сравнивают запахи различных цветов и трав. Очень привлекают их пение птиц в лесу, в парке.
С детьми старшего дошкольного возраста провожу беседы о рациональном труде людей по преобразованию природы. Эти занятия несут большую воспитательную нагрузку, так как учат детей бережно и заботливо относиться к окружающей среде. Детям рассказываю об охране природы, о создании заповедников, для чего они нужны.
Детям предлагаю рассказать о животных, которые живут у них дома, как они за ними ухаживают, придумать рассказ. Здесь задача развития речи связываются с задачами нравственного воспитания.
Для решения данной задачи также использую художественную литературу. Использует как положительные примеры, так и отрицательные, где дети делают самостоятельные умозаключения.
Показателем эмоционально-положительного отношения к природе является интерес детей к организации выставок "Природа и фантазия". С большим удовольствием дети делают из природного материала забавные игрушки, композиции, сувениры.
Ознакомление с природой у детей дошкольного возраста предполагает:
– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её – дело сложное. Я сама в душе эколог и стараюсь жить в гармонии с природой. И стараюсь эту гармонию передать детям. Они очень наблюдательны и внимательны к моим словам, хорошо отличают положительное и отрицательное в моих действиях. Искренняя любовь к природе, экологическая воспитанность означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Таким образом, важнейшим условием формирования нравственных качеств у детей в процессе ознакомления с природой является создание среды, в которой мы воспитатели личным примером демонстрируем детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуем в природоохранной деятельности.