Папки-передвижки

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем

Тараканова Марина
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем

Тараканова Марина Валерьевна,

воспитатель,

МАДОУ детский сад№1, г. Лысково, Нижегородской области.

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников

в процессе ознакомления с родным краем»

«Как нет человека без самолюбия,

так нет человека без любви к отечеству,

и эта любовь дает воспитанию

верный ключ к сердцу человека…»

К. Д. Ушинский

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» размещена в разделах

Сейчас Россия переживает один из непростых исторических периодов. Новое время диктует новые условия. В настоящее время Россия находится в состоянии глобальных перемен. ФГОС ДО диктует новые требования к содержанию, условиям и результатам реализации дошкольного образования

Основные условия познавательного развития ребенка в соответствии с ФГОС ДО:

- поддержка интересов детей, любознательности и познавательной мотивации в различных видах деятельности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, об особенностях её природы.

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

ФГОС ДО направлен на решение следующих задач по данному направлению:

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

В наше непростое время, каждый человек пытается оградить детей от зла, агрессии жестокого мира. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – разрушение личности. К сожалению, в современном мире материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей, такие понятия, как добро, милосердие, справедливость, и патриотизм искажены

Поэтому одной наиболее острых проблем, стоящих перед дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к малой и большой Родине. Основой в воспитании у дошкольников нравственных чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Ознакомление детей с родным краем – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю, воспитанию нравственных чувств можно достичь только систематической работой.

Организуя работу с детьми старшего дошкольного возраста по данному направлению, мы поставили перед собой следующие задачи:

- формировать любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему родного края;

- показать и рассказать детям о наиболее характерных особенностях Нижегородского края;

- развивать эмоционально-целостное отношение к семье, дому, улице, родному краю, стране;

- воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастность к этому;

- познакомить с достопримечательностями родного края;

- воспитывать чувство гордости за малую родину.

Условно содержание знаний о родном крае можно разделить на три основных блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик родного города. В основу систематизации знаний детей о родном крае положена взаимосвязь между тремя этими блоками, осуществляемая через взаимодействие человека с миром природы.

Я считаю, что наилучшим способом накопления у детей первичных представлений о родном городе, его улицах, площадях, скверах и парках являются, прежде всего, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения.

Знакомство детей с ближайшим окружением мы начали с территории детского сада, с улицей, на которой он расположен.

Мы планировали и проводили целевые прогулки, в ходе которых рассказывали, что улица 50 лет ВЛКСМ, на которой находится наш детский сад, получила свое название. в честь полувекового юбилея комсомола. Само название содержит историю. Проводя экскурсии «Наша улица», «Транспортные средства на улице», «Административные здания и магазины по улице «Мичурина» мы помогали дошкольникам понять увиденное, мы старались вызвать интерес, эмоциональное отношение, стремились развивать логическое мышление и грамматически правильную речь.

Далее диапазон целевых прогулок и экскурсий расширился – это город в целом, его природа, достопримечательности, исторические места и памятники.

Мы посетили Лысковский краеведческий музей. Дети узнали, что издавна Нижегородская земля славилась своими мастерами да умельцами. Много лет тому назад в Макарьеве была знаменитая Макарьевская ярмарка. На ярмарке было много разного товара. Люди приходили, приезжали с разных городов, делали покупки. Благодаря этому у детей появляется интерес к истории г. Лысково, гордость за свою Родину. Воспитанники делились знаниями со своими родителями. Все активно включились в работу по сбору информации о памятниках, достопримечательностях города, пословиц, поговорок, стихотворений, отражающих разные стороны русского народа: доброту, трудолюбие, любовь к матери, Родине. Дружно все оформили альбом «Лысково». Прививая детям любовь к своему родному городу, мы показывали его своим воспитанникам в различные времена года. Проводили экскурсии именно там, где лучше всего дети могли бы наблюдать признаки того или иного сезона: весной – на центральной улице Ленина, где растут тополя; зимой – на заснеженных городских улицах, осенью - в городском парке.

Вернувшись после экскурсии в группу, мы старались узнать отношение детей к нашему городу с помощью следующих вопросов:

- Нравится ли вам наш город?

- Что больше всего вы любите в городе?

- Что мы сделали для того, чтобы наш город стал еще лучше?

Мы объясняли детям, что тот, кто горячо любит свой город, старается сделать его своим трудом еще краше.

Еженедельные прогулки и экскурсии позволили познакомить детей с происхождением названий улиц, площадью Свободы, центральной улицей Ленина и др. К одним и тем же памятным местам мы с детьми возвращались неоднократно, каждый раз открывая для себя что-то новое. Те живые впечатления, которые дети получали на экскурсиях и прогулках, становились главной опорой для глубокого изучения родного края, воспитания бережного отношения к его истории.

Необходимо отметить, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость, поэтому мы так организовывали деятельность, чтобы у детей долго сохранялся интерес к изучаемой теме. Для этого мы стали объединять в одно занятие разные виды деятельности: познавательную, музыку, изобразительное творчество, использовала приём сравнения (город раньше и теперь). Планируя образовательную деятельность, мы ставили перед собой задачу вызвать у детей чувство восхищения родным городом, родной страной, чувство уважения к своему народу, гордости за свою страну, знакомила с историей возникновения родного города, его достопримечательностями, памятниками, известными людьми.

Блок занятий состоял из следующих тем: «Лысково - город наш родной», «Город прежде и теперь», «Памятные места родного города», «Природа нижеродского края края», «Люди, прославившие Лысково».

Занятие «Город прежде и теперь» прошло в сказочной форме. Дети узнали древнюю легенду происхождения названия нашего города.

Занятие «Лысково – город наш родной» прошло в форме путешествия. Ребята на автобусе отправились «в поездку» по родному городу. Выступая в роли экскурсовода, я попыталась подвести детей к самостоятельным выводам о том, что такое малая Родина, кого называют лысковчанами Знакомя детей с природой родного края, мы с ребятами побывали у подножья Оленьей горы,

а затем рисовали на интегрированном занятии «Животный и растительный мир родного края». В ходе проведения непосредственно образовательной деятельности с использованием фотографий, макетов, иллюстраций мы побуждали детей делать выводы, давать нравственные оценки услышанному и увиденному.

В своей работе по воспитанию у дошкольников нравственных чувств часто использовали поэтическое слово. У нашей лысковской поэтессы Ольги Архиповой есть очень красивые стихотворения о нашем городе. Очень нравились детям стихи о родном городе.

Город есть с названием «Лысково»

Он на Волге широкой стоит.

Как сражался он с силой нечистою,

Каждый помнит и в сердце хранит.

Познакомили детей с песней «Лысковский вальс», которую написал наш земляк В. Сычёв.

Говорить о Лыскове можно бесконечно,

Но скажу я честно: «Я тобой горжусь!»

Процветай мой город и живи ты вечно…

Для меня ты, Лысково, маленькая Русь!

Если меня спросят, где бы жить хотел ты,

На чужбине дальней, иль в родном краю?

Я отвечу смело, я отвечу честно,

Только город Лысково, всей душой люблю.

Большое влияние на воспитание у дошкольников нравственных чувств оказывает информация о защитниках всей нашей необъятной Родины. Прежде чем рассказать детям о памятниках героям ВОВ в нашем городе мы рассмотрели иллюстрации в книгах о героических подвигах советских людей в годы Великой Отечественной Войны. После чтения рассказов беседовали с детьми и выяснили, что знают дети о героях войны, кого называют героями. Только после таких бесед мы на экскурсии рассмотрели памятник воинам, погибшим при освобождении нашей Родины от фашистских захватчиков. Во время беседы дети задавали много вопросов: «Кто эти люди, погибшие в боях? Сколько им было лет?» Всё это способствовало появлению благородных чувств уважения и благодарности к людям, защищавшим нашу Родину. Это на долгие годы сохранится в их сердцах. Мы поняли это, когда задала детям вопрос: «Зачем был установлен этот памятник?» Ваня сказал: «Чтобы помнили!» Этих слов было достаточно, чтобы понять, что дети не остались равнодушными. В группе был оформлен стенд: «Никто не забыт, ни что не забыто».

Невозможно воспитывать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. В этой связи трудно переоценить значение Государственных символов, которые являются частью культуры и истории страны.

Дети в старшем дошкольном возрасте начинают проявлять интерес к историческим событиям. Эти возрастные особенности детей позволяют познакомить детей с гербом города Лысково, России.

Рассказывая детям о гербе города Лысково, мы знакомили их со значением символов, изображенных на гербе: красная стена с башенкой, возвышающаяся над рекой символизирует славное прошлое г. Лысково. Золото - символ богатства, урожая, уважения, великодушия, постоянства. Красный цвет - символ красоты, мужества, трудолюбия.

Серебро - символ чистоты, открытости, примирения, освобождения.

Красный цвет - символ красоты, мужества, трудолюбия.

При планировании работы с детьми особое внимание уделяем развивающей предметно-пространственной среде. В группе действует мини музей «Промыслы Нижегородской области», цель создания которого - нравственное воспитание дошкольников, воспитание любви к родному краю, расширение представлений о его прошлом и настоящем. Мини-музей привлекает детей своей доступностью. Каждый экспонат – это целая история, это повод для бесед с дошкольниками. При ознакомлении с прошлым малой Родины через мини-музей создаются благоприятные условия, при которых расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются задачи нравственного воспитания. Вся работа, проводимая в группе, по ознакомлению с малой Родиной, находит своё отражение в мини-музее.

На базе мини-музея проводилась экспресс-выставка «Лысково – любимый город», «Мы живем в России», «Природа нашей страны», «Символы г. Лысково», «Павлопосадские платки». Но больше всего детей увлекают экспонаты «народного быта». У современного ребёнка, живущего в городе, слабо развито ощущение принадлежности к русскому народу. Одна из задач, воспитание у детей интереса к жизни русского народа, традициям, культуре, его обычаям. Работая над темой «Воспитание нравственных чувств в процессе ознакомления дошкольников с родным краем» мы решили, что музей просто необходим, ведь очень хочется донести до детей, всю глубину и красоту русской культуры.

В группе оформлена зона гражданско-патриотического воспитания, где детям ежедневно доступен разнообразный материал по ознакомлению с родным городом и страной : фотографии города в прошлом и настоящем, буклеты с видами Лысковского района и города, герб г. Лысково., России, макеты зданий и т. д. С большим интересом дети рассматривают альбомы «Лысково», «Москва – столица нашей Родины», альбом с фотографиями родных пейзажей, иллюстрации промыслов, выставки народных игрушек.

Собраны пословицы и поговорки, оформлен ЛЭПБУК «Город Лысково».

Вся работа по привитию нравственных чувств при ознакомлении с родным краем невозможна без широкого использования игровых приемов, которые важны для повышения познавательной активности детей и создания эмоциональной атмосферы. В своей практике мы используем дидактические игры, направленные на обучение ориентированию по карте-схеме города (игра «Где находится памятник?», «Найди общественные места города?», вырабатываем умение сравнивать особенности старого и современного города, развиваем речь и мышление (игра «Найди отличие», «Лысково в прошлом и настоящем»). В целях закрепления знаний о достопримечательностях города, обогащения словарного запаса детей используем игры: «Загадки о городе», «Скажи (придумай) красивые слова о городе».

Умению составлять небольшой рассказ, передавать своё отношение к родному городу, помогают такие игры, как «Интервью». Оборудованием к ней являются микрофон, бейджик с надписью «Корреспондент газеты «Приволжская правда». «Корреспонденты» в ходе интервью задают детям интересные вопросы:

- Какие места в городе вам особенно нравятся? Почему?

- Каких людей, прославивших наш город вы знаете?

- В какие места нашего города вы ходите с папой и мамой?

- Где в городе можно научиться танцам? И тд…

Дети по-своему видят родной город. Им часто бывает необходимо поделиться своими впечатлениями об увиденном. Эти потребности реализуются ими в ходе игры «Я-фотограф». «Фотографируя» на игрушке-фотоаппарате свой город, они стремятся «увидеть» самые красивые и значимые для них места и «показать» их другим помощью рисунков – «фотографий».

Детям свойственно фантазировать, и на этой особенности детей построена игра «Город будущего». Они с удовольствием включаются в игру, где все зависит только от них: представляют город будущего, придумывают дома, название улицам.

В наши дни наблюдается значительное усиление интереса людей к своей родословной-семейной генеалогии.

Занимаясь воспитанием любви к своим родным и семье, решили привлечь родителей. Каждая семья приняла участие в изготовлении герба семьи. Как приятно слышать из уст ребёнка «Это мы вместе нарисовали!» Затем мы в группе оформили альбом «Моя семья – моё богатство». Он стал настольной книгой. Дети подолгу рассматривают его, с гордостью рассказывают о своей семье.

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, дедушке, бабушке. Поэтому совместно с музыкальным руководителем был проведен праздник, посвященный Дню Матери.

А. М. Горький сказал: «Все прекрасное в человеке от лучей солнца и от молока матери».

Большую помощь по ознакомлению детей с родным краем, привитию любви к его историческим и современным местам, нам оказали родители. Мы считаем, что активное взаимодействие с родителями при ознакомлении дошкольников с родным краем просто необходимо, т. к. в семье ребёнок имеет больше возможностей сходить в музей, поехать или пойти на экскурсию, посмотреть город, походить по его окрестностям, услышать рассказы родителей.

Родители помогали нам организовать и проводить экскурсии совместно с Районным центром народных промыслов, ремёсел и туризма «Рассвет». («Путешествие в сказочное Лысково», «Как за Волгой за рекой») Приняли активное участие в пополнении экспозиций мини-музея. Подключая семьи к совместному ознакомлению детей с родным городом, родителям была предложена экскурсия выходного дня «Путешествие по родным местам». Это своего рода домашнее задание, где дети и родители наблюдают, а затем рассказывают всем ребятам, что видели на экскурсии. После таких экскурсий дети приходят в детский сад возбужденными, каждый старается рассказать об увиденном как можно больше. Была оформлена выставка рисунков – схем «Маршрут выходного дня».

Для родителей были составлены рекомендации «Как знакомить дошкольников с родным городом», предложена консультация «Духовно - нравственное воспитание дошкольников в семье». Совместная деятельность с родителями стали основой для дальнейшего формирования духовно - нравственных чувств у детей.

Организуя работу с детьми по ознакомлению с родным краем, для нас было важно воспитать интерес к его прошлому и настоящему, расширить знания о родном городе и крае, его достопримечательностях, истории и символах т. к. ознакомление с родным городом является действенным методом духовно - нравственного воспитания, в ходе которого каждый воспитанник проникается славой родного города, чувствует себя сопричастным к событиям, происходящим в нем, гордится тем, что здесь жили люди, известные всей стране и даже миру. И если этими чувствами ребёнок проникнется с ранних лет, если они войдут в его сердце, как самое дорогое, то это значит, что наша работы была проведена не напрасно.

У нашего города Лысково славное прошлое, светлое настоящее и большое будущее. И наша задача сделать все, чтобы дети не только знали, умели ценить историю родного края, города, но и стремились в будущем делать его красивее, приумножать его славу. Мы хотим чтобы наши дети с гордостью произносили: «Я – лысковчанин». Наше будущее всецело зависит от того, какие основы мы, взрослые, заложим в сознание наших детей. Эта нравственная база сформирует духовное благосостояние человечества и цивилизации.

Литература:

Бабаева Т. Н., Гогоберидзе А. Г. Солнцева О. В. и др. – Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» -СПб. :ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС» - 2016. – 352с.

Косарева В. Н. - Народная культура и традиции : занятия с детьми 3-4 лет – Волгоград:Учитель. -159с.

Куприна А. С., Бударина О. А., Маркеева О. А., Карепанова О. Н. – Знакомство детей с русским народным творчеством :Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС» - 2015. – 304с.

Матова В. Н. Краеведение в детском саду - СПб. :ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС» - 2015. – 176с.

Тихонова М. В. ,Смирнрва Н. С. – Красна изба,Знакомство детей с русским народным искусством, ремёслами, бытом в музее детского сада - СПб. :ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС» - 2017. – 176с.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе приобщения к русской народной культуре Приобщение детей-дошкольников к традициям русской народной культуры способствует становлению человека, который впоследствии станет порядочным.

Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления дошкольников с родным городом «Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления дошкольников с родным городом» Воспитание патриотизма начинается.

Использование материалов мини-музея для ознакомления с родным краемИспользование материалов мини-музея для ознакомления с родным краем «Использование материалов мини- музея для ознакомления с родным краем» Воспитатель: Босикова М. Р Актуальность «В любом человеке могут расцвести.

Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Одним из приоритетных направлений деятельности нашего дошк. учреждения является духовно-нравственное развитие наших воспитанников. Ведь именно.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» (В. А. Сухомлинский).

Из опыта работы «Духовно-нравственное воспитание детей 5–7 лет в процессе театрализованной деятельности» Актуальность. В связи с заметными искажениями нравственного сознания подрастающего поколения, социальной незрелостью детей и подростков.

План самообразования «Воспитание патриотических чувств дошкольников Республики Крым через ознакомление с родным краем» План самообразования «Воспитание патриотических чувств дошкольников Республики Крым через ознакомление с родным краем, природой»Цель: развитие.

Игра-путешествие как форма ознакомления старших дошкольников с родным краем Сообщение к педсовету. «Путешествие — как форма ознакомления старших дошкольников с родным краем» «Родина для человека – самое дорогое.

Удмуртия — мой край родниковый! Особенности и условия ознакомления детей с родным краем Удмуртия – край мой родниковый! Особенности и условия ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем. В настоящее время в плане.

Экскурсия как средство ознакомления детей среднего дошкольного возраста с родным краем Любовь к своей малой Родине, преданность своему народу, готовность к любым подвигам во имя Родины – это лишь малая часть того, чего педагог.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем
Опубликовано: 25 января 2019 в 11:02
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД