Папки-передвижки

Из опыта работы «Духовно-нравственное воспитание детей 5–7 лет в процессе театрализованной деятельности»

Светлана Рудольфовна Краузе
Из опыта работы «Духовно-нравственное воспитание детей 5–7 лет в процессе театрализованной деятельности»

Актуальность.

В связи с заметными искажениями нравственного сознания подрастающего поколения, социальной незрелостью детей и подростков проблема духовно-нравственного воспитания в настоящее время чрезвычайно актуальна.

Основы личностного развития закладываются с раннего детства. И от того, как прошли детские годы, во многом зависит судьба ребёнка.

Публикация «Из опыта работы „Духовно-нравственное воспитание детей 5–7 лет в процессе театрализованной деятельности“» размещена в разделах

Наблюдая за детьми дошкольного возраста, замечаем, что большинство детей слабо дифференцируют отдельные этические понятия. Дети знают, что нельзя обманывать, нельзя обижать маленьких и т. д. Но не могут объяснить, почему необходимо соблюдать ту или иную норму поведения. К сожалению, многие в будущем становятся равнодушными к окружающему миру, не могут сделать выбор в пользу добра, проявить внимание, заботу и любовь к ближним, испытывать сострадание.

Именно в процессе воспитания и обучения происходит развитие нравственных ценностей и моральных норм поведения. Кроме того, значимость духовно-нравственного воспитания, начиная с дошкольного возраста, обусловлена введением ФГОС, в котором одной из ведущих задач является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Обращение к православной культуре поможет установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением дошкольников. При наличии связи норма станет мотивом поведения и выполнит побуждающую, смыслообразующую функцию.

Примеры жития православных святых, культура, традиции нашего Отечества являются эффективным средством формирования духовно-нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

Педагогический процесс духовно-нравственного воспитания - сложный процесс, в связи с этим необходимо создать условия для целенаправленной работы.

Одним из наиболее эффективных средств духовно-нравственного воспитания дошкольников выступает театрализованная деятельность.

Актуальность выбранной темы обусловлена высоким воспитательным потенциалом театрализованной деятельности и необходимостью решения проблемы, связанной с духовно-нравственным воспитанием дошкольников.

Теоретической и методологической базой являются:

идеи и концепции морального и духовно-нравственного развития

(Г. А. Урунтаева, Ж. Пиаже, Л. Колберг, И. А. Ильин, Н. В. Мельникова и др.)

идеи воздействия театрального искусства на нравственное воспитание личности (К. С. Станиславский, В. Й. Немирович-Данченко, М. Н. Любомудров, И. О. Телегина, М. А. Чехов и др.);вопросы влияния игры - драматизации на формирование нравственных ценностей (Б. М. Теплов, М. Д. Маханева, Е. В. Мигунова, Л. В. Артемова и др.)

Воспитание всегда являлась неотъемлемой частью культурного и исторического наследия народа. В. С. Леднев в своих трудах писал: «…нельзя не знать истории, культуры, духовных основ своей страны и быть при этом достойным гражданином своего Отечества» Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека

В советский период были «вымыты» такие понятия, как духовность, духовные ценности, утрачен опыт духовного воспитания. Восстановить, наработать такой опыт нелегко. Одним только написанием и выпуском учебных пособий, рекомендаций проблему не решить. Необходима глубокая и длительная работа по духовному воспитанию самого педагога, с возрождения лучших традиций и использования опыта сохранившихся очагов духовно-нравственного воспитания в современном российском обществе

Психологами - Ж. Пиаже, Л. Колбергом, Н. В. Мельниковой и философом - публицистом И. А. Ильиным, были разработаны первые концепции морального и духовно-нравственного развития в детском возрасте.

В своих трудах И. А. Ильин, определяя цель воспитания, пишет: «Ибо «воспитать» - значит сделать из ребенка не преуспевающего человекоугодника, а духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером». Идея И. А. Ильина о воспитании внутреннего мира человека, говорит о том, что это есть не что иное, как воспитание активной жизненной позиции человека и способности правильно реализовывать ее в субъектной деятельности в различных жизненных ситуациях, ориентируясь при этом на духовные и нравственные ценности бытия.

Ближайшее окружение, социум являются носителями нравственных норм. Они представлены в разных формах: в религии, науке, традициях, обычаях. Задачу развития религиозных чувств не предусмотрено ставить в системе светского государственного образования. Однако если у ребёнка нет опыта религиозных чувств, то можно его заменить нравственным чувством сопереживания

Обратимся к истории нашей страны, к традициям духовно-нравственного воспитания в дореволюционной России, которые имели в основе своей православный образ жизни. Жизненным укладом, фундаментом этических норм повседневной жизни были евангельские заповеди. И именно они способствовали рождению и становлению добропорядочной личности и преодолению негативных социальных явлений [23]. Рассмотрим одну из заповедей: «Чти отца и мать своих и благо тебе будет, и долголетен будешь на земли». Уважение родителей приводит человека к благополучной, здоровой и долгой жизни. Актуальность этой заповеди ничуть не потеряла своей значимости и в наши дни.

Таким образом, обращение к православной культуре поможет уловить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением дошкольников. При наличии связи норма станет мотивом поведения и выполнит побуждающую, смыслообразующую функцию.

Содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности.

Важная роль в этом процессе принадлежит театрально – игровой деятельности, являющейся шкалой социальных нормативов, с усвоением которых поведение ребенка строится на основе определенного эмоционального отношения к окружающим или в зависимости от характера ожидаемой реакции [16]. Носителем норм и правил ребенок считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать и сам ребенок. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается. Л. С. Выготский писал: "Театр ближе, чем какой-либо другой вид творчества, связан с игрой - этим «корнем всякого детского творчества". Таким образом, воспитание методами театральной педагогики способствует формированию духовно-нравственных ценностей ребенка и ориентирует его в социально-культурном пространстве

Благодаря результатам научных исследований и педагогического опыта в области духовно-нравственного воспитания серьёзное научное обоснование и методическую проработку получило использование театрализованной деятельности. М. Д. Маханева, Е. В. Мигунова - авторы методических пособий «Театрализованные игры», «Театральная педагогика в детском саду» единодушны во мнении о большом педагогическом, нравственном потенциале театрализованной деятельности.

Так как педагогический процесс духовно-нравственного воспитания сложный процесс, в связи с этим необходимо создать условия для целенаправленной работы по духовно-нравственному воспитанию.

Выбор педагогической технологии в качестве условия развития духовно - нравственной воспитанности у детей старшего дошкольного возра­ста вполне закономерен и целесообразен.

Во-первых, потому что развитие духовно-нравственной воспитанности в дошкольном дет­стве — это последовательный поэтапный процесс.

Во-вторых, эффективность использования театрализованной деятельности в развитии духовно - нравственной воспитанности у старших дошкольников так­же требует поэтапности действий со стороны воспитателя.

Определены принципы, регулирующие работу в этом направлении:

Принцип системности, отражающий системность задач и взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и неравномерность их развития; обогащение представлений детей об эмоциях и чувствах, их вербализация;активизация персонального опыта чувствования ребёнка, включение его в ситуации, требующие сочувствия; инициация опыта чувствования ребёнка за счёт содействия в игровом контексте и постепенного переноса эмпатийного действия в реальный контекст;

активизация самостоятельности в проявлении эмоциональных чувств ребёнка

Деятельностный принцип.

Он означает, что ведущим способом развития театрализованной деятельности детей выступает игра-драматизация, которая является базовым видом для развивающей работы с детьми

Принцип учёта возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребёнка. Игры и упражнения базируются на принципах личностно ориентированного подхода. Все игры и упражнения подобраны по принципу удачного сочетания движений, речи, мимики, пантомимы в различных вариациях.

Принцип комплексности методов в духовно- нравственном воспитании и развитии детей:

театрализованные игры - драматизации;

взаимодополняющие методы и приёмы: беседа, рассказ, чтение русских народных и авторских сказок, православной детской художественной литературы, решение социально - эмоциональных проблемных ситуаций, эмоциональные импровизации и др.

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения.

Посещение музея храма Казанской иконы Божией Матери, детской и центральной районной библиотеки, народного музея Людиновского тепловозостроительного завода, картинной галереи.

Календарный принцип.

Театрализованные постановки согласно календарным государственным и православным праздникам: «День народного единства», «Рождество Христово», «Светлая Пасха», «День славянской письменности и культуры», «Троица».

Условия реализации:

Педагогическая технология реализуется воспитателем детского сада в совмес­тной деятельности с детьми и родителями в течение года.

Нами составлен календарно-перспективный план взаимодействия взрослых и детей в пространстве общения и сотворчества, получившим название «Театр добра». Исходя из особенностей и возможностей детского восприятия, определена его тематика. Православные ценности отражены в традициях жизни христиан, житиях святых, патриотов Отечества, героев художественной литературы. Непременное условие взаимодействия взрослых и детей - диалогическое общение. Только диалог создает между воспитателем и ребенком тесную связь, понимание, искренность, привязанность. Следовательно, подобные взаимоотношения способствовали развитию, как личности каждого ребенка, так и группы в целом.

В качестве основного средства взаимодействия взрослых и детей в творческом пространстве "Театр добра" выступают игры: игра-импровизация, игра-имитация. Игра увлекает и включает детей в новые для них отношения. Кроме того, игра как средство познания социального мира одновременно является средством его моделирования.

В игре ребенок и взрослый конструируют самих себя, стараются быть лучше. Такая форма взаимодействия взрослых и детей имеет ряд особенностей:

Сплоченность коллектива, это способствует усилению роли социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей.

Актуальность содержания, это позволяет создать мотивационную основу для общеинтеллектуального, общекультурного и духовно-нравственного развития детей.

Педагогический подход к распределению ролей.

Смысл таких игр заключался в дружном выполнении определенного игрового задания, движения или действия. Все игры и упражнения базируются на принципах личностно- ориентированного подхода.

Всё вышеозначенное способствует формированию знаний и пробуждению в ребёнке духовно-нравственных ценностей, осознанию им средств выражения.

Этапы педагогической технологии «Театр добра»

Первый этап - педагогическая диагностика. В начале работы был определен исходный уровень, который выявил состояние проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников и о необходимости усвоения детьми моральных норм и правил поведения, отношения к сверстникам и взрослым

В связи с этим в группе было создано пространство взаимодействия взрослых и детей «Театр добра». В игровой зоне организована мастерская «чувств и настроений». Она представляет собой уголок театрализованной деятельности, где есть ширмы, виды театров: настольный театр, кукольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, театр БИ-БА-БО. Все это способствует развитию и поддержа­нию интереса дошкольников к театрализованной деятельности, а также открывает широкие возможности для создания ребенком собственного художественно­го образа, освоения различных игровых позиций, развития твор­ческих способностей.

Эмблема "Театра Добра" представляет собой:

Солнце - символ Создателя мира и жизни на земле, на котором дети - цветы;

Театральный занавес, а по бокам – Ангелы - они несут Веру, Надежду, Любовь и Добро.

Второй этап - активное общение. Оптимальное время для проведения специально организованной работы – пятница, вторая половина дня. Она представляет собой цикл последовательных встреч с воспитанниками. Поэтому «театральная пятница», как её стали называть дети, стала доброй традицией в ежемесячном общении детей, педагогов и родителей. А нерегламентированная театрализованная деятельность осуществлялась с детьми ежедневно в процессе свободной самостоятельной деятельности.

Подбор произведений.

Мы выбирали пьесы для будущего спектакля, способствующие оказать на психику ребёнка целебные действия. Во время подготовки к драматизации дети на себе проживают характер и чувства героя, что в свою очередь в дальнейшем обязательно повлияет на поведение его в реальной жизни

В работе над ролью использовали следующие методы и приемы : выбор роли по желанию, назначение на главные роли самых робких и застенчивых детей, распределение ролей по карточкам.

Работа над чувствами. Вместе с детьми обсуждаются, какие чувства испытывает персонаж? Для того чтобы помочь ребенку выразить то или иное чувство, активизируется личный опыт детей, важно достигать взаимодействия с партнерами во вре­мя спектакля.

Работа над образом. Особенности поведения каждого персонажа в разных сценах предлагаются детьми самостоятельно, из нескольких вариантов дети сами выбирают наиболее подходя­щий. Здесь важно, чтобы участники проявили собственную ини­циативу, а не повторяли друг друга, занимаясь репродуктивным творчеством.

Работа над поведением. Для того чтобы обратить внимание на поведение главного героя, используется проблемная ситуация. С помощью кукольного театра и фланелеграфа разыгрываются некоторые эпизоды такого спектакля. Затем происходит совместное обсуждение, почему так произош­ло? Каких качеств не хватает героям? И что в дальнейшем ожидает главных героев?

Выступление.

Таким образом, погружение в мир сказки посредством сценического образа даёт ребёнку возможность восприятия идеального образа героя, что помогает ему выработать определённое нравственное отношение к жизни.

Потому как театрализованная деятельность - это коллективный вид творчества, в котором дети не только общаются, но и вместе решают возникающие творческие проблемы, эффективной считаем применение технологии проектов, когда дети естественно, без принуждения погружаются в мир музыки, художественной литературы, художественного творчества, хореографии и т. д.

Основной формой организации образовательного процесса в проекте был утренний сбор «Радость встречи», задачи которого направлены на :

1. Создание атмосферы психологического комфорта: возможность высказать и выслушать друг друга, сопереживание друг другу, выбор партнёра по своему желанию

2. Возможность преподнести детям новую информацию посредством: введения в тему с помощью загадки, пословицы, сюрпризного момента, создания мотивации для последующей учебной деятельности, представление центров.

3. Организацию планирования деятельности.

4. Развитие самостоятельности, самоорганизации.

При организации планирования детской деятельности использовали следующие приёмы: организация выставки, ответы на вопросы, использование этюдов-импровизаций, игровых упражнений; при организации выбора центра активности: цветок выбора, подвижные игры.

На утреннем сборе детям дана была возможность рассказать, о чем ребёнок думает, что его волнует, задать интересующие вопросы, высказать своё мнение.

Наиболее важным моментом в утреннем сборе является дидактическая часть, в ходе которой совместно с детьми и взрослыми осуществляется планирование деятельности по проекту в центрах активности. Но если спланированная работа не закончена в этот день, в этом случае ребенок может её закончить в вечернее время в последующие дни, а партнеры могут меняться в зависимости от желания детей.

Темы проектов предлагали дети. Исходя из потребностей и интересов воспитанников выбор пал на следующие темы:

"Послушание и непослушание". Проблема, на решение которой был направлен проект - "Что такое быть послушным?"

"Рождество Христово". Проблема - Почему люди празднуют Рождество Христово?

" Откуда хлеб пришел". Проблема - Что означают слова: " Хлеб всей жизни голова"?

Для личностного развития большую значимость имеет презентация проекта детьми [3]. Рассказывая взрослым и сверстникам о выполнении важного дела, дети получают опыт реализации исследовательской активности. После презентации проекта в группе была организована выставка проектов детей. Кроме того, опыт презентации позволил детям раскрыться с новой стороны, наладить взаимоотношения со сверстниками.

Таким образом, использование проектного метода обучения позволяет воспитанникам и взрослым в процессе работы реализовать подлинные возможности средствами проживания конкретной ситуации, погружаясь в глубь явлений, процессов и конструирования новых возможностей.

Реализация педагогической технологии "Театр добра" и метода проектной деятельности невозможна без активного участия родителей. Духовно-нравственное воспитание дошкольников требует взаимопонимания и сотрудничества с семьями воспитанников. Работа с родителями началась с установления согласованных действий и единых требований к воспитанию детей.

Таким образом, родители, участвуя в организации творческой деятельности стали активными участниками педагогического процесса. Они поняли свою ответственность перед детьми и за детей.

Третий этап - итоговая педагогическая диагностика.

В процессе решения задач духовно-нравственного воспитания учитывались психологические особенности дошкольников, среди которых центральным является преобладание чувств над рациональными компонентами сознания. Именно воздействие слова, образа, действия на духовно-нравственную сферу определяет глубину и устойчивость впечатлений, приобретаемых дошкольником. Исходя из этого, в процессе ознакомления детей с текстами художественных произведений, формирования моральных норм использовались способы воздействия на чувства воспитанников, что в результате не только обеспечило закрепление в детском сознании основных нравственных категорий, но и сформировало стремление вести себя в соответствии с усвоенными нравственными представлениями.

С целью определения эффективности духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности в условиях педагогической технологии "Театр добра" была осуществлена оценка уровня сформированности духовно-нравственной воспитанности.

Можно сделать следующие выводы: выявлена положительная динамика развития духовно-нравственной воспитанности. У большинства детей сформировалось представление о важных духовно-нравственных ценностях. Открылись новые возможности духовно-нравственного воспитания: пробуждение в детях нравственных чувств, готовность к самостоятельному выбору оценки того или иного поступка, желание совершать добрые поступки. Дети начали познавать правила почитания и уважения старших, сочувствия, милосердия.

Таким образом, созданные для целенаправленной работы условия дали возможность определить на практике эффективность духовно-нравственного воспитания посредством театрализованной деятельности. Они встроены в систему образовательного процесса и дали вполне ощутимый положительный результат в развитии духовно-нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

Заключение.

Созданные условия взаимодействия взрослых и детей в творческом пространстве "Театр добра" представляют собой особую воспитывающую среду, в которой педагоги и дети вовлечены в процесс театрализованной деятельности. Качество организации театрализованной деятельности в детском коллективе определяется через оценку художественных результатов: спектаклей, показов, концертных номеров.

Эта оценка осуществлялась как собственной зрительской аудиторией, состоящей из родителей, детей, коллег, администрации учреждения, так и экспертами, входящими в состав жюри на районном фестивале детского творчества "Рождественская звезда". Положительные отзывы, награды на фестивалях и конкурсах формируют привлекательный образ детского коллектива в общественном сознании, укрепляют мотивацию детей, а также способствуют привлечению новых участников, расширяют возможности для дальнейшего развития. За 2011-2016 годы наши спектакли "Непослушная овечка", "Коляда", "Сашенька", "Морозко", "Колосок", "Как овечка своей доли искала", "Окно в волшебный мир природы" были представлены на районном фестивале детского творчества "Рождественская звезда", на РМО по курсу ОПК как для детей, так и для родителей.

Творчество, поиск нового, многочисленные выступления позволили "Театру Добра" добиться высоких достижений и признания. У воспитанников открылись новые возможности духовно-нравственного развития: пробуждение нравственных чувств, желание совершать хорошие поступки, развитие чувства собственного достоинства и уважения к другим людям.

Реализация педагогической технологии "Театр добра" продолжается в целенаправленной работе по духовно-нравственному воспитанию детей, продолжается поиск новых способов, средств реализации его основных задач с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей и социокультурного пространства.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Обобщение опыта работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в контексте ФГОС» «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Актуальность. Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в.

Приемы работы с отклоняющимся поведением детей через духовно нравственное воспитание Елена Алексеевна Шувалова МКДОУ Д/С № 83 г. Россоши Воронежской области Как отличить каприз от срыва? Надо ли хвалить детей, и если да,.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Мы в своей работе затрагиваем духовно-нравственную сторону воспитания с самых младших групп. В начале учебного года перед каждой группой.

Обобщение опыта работы «Духовно — нравственное воспитание дошкольников посредством проектной деятельности» Духовно-нравственное воспитание дошкольников является важной и необходимой составной частью образовательно - воспитательного процесса, а.

Обобщение педагогического опыта «Духовно-нравственное воспитание детей через изучение музыкального фольклора» Духовно – нравственное воспитание детей через изучение музыкального фольклора. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое:.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» .

Творческий проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности» Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А че он богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира….».

Воспитание в процессе трудовой деятельности (из опыта работы) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Созвездие» г. Адыгейска Воспитание в процессе трудовой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Духовно-нравственное воспитание детей 5–7 лет в процессе театрализованной деятельности»
Опубликовано: 31 октября 2018 в 19:32
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД