Обобщение опыта работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в контексте ФГОС»

Лариса Байкузина
Обобщение опыта работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в контексте ФГОС»

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

(Л. Н. Толстой)

В последнее время проблема духовно нравственного развития ребенка особенно актуальна, Федеральным государственным образовательным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и духовного воспитания. Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей.

В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении.

Работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинаем с воспитания любви к родным посредством:

- чтения сказок, бесед, заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек, пап;

- творческих работ – портреты мам или всей семьи из разных материалов;

- совместные мероприятия детей и родителей.

Традиционно проходят праздники «День Матери», «Утренники 8 марта», «23 февраля». В ходе такой работы дети все отчетливее понимают связь своего поведения и настроения мамы и близких людей. Такие мероприятия дают ребёнку уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят.

Наш детский сад посещают дети удмуртов и русских. Воспитание по приобщению дошкольников к культуре и традициям удмуртского и русского народов осуществляем через разные формы воспитательно–образовательного процесса: в форме организованной образовательной деятельности, экскурсии в краеведческий музей, чтение произведений писателей разных народов, организация развлечений, физкультурных досугов, слушание музыкальных произведений, отражающих культуру наших народов.

Посещая музей, дети знакомятся с бытом удмуртского и русского народов, их национальными костюмами, с их особенностями, способами украшений. Экскурсии в музей дают не только знания познавательного характера, но и опыт общения с экскурсоводом, правила поведения в данной ситуации, дают толчок для дальнейшего познавательного интереса.

Важным условием поддержания интереса детей к культуре предков служит развивающая среда - «Уголок государственной символики», куклы в национальных костюмах, предметы старины. Интересно и запоминающе проходят праздники и развлечения Воздвижение «Капустник», «Колядки», «Масленица», викторина «Край мой родниковый», чтение стихов удмуртских поэтов, «Игры с Лопшо Педунем»(удмуртский национальный герой, День народного единства.

Каждый год воспитанники подготовительной группы с праздничным концертом посещают центр социального обслуживания и поздравляют бабушек и дедушек с днём пожилых людей. Тёплый, сердечный приём персонала и отдыхающих, эмоциональный подъём от общения с ними отзывается положительным отношением к другим людям, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, выражать собственные эмоции.

В нашем детском саду работа поставлена в тесном контакте с родителями. Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Родители активные участники, проводятся праздники и развлечения, проходят мастер-классы, презентации семей «Как хорошо, что есть семья», где родители рассказывают о своей семье. Дети имеют возможность прочувствовать значимость своей семьи, испытать гордость за своих родителей через стенгазеты «Милой мамочки портрет», «Буду как папа!»

Подводя итоги, хочется привести в пример слова Шацкого: «Лучшее средство в деле воспитания – это дать проявиться в душе ребёнка какому- нибудь хорошему чувству, и, смотря по силе этого проявления, на душе тогда останется более или менее глубокий след, память о пережитом, которая направляет волю. Пусть узнают дети про себя, как они могут быть честны, искренни, благородны, просты, добры, деятельны…Пусть они запомнят хорошее движение своей натуры и станут верить себе. Это очень важно».

Обратившись еще раз к ФГОС ДО, мы видим, что основные требования стандарта связаны, в первую очередь, с психическим и физическим здоровьем ребенка. В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и духовного воспитания.

Литература

1. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности Под. ред. Д. И. Фельдштейна - М.: Меж. пед. Академия, 1995. - 212 с.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/Под. ред. Д. Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России, 2002. - № 6.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (утв. Приказом Министерства образования науки РФ от17 октября 2013г. №1155)

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Духовно-нравственное воспитание дошкольников Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через тематические экскурсии к местным достопримечательностям» Одной из основных задач внедрения ФГОС ДО дошкольного образования является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный.

Духовно-нравственное воспитание через народную культуру (из опыта работы) Человек – существо духовное. Соединить в себе телесное и духовное – это естественная потребность человека. Только путем целенаправленного.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в контексте ФГОС до Проблема воспитания духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста всегда остаётся актуальной. На современном этапе она стоит,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Современная жизнь и современные требования к профессии требуют поиска новых форм и методов в работе с детьми. Но, по-моему мнению, одна.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Воспитание из всех святых дел самое святое Феофан Затворник Духовно-нравственное воспитание - одно из самых актуальных задач российского.

Духовно-нравственное воспитание в образовательном пространстве ДОУ в контексте ФГОС ДО В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Зачастую материальные ценности доминируют.

Обобщение опыта работы «Духовно — нравственное воспитание дошкольников посредством проектной деятельности» Духовно-нравственное воспитание дошкольников является важной и необходимой составной частью образовательно - воспитательного процесса, а.

Презентация опыта работы по основам православной культуры «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОУ Н. Н. Шумеева Педагог дополнительного образования МАДОУ «Яйский детский сад «Кораблик» Слайд.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в контексте ФГОС»
Опубликовано: 9 марта 2018 в 15:54
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. День пиццы на МААМ

Пицца знаменита на весь мир, ее можно заказать практически в любом уголке планеты. Такая популярность этого итальянского блюда объясняется не только ее замечательным вкусом, но и доступностью...

19 октября. Фомин день. Хороводные игры на МААМ

Всем нам известно выражение «Фома неверующий». 19 октября отмечается день памяти того самого человека, который на века остался в разговорном языке. Праздник народного календаря Фомин день был завершением...

«У Солнышка в Гостях» Занятие по программе «Русская народная культура» для детей...
Цель: вызвать радостные эмоции у детей от приобщения к русской народной культуре, развивать связную речь, память детей, Формировать умение взаимодействовать...
Лексико-грамматическое занятие в старшей группе с ОВЗ «Буратино в гостях» (обувь,...
Задачи: 1. Систематизация знаний об одежде, материале, из которого она сшита, ее практичности и обуви. 2. Обучение классификации одежды и обуви по...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с детьми...
ЦЕЛЬ: повторение и закрепление знаний счета до трёх. Задачи: продолжать учить детей правильно считать до трёх, сопоставляя с цифрами. Развивать речь,...