Получи документы

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в контексте ФГОС до

Маргарита Мезенцева
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в контексте ФГОС до

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста всегда остаётся актуальной. На современном этапе она стоит, пожалуй, наиболее остро. Изменения в социально - экономической и политической сферах в нашем государстве неизбежно влекут за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В духовно-нравственном воспитании детей современности стали появляться негативные тенденции: книги уже не так популярны, вместо них современные дети предпочитают экран телевизора или компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Во многих семьях материальные ценности ставятся выше духовными, следствием этого становится искажение у детей представления гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. Ставя на первый план интеллектуальное развитие, родители, зачастую, тот факт, что прежде всего следует думать о том, что необходимо позаботиться о развитии нравственных и духовных качеств своего ребёнка. Не всегда взрослые осознают, что без воспитания духовности накопленные знания могут оказаться бесполезными. В результате мы наблюдаем эмоциональную, волевую и духовную незрелость взрослой личности.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в контексте ФГОС до» размещена в разделах

Реалии современности таковы, что в российском обществе особенно остро ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Духовно-нравственное здоровье народа, бережное сохранение и развитие его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России находится под угрозой. Поэтому в настоящее время духовно-нравственное воспитание является, пожалуй, важнейшей задачей в воспитании подрастающего поколения. Её значимость для Российской Федерации отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»

Ни для кого не секрет, что дошкольный возраст является особенно ценным в развитии каждого человека. Именно в этот период своего развития человек приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. Именно в дошкольном возрасте каждый ребёнок познаёт себя, своё ближайшее окружение, именно тогда начинает формироваться его отношение к этому миру к обществу, живущему в нём. Особое место в духовно-нравственном развитии каждого маленького человечка является воспитание чувства патриотизма. Оно богато и насыщенно по своему содержанию. Сюда входит и любовь к тому месту, где ты родился и вырос, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и чувство гордости за свою страну и свой народ, и желание быть причастным к развитию и процветанию своей страны. Но в истоках всего этого находится любовь к своей семье, к своему ближайшему окружению, ведь сами основы патриотизма, духовных и нравственных ценностей начинают закладываться именно в семье. В ФГОС ДО учитывается принцип этнокультурной ситуации развития детей. Образовательная программа «может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации…», а ведь знакомство с родным языком, его красотой играет важнейшую роль в формировании нравственных представлений. Это очень наглядно представлено в устном народном творчестве (потешках, закличках, сказках, попевках, песенках, пословицах, поговорках и т. д.) Именно фольклор вмещает в себя все ценности родного языка. Малые жанры устного народного творчества сохраняют в себе особенности национального характера, и нравственные ценности, присущие ему. Знакомя воспитанников в дошкольной образовательной организации с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы помогаем им приобщиться к общечеловеческим нравственным ценностям. Очень сильно влияют на духовно-нравственное развитие дошкольников пословицы и поговорки. Их яркость, емкость, эмоциональность образа воздействуют на нравственно-эмоциональную сферу каждого ребёнка. В них в кратко и, в то же время, очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Они содержат целый комплекс рекомендаций, которые выражают народное представление о человеке, о процессе формирования личности, о духовно-нравственном воспитании в целом. Всё это способствует духовно-нравственному развитию дошкольников.

Особая роль в приобщении дошкольников к истории и культуре своего народа принадлежит народным праздникам, которым отводится немалая роль в воспитательно-образовательном процессе каждой дошкольной образовательной организации. Каждый праздник по-своему выражает национальный характер и самобытность времени и становится прекрасной формой отдыха педагогов, родителей и воспитанников, объединённых совместной творческой деятельностью, общими переживаниями.

Особо следует остановиться на роли семьи в духовно-нравственном развитии каждого ребёнка. Необходимо, чтобы в основу воспитательной работы были положены единство знаний, убеждений и действий педагогов и родителей (законных представителей). Первостепенное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких и особо значимых людей из окружения ребёнка. Именно на положительных примерах из жизни старших членов семьи у ребёнка формируется представление о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Педагогам следует, в первую очередь, помочь родителям (законным представителям) понять и принять тот факт, что именно в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, те самые, которые всегда передавались из поколения в поколение, те самые, которые были положены в основу воспитания нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители (законные представители) главные ответственные за воспитание своих детей и их первые наставники и учителя.

Особо хотелось бы отметить и тот факт, что одним из самых важных условий грамотного и результативного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребёнка нужно учитывать и развивать в данном контексте.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей в системе дошкольного образования «Духовно-нравственное воспитание детей в системе дошкольного образования» Аннотация. Челно-Вершинский район является многонациональным.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста «Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности,.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста Юламанова С. Т., воспитатель МАДОУ «Солнышко» села Бурибай МР Хайбуллинский.

Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста (Л. Н. Толстой «Новая азбука») МБДОУ №74 «Семицветик» г. Смоленск Воспитатели П. В. Лупачева, Е. В. Володченкова Некоторые аспекты духовно-нравственного воспитания детей.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы) Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе знакомства с художественной литературой Духовное чтение нам необходимо каждый день, подобно молитве. Без чтения душно и душа голодает. святой Феофан ЗатворникСовременное российское.

Индивидуальная программа саморазвития «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»        Индивидуальная программа развития самообразования.   Воспитателя МБДОУ "Пушкинский детский сад"  Казанцевой Марины Александровны на.

Обобщение опыта работы «Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей старшего дошкольного возраста» .

Опыт работы «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через.

Сценарий семинара «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Боровиха Сценарий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в контексте ФГОС до
Опубликовано: 4 октября 2017 в 13:29
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД