МААМ-картинки

Сценарий семинара «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Ольга Суворова
Сценарий семинара «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Боровиха

Сценарий семинара

«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

подготовил и провё л:

старший воспитатель

Суворова О. В.

С. Боровиха 2016

Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Задачи:

Публикация «Сценарий семинара „Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

1. Совершенствование работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

2. Расширять знания воспитателей по вопросу «Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности».

3. Формировать профессиональные умения по заданной теме.

4. Развивать психологические качества, обеспечивающие личностно-ориентированное общение педагогов с детьми.

План проведения семинара

1. Вступительное слово

2. «Духовно – нравственное воспитание дошкольников» (консультация с эл. презентацией) – Суворова О. В.

3. «Приоритетное направление деятельности дошкольной образовательной организации – начало духовно – нравственного становления личности ребенка» (консультация с эл. презентацией) – Сапожникова И. Р.

4. «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой» (консультация с эл. презентацией) – Куценко Л. П.

5. Деловая игра – Суворова О. В.

6. Домашнее задание для воспитателей.

7. Подведение итогов.

Ход семинара

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует дошкольных работников на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностях и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств и духовности. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Упражнение «Чаша»

- Душа ребенка – это полная чаша. Какими вы хотите видеть своих воспитанников? Какими качествами вы хотели бы их наделить? У каждого из вас есть сердечко, напишите на красной его стороне качество, которым вы хотите наделить своих воспитанников.

Педагоги пишут на «сердечках» качества.

и размещают их в «чаше» на мольберте.

- Посмотрите, какую яркую, красивую душу, мы хотим видеть у наших детей!

Озвучиваются качества, написанные на «сердечках».

- Дети при разговорах всегда наделяют себя положительными качествами. Вы тоже, как мы видим, хотите наделить детей только хорошими качествами. Тогда возникает противоречие: почему же в наших детях часто мы наблюдаем проявление такого негатива, как агрессия, злость, жадность и т. п.? Чем Вы можете это объяснить?

Дискуссия среди воспитателей.

Вопросы к воспитателям :

- Как вы считаете, кто оказывает первостепенную роль на формирование у ребенка общечеловеческих ценностей, таких как доброта, справедливость, щедрость, милосердие, любовь и т. д.?

- Какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, что бы эта «чаша» не расплескалась, не разбилась, а стала еще полнее?

- Благодарю за Ваши высказывания и суждения. Нам, взрослым, есть над чем задуматься и изменить отношение к решению данной проблемы.

2. «Духовно – нравственное воспитание дошкольников. Актуальность.» (консультация с эл. презентацией) – Суворова О. В.

Разработка кодекса (свода) правил «Культура нравственного поведения».

- Сегодня мы обсудили сложную тему воспитания духовности и нравственности. Согласитесь, что бы заложить основы духовности и нравственности в наших детях, необходимо придерживаться определенных правил нравственного поведения в обществе. Прелагаю Вам разработать макет правил нравственного поведения для воспитателей (взрослых) и детей. Для более быстрой и плодотворной работы разделимся на группы: 1 группа формулирует правила для воспитателей, 2 группа – для детей.

3. «Приоритетное направление деятельности дошкольной образовательной организации – начало духовно – нравственного становления личности ребенка» (консультация с эл. презентацией) – Сапожникова И. Р.

4. «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой» (консультация с эл. презентацией) – Куценко Л. П.

Деловая игра «Духовно-нравственное воспитание детей посредствам сказки».

Жили – были… каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Конечно, самым популярным жанром дошкольников является сказка. Она рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка. Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образа, выразительный язык, динамика событий, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, - всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка.

Сказка - источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребёнка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчётливый ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость действенней грубой силы. Сказка учит детей учиться, познавать себя самого и мир вокруг.

Практическое задание. Внимательно рассмотрите иллюстрации. Командам нужно составить сказку для детей, которая бы воспитывала в детях нравственные качества. Так же нужно дать название сказке и придумать мораль.

Практическое задание. Вопросник «Чему учат сказки».

5. Домашнее задание для воспитателей.

К педсовету «Условия для духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста через построение целостного педагогического процесса в условиях ФГОС» приготовить следующие задания:

1) разработать макеты проектов:

2 младшие группы «Уроки доброты»;

Средние группы «Добрые сердца»;

Старшие группы «Духовно – нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными играми»

Подготовительные группы «Духовно – нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками».

2) Подобрать пословицы и поговорки, способствующие духовно – нравственному воспитанию дошкольников.

3) Положить начало оформлению уголка духовно - нравственного и патриотического воспитания.

7. Подведение итогов.

Приложение 1

Свод правил нравственного поведения

Правила для детей дошкольного возраста

1. Будь приветлив и доброжелателен к окружающим тебя взрослым и детям: здоровайся первым, благодари за помощь и заботу, не забудь вечером попрощаться со всеми.

2. Чаще улыбайся, не капризничай. Умей контролировать свои эмоции.

3. Не огорчай своим поведением взрослых и детей, думай прежде, чем что-то совершить, как расценят твои действия окружающие, будет им приятно это видеть.

4. Умей договариваться в играх, избегай драк, решай проблемы словесно.

5. Используй в своей речи только хорошие слова и добрые выражения.

6. Уважай труд окружающих, помогай взрослым поддерживать порядок.

7. Не обижай того, кто слабее тебя – это тебя не красит. Будь защитником у тех, кто нуждается в помощи.

8. Советуйся с взрослыми по любым своим проблемам и вопросам.

9. Не ври окружающим, будь честным и правдивым.

10. Не жадничай, не хвались. Будь щедрым и скромным.

11. Не ябедничай на других, следи только за своим поведением.

12. Проявляй самостоятельность в самообслуживании.

13. Следи за своим внешним видом и здоровьем.

14. Не забывай поздравлять близких людей с праздниками и делать им сюрпризы своими руками. Помни, внимание дороже всех подарков.

Правила для родителей, воспитателей и работников детского сада

1. Будьте хорошим примером для детей и окружающих взрослых.

2. Будьте внимательными к чужим проблемам.

3. Будьте вежливы, приветливы ко всем. Оказывайте каждому ребенку каждый день максимум внимания, ласки, доверия и любви.

4. Никогда не унижайте достоинство ребенка, не высмеивайте его неудачи, не критикуйте. Во всех проблемах умейте найти справедливое решение.

5. Умейте понимать, чувствовать и принимать каждого ребенка.

6. Всегда эмоционально откликайтесь на проблемы каждого ребенка, какими бы мизерными они не казались.

7. Искренне радуйтесь успехам и достижениям малыша.

8. Умейте видеть и отмечать в ребенке его лучшие качества и достижения.

9. Часто, но обосновано, хвалите ребенка в присутствии родителей (педагогов).

10. Действуйте исключительно в интересах ребенка.

11. Помните, что каждый ребенок не повторим. Научитесь видеть и выявлять возможности и способности каждого ребенка.

12. Верьте и доверяйте ребенку.

13. Избегайте принуждения, насилия, подавления воли ребенка, предоставляйте ему свободу выбора в той или иной ситуации.

14. Смотрите на происходящее с ребенком и вокруг него глазами ребенка, с его детской индивидуальной позиции.

Помните, доброжелательная улыбка взрослого, а так же добрый взгляд, сочувствие, поддержка и создание теплого микроклимата в семье, в группе – все это оказывает огромное влияние на формирование нравственных качеств ребенка.

Приложение 2

1. Сказки, которые учат младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми:

2. Сказки, которые предостерегают: в лес одним нельзя ходить -можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации:

3. Сказки, которые учат дружить.

4. Сказки, в которых есть наказ слушаться родителей:

5. Сказки, в которых высмеиваются страх и трусость:

6. Сказки, в которых есть место хитрости:

7. Сказки, в которых вознаграждается трудолюбие:

8. Сказки, в которых восхваляется мудрость:

9. Сказки, в которых поощряется забота о близком:

10. Сказки, в которых высмеивается жадность:

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить -можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и тд. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка», мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел», забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (СЛАЙД 1) С точки зрения государственной политики в области образования, на современном этапе вопросы духовно-нравственного воспитания являются.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста «Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности,.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста Юламанова С. Т., воспитатель МАДОУ «Солнышко» села Бурибай МР Хайбуллинский.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в разновозрастной группе «Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности,.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы) Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе знакомства с художественной литературой Духовное чтение нам необходимо каждый день, подобно молитве. Без чтения душно и душа голодает. святой Феофан ЗатворникСовременное российское.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Важнейшей задачей образовательного процесса становится.

Индивидуальная программа саморазвития «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»        Индивидуальная программа развития самообразования.   Воспитателя МБДОУ "Пушкинский детский сад"  Казанцевой Марины Александровны на.

Обобщение опыта работы «Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей старшего дошкольного возраста» .

Опыт работы «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий семинара «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 21 июня 2017 в 14:33
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД