полина лупачева
Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста (Л. Н. Толстой «Новая азбука»)
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ №74 «Семицветик» г. Смоленск
Воспитатели П. В. Лупачева, Е. В. Володченкова
Некоторые аспекты духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста (2 младшая группа) в рамках ДОУ на примере совместного прочтения и обсуждения рассказов Л. Н. Толстого из «Новой азбуки»
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста (Л, Н, Толстой „Новая азбука“)» размещена в разделах
Влияние рассказов из «Новой азбуки» Л. Н. Толстого особенно велико в первые пять лет жизни ребенка, когда начинают закладываться такие представления, которые в будущем станут основой его сознательной жизни, когда формируются личностные качества, первые черты характера.
Л. Н. Толстой стремился своими рассказами пробудить в детях лучшие качества, оградить от эгоизма и равнодушия.
Дети со свойственной им непосредственностью восприятия, верой в правдивость происходящего мысленно участвуют в каждоим сюжете Л. Н. Толстого, глубоко переживают обиду, отстаивают справедливость.
В наше непростое время особенно важно начинать с детских лет воспитывать у ребенка эмоциональное восприятие художественных произведений, способность самостоятельно рассуждать над ними. Это пробуждает в ребенке творческое начало, помогает сформировать эстетическое восприятие мира. Здесь многое зависит от выразительности чтения педагога, от систематичности, продуманности работы воспитателя с книгой, от умения пробудить у воспитанников творческое восприятие текста.
На наш взгляд, формирование личности ребенка в рамках ДОУ наиболее полным будет происходить при совместном прочтении и обсуждении классической русской прозы и поэзии (И. Бунин, И. С. Тургенев, А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, А. Куприн и многие другие).
В качестве примера для рассмотрения возьмем рассказы Л. Н. Толстого из «Новой азбуки», адресованные детям младшего дошкольного возраста.
Живой личный интерес и человеческое участие в судьбе толстовских персонажей у детей вызвал рассказ о девочке Варе и чиже. Ребята искренне сочувствовали маленькой птичке, поступок же девочки осуждали, охарактеризовывая его как недостойный и неправильный.
Также очень понравился ребятам рассказ Л. Н. Толстого о мальчике Мите, который, по причине своей наивности и доверчивости, оставил собранные грибы в лесу, а утром на заре, так их и не нашел. Детям Митя тем не менее показался добрым, чутким и ранимым мальчиком. Они так же, как и при прочтении предыдущего рассказа, проявляли сочувствие по отношению к главному герою, делясь своими личными переживаниями (из собственного опыта).
Достаточно активное обсуждение вызвал рассказ о Пете и Мише, которые не смогли поделить игрушечного коня. Дети не одобрили поступок мальчиков и предложили свои варианты решения ситуации, описанной Л. Н. Толстым (нужно было, по их мнению, играть всем вместе, не делить игрушку, не проявлять такие недостойные черты характера, как жадность и эгоизм).
Неоднозначным явилось отношение дошкольников к поступку мальчика Саши (из рассказа о трусливом мальчике Саше). Кто-то искренне сочувствовал персонажу, считая, что гроза действительно могла напугать Сашу, а кто-то посчитал его поступок недостойным, называя мальчика трусливым, нерешительным.
Большой интерес у детей вызвал также рассказ о Мише, Маше и Пете. Ребята очень переживали за Мишу, каждый предлагал свой вариант решения сложившейся ситуации.
В частности, давались советы Мише впредь не возить детей на санях, поскольку Маше и Пете было безразлично, тяжело ли их другу возить сани, устал ли он, есть ли у него силы везти их дальше.
Чувство глубокого разочарования и неподдельной грусти вызвал у ребят поступок толстовских персонажей о птичке, свившей гнездо на дереве. Дети, по мнению ребят, поступили очень неправильно, сняв гнездо птицы с дерева, не подумав о последствиях своего поступка. А последствия были самые печальные: птенцы были просто обречены!
Смех, удивление и даже восторг появились на лицах детей при совместном прочтении рассказа Л. Н. Толстого о двух крысах и воронах. Какими же хитрыми, умными и смышлеными показались ребятам герои этого рассказа!
Также, беседуя о прочитанном, дошкольники делились наблюдениями за повадками диких животных в зоопарке, рассказывали о впечатлениях, полученных от общения со своими домашними питомцами.
Подбирая литературные произведения определенной моральной направленности, воспитатель может влиять, начиная с самых ранних лет, на восприятие ребенком мира, формируя правильное отношение к окружающему миру, закладывая основы необходимых черт характера.
Встречи ребенка в раннем детстве с художественными произведениями стимулируют рост тех личностных возможностей, которые в дальнейшем могут привести к расцвету не только его нравственных, но и творческих способностей.