Получи документы

Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края

Бекоева Дзерасса
Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ

С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ.

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ПОДГОТОВИЛИ

ВОСПИТАТЕЛИ : ТОТРОВА Б. В.

БЕКОЕВА Д. Г.

2017-2018

Введение: Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осо-знание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как научить детей ценить мир и справедливость? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Чтобы ответить на эти важные вопросы мы решили разработать проект по экологическому воспита-нию. Новизной проекта является сочетание традиционных подходов и использование современных технических средств обучения. Феде-ральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педа-гога, как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательном - образова-тельном процессе.

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края» размещена в разделах

1. Актуальность проекта: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологиче-ской культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружаю-щий мир.

1. 1Цель: Знакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отно-шение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

1. 2Задачи:

Систематизировать знания об окружающем мире.

Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.

Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.

Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.

Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире РСО-Алании.

Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.

Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности. Развивать художественное творчество, организуя выставку рисунков на тему «Берегите природу.

2. Предполагаемые результаты:

• Проявление стойкого интереса у детей к общению с природой родного края, стремление к исследованию объектов природы, умение проводить опыты и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, отражать свои впечатления в разных видах деятельно-сти, занятия поисковой деятельностью, участие в конкурсах экологической направленности различного уровня.

• Получение знаний о различиях живой и неживой природы, значении и свойствах воздуха, воды, почвы в жизни живых объектов при-роды, особенностях природы Алагирского района, умений отличать и называть характерные признаки разных времен года, объясняя причины их смены.

• Формирование знаний о жизни растений; условиях, необходимых для их роста; навыков правильного ухода за растениями в уголке природы, на участке детского сада за садовыми, огородными культурами, цветами.

• Закрепление представлений о разных животных, их детенышах, условиях их жизни, способах ухода за ними.

• Бережное отношение к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы, желание сохранить и приумно-жить природные богатства.

• Овладение навыками экологически безопасного поведения в природе. Знакомство с праздником 22 мая – Международный день биоло-гического разнообразия; с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретение собственных знаков, знакомство с профессиями эколога, зоолога, биолога и включение их в игровую деятельность.

• Уровень родительской компетентности по данному вопросу повысится, за счет активного вовлечения их в проектную деятельность.

• Пополнение предметно - развивающей среды в группе по изучению природы родного края, создание экологической тропы на участке, увеличение числа насаждений на участке.

3. Тип проекта: познавательно- исследовательский.

3. 1 Сроки реализации проекта: сентябрь 2017г - май 2018г.

3. 2 Участники проекта: воспитатели подготовительной группы, родители, дети.

3. 3 Ресурсное обеспечение:

1. Мультимедийный проектор, экран, комплект мультимедийных презентаций, компьютер, фотоаппарат, музыкальный центр.

4. Иллюстрации, макеты, коллекции, гербарии, уголки природы в группах детского сада.

5. Цветник для организации труда в природе. Зеленая зона на участке детского сада.

6. Природное окружение для организации экскурсий и наблюдений

7. Зоны для проведения опытов в группах: огород на окне, уголок экспериментирования, экологический уголок.

4. Этапы реализации проекта: Подготовительный (октябрь-ноябрь 2017г.)

Основной (декабрь –март 2018г.)

Заключительный (апрель- май 2018г.)

4. 1 План действий по реализации проекта:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

Задачи:

-Обратить внимание де-тей на различные объекты природы. Вызвать жела-ние помогать растениям, животным, птицам, насе-комым.

-Привлечь внимание ро-дителей к вопросам фор-мирования экологической культуры детей.

-Коллективная работа из природного и бросового материалов «очумелые руч-ки»

-Изучение и анализ литературы по проблеме, просмотр интернет ресурсов, выбор оптимальных для работы в данной группе. - -

-Систематизация материалов программно-методического обеспечения, создание условий для реализации проекта. - -

-Разработка плана реализации проекта.

-Подбор оборудования для экспериментальной деятельности

-Изготовить картотеку опытов: рисунки-схемы проведения опытов

-ПОПРОСИТЬ родителей написать вопросы детей о мире природы когда-либо задаваемые. Например: почему солнце желтое, трава зеле-ная? Почему ветка плывет по воде, а камень тонет? («мозговой штурм» родители-дети)

-Предложить изготовить дома с детьми некоторые детали коллективной работы.

-Ручной труд, художественное творчество из природного мате-риала.

Разработать цикл занятий и бесед опытно-экспериментальной деятельности.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

(исследовательский) :

Задачи:

- расширять представления детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях с весны до осе-ни;

- развивать интерес к жизни животных и насекомых, бережное и чуткое отношение к миру природы через словесное творчество;

- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе;

- вызывать у детей желание помогать объектам природы : растениям, птицам, насекомым, рыбам, животным, человеку;

- развивать умения видеть проблемные ситуации, описывать их, запечатлевать на фотографии.

- закреплять знания о животных, птицах, растениях нашего района.

- развивать умение оценивать (сравнивать) состояние объектов природы.

- Совместная работа с семьей занимает важное место в экологическом воспитании ребенка. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Поэтому работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является важной частью работы дошкольного учреждения.

Организация в группе познавательно экологической среды,

-Пополнение уголка «Детская лаборатория» для опытов и экологических исследований.

(Коммуникативная)

Ситуативные разговоры с детьми об уголке экспе-риментирования: «Что нужно»? «Что для чего».

Экологические беседы :

«Растения на участке»,, «Деревья – великаны и долгожители»;

«Птичий двор», «Удивительные птицы», «Птицы у нас дома»;

«Собака – друг человека», «Детки в клетке», «Домашние животные»;

«Путешествие дождинки», «Планета Земля», «Жизнь в пустыне»;

- Беседы познавательного характера, использование наглядности (иллюстрации, мультимедиа средства)

- Чтение художественной литературы о мире природы, ее обитателях: Г. Скребицкого, Е. Чарушина, Н. Сладкова. Об интересных повадках насекомых. В. Танасийчука «Шести-ногие соседи», «Сколько глаз у стрекозы?», Н. Розанова «Муравей Красная Точка». О многообразии мира травянистых растений А. Огнева «На лесной поляне», и другие. Предлагать приносить в группу и читать дома с детьми книги о мире природе.

- Дидактические игры: «С ка-кого дерева листок», «Кто чей малыш», «Кто, где живет», «Парные картинки», «Чудес-ный мешочек», «Найди свой дом», «Отгадай по описанию», «Загадай - отгадай», «Чья это тень?» и другие.

- Предлагать играть дома в аналогичные игры. «Игровая»

Расширение представлений о мире природы, развитие психических процессов, беседы в процессе игры.

Подвижные игры и упражнения: «Зайцы и медведи», «Волк и зайцы», «Кот и мы-ши», «Лиса в курятнике», «Лягушки и цаплята», «На лугу», «Такой листок, лети ко мне», «Солнышко и дождик», «Птички в гнездышках», «Ку-ры в огороде», «Вейся венок», «Конники» и другие. Предлагать играть дома в аналогичные игры.

Развитие двига-тельной активности детей посредством игр, закрепление знаний о передвижении животных, их взаимосвязях, природных явлениях.

Создание экологической развивающей среды в ДОУ: оформление настенных карт по флоре и фауне Алагирского-района «Кто, где живет, что где растет». Индивидуально. Под-готовка изображений (печать на самоклеющейся бумаге) насекомых, животных, птиц, рыб, растений; «Продуктивная»

Наклеивание картинок на карту области, развитие навыков ориентировки в пространстве (левее - правее, выше - ниже).

Посадка цветника, уход за цветами (подснежники,астры, тюльпаны, герань и др). После бесед подбирают семена, луковицы (1 шт от семьи). Копают клумбы под посадку.

Дети активно наблюдают и участвуют в создании цветника. А так же

ухаживают за цветами - полив, прополка, рыхление.

- Проведение опытов, зари-совка этапов деятельности (схемы, картинки, составление описательных рассказов.

- Ручной труд экологической направленности.

Изготовление макетов «Уголки родного края»\Подбор природных материалов. Участие в создании маке-тов.

- Экскурсии в парк нашего го-рода.

- Цикл практических мероприятий по изучению запрещающих и разрешающих экологических знаков.

Разработка собственных экологических знаков

Развивать воображение, фантазию, память, внимание, умение соотносить картинку и схему.

Практические мероприятия «ЭКОЛЯТА - юные экологи»

- изготовление скворечников и кормушек с помощью родите-лей, развешивание их на территории детского сада;

- уборка определенных уголков природы от мусора в совместной деятельности детей и родителей.

- Коллективная работа из при-родного и бросового материалов «очумелые ручки» Предложить

изготовить дома с детьми некоторые

детали коллективной работы.

Организация в ДОУ видеотеки экологической направленности «О жизни природы» : подборка мультфильмов (например, «Белый Бим Черное Ухо», «Где ты, Багира?», «Детство Бэмби», «Тропой бескорыстной любви», элек-тронных презентаций (в ин-тернете).

Опрос родителей «Что смотрит ребенок дома о природе»

В беседах и разговорах,выяснить, какие мультфильмы о животных смотрят дома.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

Викторина «Знатоки при-роды» -Закрепить знания о природе.

5. Ожидаемые результаты проекта:

• Расширение знаний о растительном и животном мире родного края.

• Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

• Сформируется стремление к исследованию объектов природы.

• Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.

• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

• Укрепится совместная работа с родителями в экологическом воспитании дошкольного возраста.

6. Заключение.

Считаю, что применение экологических проектов позволяет не только сформировать осознанно правильное отношение к природе и экологическую культуру, но и дает уникальную возможность создать живую творческую атмосферу деятельности, стимулировать раз-витие творческого потенциала, влиять на развитие нравственных качеств дошкольника, тем самым формировать активную жизненную позицию, которая в дальнейшем определит грамотное отношение воспитанников ко всему окружающему.

Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду – это непрерывный педагогический процесс, который позволяет познакомить детей с родной природой, научить бережно относиться к ней, учить помогать природе оставаться прежней. А использова-ние метода проекта играет важную роль в развитии познавательной активности детей, в социализации личности дошкольников.

Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Уже в стар-шем возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекатель-ной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.

Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник человечности в человеке. «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца» – писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца не-возможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно. Всем людям необходимо бережно относиться к растениям, охранять животных. Любить свой край, любить природу!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры дошкольников посредством изучения природы родного края В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования.

Консультация «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 3 «РАДУГА» Г. ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ Экологическое.

Нравственно-духовное воспитание детей через ознакомление с природой родного края «Человек был и всегда останется сыном природы. И то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

План работы по самообразованию по теме «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» План работы по самообразованию по теме «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края». 2018-2019 учебный.

Презентация «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в процессе ознакомлении с природой родного края» Познавательно – исследовательская деятельность позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях,.

Программа по самообразованию на тему: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края .

«Экологическое воспитание дошкольников при ознакомлении с природой родного края». Самообразование Воспитателя первой квалификационной категории МКДОУ №20 г. Аши И. С. Янгуатова. «Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить?.

Экологическое воспитание через ознакомление с природой родного края Работу по экологическому воспитанию строю на основе программы С. Н. Николаевой «Юный эколог». Основной целью этой работы является начало.

Экологическое воспитание дошкольников «Природа родного края» Статья «Природа родного края» посвящена экологическому воспитанию детей в детском саду. Мы живем в России: У нас леса густые, У нас березы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края
Опубликовано: 4 апреля 2019 в 13:02
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД