МААМ-картинки

Экологическое воспитание через ознакомление с природой родного края

Сатканова Гульнар Шакановна
Экологическое воспитание через ознакомление с природой родного края

Работу по экологическому воспитанию строю на основе программы С. Н. Николаевой

«Юный эколог». Основной целью этой работы является начало формирования экологического сознания через ознакомление с природой родного края. Оно строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней, а поскольку мышление у детей наглядно - образное, то лучше раз увидеть, чем сто раз услышать. Здесь трудно переоценить значение экскурсий. Природные объекты, а также созданные трудом человека: озеро, лес, луг, пруд, поле, сад, находятся в непосредственной близости от села Лопатино. Мы используем эту возможность для развития и воспитания детей. На экскурсиях мы реализуем принцип обучения от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от частного к общему. Дети имеют возможность обследовать объекты и явления всесторонне, используя все органы чувств: смотрят, слушают, нюхают, ощупывают и пробуют на вкус. Делать это надо многократно. Экскурсии помогают в решении конкретных задач:

Публикация «Экологическое воспитание через ознакомление с природой родного края» размещена в разделах

• Дать первоначальные сведения о живых и неживых объектах нашей местности;

Познакомить с особенностями жизни, роста и развития отдельных живых существ;

• Показать зависимость существования живых организмов от факторов внешней среды;

• Показать взаимосвязь внутри природных сообществ;

Воспитывать бережное отношение к своему родному краю;

• Развивать эстетические чувства, воображение и внимание;

• Способствовать расширению, обогащению словарного запаса.

Условием же решения этих задач является, наличие огорода, цветника, уголка «нетронутой природы, маршрута в природу. Остановимся на маршруте в природу : протяженность его около 1 километра, имеется картосхема и описание.

Маршрут в природу (протяженность 1 км.)

Остановка: ива со скворечником, зимой кормушка.

Остановка: сквер (черемуха, сирень, сосна)

Остановка: поле (полевые культуры меняются каждый год).

Остановка: луг (тысячелистник, клевер, кровохлебка, одуванчик, колокольчик).

Остановка: лес (колония грачей, множество муравейников, раннецветущие : фиалка, медуница, кукушкины слезки) .

Остановка: лиственница.

Маршруты разрабатываются в тех случаях, когда экологическую тропу оборудовать невозможно, так как на ней создаются искусственные объекты. Маршрут же прокладывается там, где есть, что показать детям, преимущество его в том, что он даёт хорошую возможность познакомить дошкольников с естественными сообществами, многообразие растений и животных, связями которые существуют между ними. По маршруту разработаны четыре сезонные экскурсии, чтобы показать одни и те же объекты в разные времена года, чтобы детям легче было заметить изменения произошедшие с ними.

На маршруте в природу шесть остановок : ива со скворечником, черемуха

сирень, поле, лужок, лес и лиственница в селе.

Чтобы экскурсии были содержательными и насыщенными чувствами,

эмоциями, использую природоведческую, художественную литературу, поэзию, создавая у детей настроение ожидания чего-то интересного, или наоборот, заставляя вспомнить увиденное в прошлом. По пути от одной остановки до другой можно читать стихи, зимой - зимние, летом - летние, петь песни, загадывать загадки.

Время для экскурсий выбираю такое, когда объекты наблюдения представляют наибольший интерес, эстетическую ценность. Весной- цветение сирени и черёмухи, одуванчиков, медуницы, фиалки, кукушкиных слёзок и работы на поле. Осенью - в пору золотой осени и уборки урожая с наблюдаемого поля. Зимой - в дни, когда окружающий мир преображен под воздействием инея.

Природа нашей местности скромна и мы должны помочь ребенку увидеть красивое в скромном: как искрится свежевыпавший снег под лучами яркого солнца; как кружась, словно в танце, тихо падают листья осенним днем; какими красками пылает небо на закате. Когда душа ребенка будет полна таких моментов, зарождается что - то теплое, родное, которое потом через много лет, мы назовем любовью к Родине. Свои впечатления дети передают в рисовании, аппликации, лепке.

При планировании экскурсии разработано её содержание, предварительная и последующая после прогулки.

План работы на маршруте в природу.

ТЕМА ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА МАРШРУТЕ ПОСЛЕДУЮЩАЯ РАБОТА

По следам весны СРЕДНЯЯ ГРУППА

Рисование «Золотой луг».

Заучивание «Если я сорву цветок…»

Чтение Скребицкого

«Четыре художника (отрывок).

Чтение Бианки

«Муравейник зашевелился»

Рассматривание альбома «Как вести себя в лесу»

Беседа.

Чтение Пришвина «Золотой луг».

Рассматривание ивы, с живущими на ней скворцами, цветущих черёмухи и сирени.

Наблюдение за работой на поле.

Беседа «Что на поле сеют»

Рассматривание трав на лугу и насекомых над ними. Чем они заняты?

Голоса леса, наблюдение за птицами в гнездах.

Рассматривание раннецветущих трав в лесу.

Наблюдение за муравьями.

Знакомство с лиственницей.

Приметы лета.

Загадки про лето.

Беседа: Где трудятся родители и чем занимаются?

Рассматривание панно «Как дерево дышит, питается, растёт?» Сравнение дерева и куста.

Рассматривание плодов сирени и черёмухи.

Рассматривание посевов на поле : корень, стебель, колос.

Описание поля: огромное, широкое, бескрайнее и т. д.

Сравнение: что было на лугу весной и сейчас.

Рассказ воспитателя о труде на лугах.

Наблюдение за муравьями.

Рассказ о летних заботах птиц.

Обследование лиственницы. Чтение Бианки

«Приключения муравьишки».

Заучивание «Какого цвета лето?»

Рисование «Летняя картина».

Чтение Куприна

«Родник».

Осень в природе. Разучивание «Здравствуй, осень».

Беседа «Чем заняты родители в настоящее время?», «Как люди готовятся к зиме?». Рассматривание и описание формы и цвета листьев ивы, черёмухи и сирени.

Сбор листьев.

Наблюдение за работой техники на поле.

Рассказ о тяжелом труде хлеборобов.

Чтение «Осень, осень подожди лить холодные дожди…»

Сравнение травы летом и теперь.

Наблюдение за листопадом.

Чтение стихов.

Голоса леса. Жизнь муравейника. Рассказ воспитателя об особенностях лиственницы. Рассматривание плакатов «Полевые культуры».

Заучивание «Ходит осень по дорожке…»

Рисование «Лес, точно терем расписной»

Заготовка семян для птиц.

Чтение отрывка из Куприна

«Отцовское поле».

Загадки про поле.

Дидактическое упражнение «Что из чего»

Природа зимой. Чтение стихотворение «Осенью над лесом и болотом»

Загадки о зиме. Рассказ воспитателя о состоянии деревьев зимой.

Рассматривание плодов сирени – это корм для снегирей.

Что мы говорим о поле?

Рассказ о том, как люди заботятся о земле, какие зимние работы проводят на поле.

«Много снега – много хлеба».

Рассказ о жизни под снегом.

Слушание звуков зимнего леса.

Следы на снегу.

Рассматривание лиственницы. Развешивание кормушек.

Рисование «Деревья в инее»

Чтение из Бианки

«Лесная газета».

Отгадывание загадок.

Решение противоречия : Много снега- плохо.

План работы на маршруте в природу.

Старшая группа.

Тема ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА МАРШРУТЕ ПОСЛЕДУЮЩАЯ РАБОТА.

Растения и животные осенью. Пришвин «Птицы и листья»

Дидактическое упражнение «Перелётные – зимующие»

Беседа по панно «Зачем люди ходят в лес» Рассматривание ивы, черё мухи и сирени: листопад не в одно время, сирень цвет не меняет.

Наблюдение за уборкой урожая.

Вспомнить стихотворение

«Осень, осень подожди …».

Чтение стихов об осени.

Сбор листьев.

На лугу зеленеющие травы. Рассказ воспитателя о них.

Наблюдение за муравейником.

Беседа об изменениях в жизни насекомых осенью.

Сравнение сосны и лиственницы. Чтение Скребицкого

«Четыре художника»(отрывок).

Рисование «Осень в лесу».

Дидактическое упражнение «Узнай дерево по листу».

Аппликация из листьев.

Пищенко «Как хлеб на поле вырастили»

Живая и неживая природа зимой. Чтение Ушинского» Прокази старухи зимы».

Бианки «Снежная книга». Беседа: Что из окружающего относится к живой природе, а что к неживой?

Определение: дерево живо или нет (эксперимент).

Загадка «Кто четыре раза в год переодевается?».

Вспомнить весь цикл работы на поле.

Рассказ о жизни тетеревов, рябчиков в зимнее время.

Рассматривание следов на снегу. Загадки о зиме.

Рисование «Дети на прогулке».

Чтение о птицах зимующих.

Бианки «лесная газета».

Дидактическая задача «На что нужны мыши» по Толстому.

Скребицкий «Четыре художника»

Природа весной.

Наблюдение за цветением ивы и насекомыми вокруг неё.

Беседа «весенние приметы».

Чтение Скребицкого «Четыре художника».

Рассматривание ивы и наблюдение за поведением скворцов, чем заняты.

Рассматривание цветущих черёмухи и сирени, подбор слов для их описания.

Рассказ воспитателя о взаимосвязи растений и насекомых.

Наблюдение за работой людей в огороде и на поле.

Различие трав, кустов и деревьев.

Наблюдение за гнездованием грачей и ворон, суетой муравьев.

Беседа «Весенние заботы птиц…»

Наизусть «Посмотри на ветках почки…»

Рисование «Деревья в цвету».

Разговор по панно «Как лесник заботится о лесе?».

Дидактическое упражнение «Кто, как и с кем связан».

Лето в природе. Чтение стихов о лете.

Беседа по панно: «Этого не следует делать в лесу». Беседа о погоде.

Рассматривание ивы, сирени и черё мухи : «Что изменилось по сравнению с весной?»

Загадки про поле.

Относится ли поле к объектам природы? – рассуждение.

Луговые растения и насекомые, их взаимосвязь.

Рассматривание опустевших гнезд. Летние заботы птиц. Дидактическая задача

«С кем из живой природы связана черёмуха и как?

Чтение Скребицкого

«Четыре художника».

Рисование «Цветы на лугу».

Толстой «Какая бывает роса на траве».

Предварительная работа нацеливает детей, вызывает интерес и желание, а это способствует лучшему восприятию и усвоению предлагаемого познавательного материала. Это могут быть

стихи, загадки, интересные факты, заинтриговавшие нас: на силосной траншеи стаями слетаются снегири; кто - то в выходные дни побывал в саду и рассказывает, как там красиво - надо посмотреть. Это могут быть статьи из местной газеты о наших земляках, например «герои страды», а если они еще и о родителях или близких? Как не пойти посмотреть, где они работают, чем занимаются, для кого стараются.

Во время экскурсий направляю внимание на каждый значимый познания

объект, детально его обследуем и обговариваем. По возвращении сотрудники садика всегда интересуются где были, что видели? Дети наперебой рассказывают, делятся впечатлениями. Затем мы беседуем, вспоминая еще и еще раз увиденное, закрепляем в памяти понятия, слова, события. В последующие дни может быть рисование по впечатлениям, аппликация,

целесообразно обучение отгадыванию загадок по теме экскурсии: дети быстрее находят ассоциации. Проводим чтение книг или отрывков из них, тема которых перекликается с нашей это оживляет впечатления, способствует закреплению и повторению знаний, запоминанию фактов и сведений; активизации словарного запаса, развитию связной речи.

Экскурсии мы проводим не только по маршруту в природу. Зимой и летом

бываем на озере. Весной и осенью ходим в яблоневый сад. Осенью- на ток, зимой - К силосным траншеям и на ферму.

Совершаем прогулки по деревне, обращаем внимание на ухоженность домов, палисадников, их красоту и отличие друг от друга, акцентируем внимание детей на том, какие у нас трудолюбивые люди, а дети, в свою очередь приглашают нас к себе, им тоже хочется чем - то или кем - то гордится. В художественно- продуктивной деятельности результаты этой: работы проявляются: поделки дети стараются делать различными, отличными от других, внести свое что - то в предложенное. Обязательно это поощряю и заостряю внимание других детей на необычности, оригинальности результата творчества.

Мы используем все возможности и объекты, чтобы решить поставленные

перед нами задачи, хотим, чтобы наши выросшие дети уважительно,

почтительно относились к месту, где они родились и выросли, к своей Родине.

Литература.

1. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте», «Экологическое воспитание младших дошкольников».

2. Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми».

3. Вакуленко Ю. А. «Воспитание любви к природе у дошкольников»

4. Бианки В. «Лесная газета», «Снежная книга», «Русские сказки о природе», «Я познаю мир».

5. Зотов В. В. «Лесная мозаика».

6. Шорыгина «Деревья. Какие они?».

7. Шипунова «Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста».

8. Золотова В. И. Знакомим дошкольников с миром животных.

9. Онегов «Растения летом», «108 маленьких рассказов», «Верный аист»

10. Немченко Г. «Зима на носу».

11. Таранжир «Как ежик зиму перезимовал»

12. Аракчеев Ю., Тамбиев А., Танасийчук В., «Кто они такие?»

Публикации по теме:

Конспект НОД по краеведению «Дружим с природой родного края» в подготовительной группе Тема: «Дружим с природой родного края». с использованием интерактивных технологий Цель: расширять представления о крае, в котором живут.

Консультация «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 3 «РАДУГА» Г. ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ Экологическое.

Нравственно-духовное воспитание детей через ознакомление с природой родного края «Человек был и всегда останется сыном природы. И то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной.

Обобщение опыта работы на тему «Обогащение и расширение словаря детей с ОНР через знакомство с природой родного края» Цель: Обогащение и расширение словаря детей с ОНР через знакомство с природой родного края. Основные задачи моего опыта работы: -обогащение.

Ознакомление дошкольников с трудом родного края. Коневодство Образовательные задачи: познакомить детей с профессиями людей своей малой Родины, особенностями этих профессий, их значением. Развивающие.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

План работы по самообразованию по теме «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» План работы по самообразованию по теме «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края». 2018-2019 учебный.

Программа по самообразованию на тему: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края .

«Экологическое воспитание дошкольников при ознакомлении с природой родного края». Самообразование Воспитателя первой квалификационной категории МКДОУ №20 г. Аши И. С. Янгуатова. «Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить?.

Экологическое воспитание дошкольников «Природа родного края» Статья «Природа родного края» посвящена экологическому воспитанию детей в детском саду. Мы живем в России: У нас леса густые, У нас березы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание через ознакомление с природой родного края
Опубликовано: 8 февраля 2019 в 18:18
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД