Мария Нурбобоева
Нравственное воспитание современного дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении всего периода развития человечества проблема нравственного воспитания была актуальна и значима. Каждая историческая эпоха характеризуется пристальным вниманием к процессу и результатам нравственного воспитания и формированию культуры поведения, на которые накладывают отпечаток существующие социально-экономические условия и уровень культурного развития общества.
Публикация «Нравственное воспитание современного дошкольника» размещена в разделах
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, задачи нравственного воспитания приоритетно решаются в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и интегрировано в рамках других образовательных областей.
ФГОС ДО задает ориентиры нравственного воспитания дошкольников, которые призваны помочь формирующейся личности адаптироваться в современных условиях жизнедеятельности, принять сложившиеся в современном социуме нравственные нормы общежития, обеспечить успешную социализацию ребенка.
Основной задачей нравственного воспитания дошкольников в системе образования является задача формирования у воспитанников нравственного сознания, обеспечивающего устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, адекватные современному образу жизни. В процессе систематической работы происходит активизация жизненной позиции личности, вырабатывается важная привычка следовать чувству общественного долга в действиях, отношениях и поступках. Все это обозначает несомненную актуальность проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста и обуславливает выбор направления нашей исследовательской деятельности. Прежде всего мы решили стать для детей «старшим товарищем», и стараемся разделить их мировосприятие, а значит быть равными им. Участвуя во всех мероприятиях, мы повсюду сопровождаем детей, делаем как они, буквально перемешиваемся с ними. Дети нам дают возможность вернуться в волшебный мир детства: вместе с ними мы и огорчаемся, и радуемся, и прыгаем, и бегаем, и поем, и танцуем. Работа с детьми требует от нас доброты, выдержки, мудрости, терпения. Мы стараемся заметить, понять и принять каждого ребёнка; дать им знания, умения, навыки. Воспитатель – это человек, который соблюдает чувство такта везде и всегда. Стараемся с детьми разговаривать вежливо, ласково и следить, чтобы и они так же общались между собой.
Чтобы малыши познали своё место в мире, получали свои первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, мы используем в своей работе разные приёмы и методы (просмотр и обсуждение мультфильмов, беседы социально-нравственного содержания, наблюдение за природой, игры-драматизации, инсценировка и драматизации сказок и т. д.).
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственных качеств : самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.
Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, и эгоизма. Так как семья является первым социальным институтом формирования личности ребенка, в ней закладывается фундамент его нравственности.
Работая в этом направлении мы поставили для себя задачи:
• формирование уважительного отношения к взрослому человеку и своему сверстнику;
• совершенствование культурно-гигиенических навыков;
• формирование личностных качеств – ответственности, дружелюбия, самостоятельности, гуманного отношения к окружающим людям, животным;
• воспитание стремления совершать хорошие поступки и воздержания от недозволенных поступков;
• формирование справедливой оценки собственных поступков и действий сверстника.
Дети – наше будущее. И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму.