Папки-передвижки

Нравственное воспитание младшего школьника в учебно-воспитательном процессе

Людмила Трефилова
Нравственное воспитание младшего школьника в учебно-воспитательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное казенное общеобразовательное Учреждение Республики Мордовия «Ширингушская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении»

Доклад

На тему:"Нравственное воспитание младшего школьника в учебно- воспитательном процессе"

Подготовила: воспитатель

Трефилова Л. А.

2018г.

Содержание

Введение.

I. Теоретические аспекты организации нравственного воспитания младшего школьника в учебно-воспитательном процессе.

1.1. Нравственное воспитание младшего школьника как психолого-педагогическая проблема.

Публикация «Нравственное воспитание младшего школьника в учебно-воспитательном процессе» размещена в разделах

1.2. Характеристика младшего школьного возраста.

II. Организация нравственного воспитания младшего школьника в учебно-воспитательном процессе.

2.1. Содержание воспитательной работы педагога по формированию нравственных качеств младшего школьника в учебно-воспитательном процессе.

2.2. Формы и методы нравственного воспитания младшего школьника.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. По этой причине вопрос нравственного воспитания детей является одной из актуальных проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. В настоящее время в обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе нравственного воспитания молодого поколения. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями.

Ведущая роль в формировании основ нравственного поведения учащихся принадлежит начальной школе, поскольку, во-первых, ее деятельность, по сравнению с другими воспитательными институтами, носит более целенаправленный и целостный характер, и, во-вторых, именно в этом возрасте происходит социализация ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся внутренними качествами.

Глава I. Теоретические аспекты организации

нравственного воспитания младшего школьника

в учебно-воспитательном процессе

1.1. Нравственное воспитание младшего школьника

как психолого-педагогическая проблема.

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения.

Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло. Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение. Но моральные усовершенствования поддерживаются не только силой общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи, привычки и традиции, которые культивируются в обществе.

Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств личности, но и является главной задачей школы и должно быть в центре ее воспитательной деятельности.

Процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, самому себе. С точки зрения гуманизма – это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте, доброжелательности.

Формирование нравственности, или нравственной воспитанности, есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение.

Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности учащихся.

Социальная значимость воспитания нравственности велика и очевидна : общество, пренебрегающее нравственными ценностями, неизбежно обрекает себя на гибель. Воспитание нравственности ориентировано на общечеловеческие ценности, гуманистическую перспективу истории общества.

Воспитание нравственности – это воспитание человека в его целостности, формирование фундаментальных человеческих качеств. Это одна из важных сторон многогранного процесса становления личности, освоения индивидом моральных ценностей. В целом процесс воспроизводства нравственности поддаётся целенаправленному воздействию и сознательному контролю, главным образом, в форме самовоспитания, самосовершенствования.

Нравственность не является обычной целью, которую можно достигнуть в определённый отрезок времени с помощью определённой совокупности конкретных действий; её скорее можно назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, которая делает возможной существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности. Нравственная культура личности – это показатель степени восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества.

Процесс формирования нравственной культуры рассматривается как результат духовного развития личности и характеризуется уровнем усвоения моральных ценностей, участием человека в их создании. Нравственная культура проявляется в способности личности осознанно выполнять требования моральных норм, демонстрировать поведение, соответствующее личным убеждениям и общественным интересам. Нравственная культура – это качественная характеристика морального развития и моральной зрелости личности.

О нравственной культуре человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения, когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.

В процессе воспитания необходимо прививать так называемые «абсолютные ценности» - добро, красота и истина.

Добро - высшая нравственная ценность. Его сущность неизменна. В качестве добра всегда выступает лишь такое действие, которое обусловлено интересами другого человека, нацелено на удовлетворение потребностей другого. Добро всегда бескорыстно. Нельзя самому себе сделать добро, иначе это действие приобретет оттенок корысти. Красота — это символ совершенства, это воплощение гармонии, это высшая духовная ценность. Истина как высшая духовная ценность является отражением единства человеческого рода. Истина как нечто абсолютное является условием любой другой истины и познания вообще.

Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

Нравственность всегда отражает отношения людей друг с другом, затрагивает проблемы добра и зла, определяет поведение человека в отношении добра и зла. Все это оформляется в личностные смыслы, они-то и определяют, в конечном счете, поведение человека.

К. Д. Ушинский утверждал, что нравственное влияние составляет более важную задачу, чем «развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов». Отсюда следует, что в процессе формирования духовности нам необходимо оперировать такими понятиями как искренность, уважение, вежливость, прощение и раскаяние, стремление помочь другому, справедливость и т. д.

Таким образом, нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребенка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувства патриотизма, интернационализма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

1.2. Характеристика младшего школьного возраста.

В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др., коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентации. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.

Развитие личности, начавшееся в дошкольном детстве в связи с соподчинением мотивов и становлением самосознания, продолжается в младшем школьном возрасте. Но младший школьник находится в других условиях — он включен в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности.

Тем не менее, социальные мотивы учения важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с 1 класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных системах. Мотивация неуспевающих школьников специфична — она отличается от мотивации их благополучных сверстников. При наличии сильного мотива получения отметки и одобрения круг их социальных мотивов учения сужен, что обедняет мотивацию в целом. Некоторые социальные мотивы у них появляются к 3 классу. Широкие социальные мотивы соответствуют тем ценностным ориентациям, которые дети берут у взрослых, главным образом, усваивают в семье.

Учебная деятельность — основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.

Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки.

Идеалы носят конкретный характер. Ими являются герои, о которых ребенок слышал по радио, читал, видел в кинофильмах. Эти идеалы не устойчивы, быстро сменяют друг друга.

Ребенок может поставить перед собой цель подражать героям, но подражает, как правило, лишь внешней стороне их поступков.

Личность младшего школьника проявляется и формируется в общении. Потребность общения удовлетворяется главным образом в ведущей учебной деятельности, что и определяет его взаимоотношения. Учебная деятельность, являясь индивидуальной по своему существу, на первом этапе обучения затрудняет образование коллективных связей и взаимоотношений.

Новое положение в обществе состоит в том, что ребенок переходит от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно значимой деятельности: он обязан учиться. Вместе со своими обязанностями школьник получает и новые правила. Получая хорошую оценку за свой рабочий труд, он может ждать по отношению к себе со стороны взрослого не только похвалы, но и уважения.

Младший школьный возраст — начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки — создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. Таким образом, при первоначальном вхождении в школьную жизнь у ребенка происходит существенная психологическая перестройка. Он приобретает некоторые важные привычки нового режима, устанавливает доверительные отношения с учителем и товарищами. На основе появившихся интересов к содержанию учебного материала у него закрепляется положительное отношение к учению. Дальнейшее развитие этих интересов и динамика отношения младших школьников к учению зависят от процесса формирования у них учебной деятельности. Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется также повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

Важную роль в нравственном развитии ребенка играет эмпатия - способность человека эмоционально отзываться на переживания другого. Эмпатия как свойство личности выступает мотивом различных форм поведения.

Сочувствие - устойчивое свойство, оно побуждает человека к альтруистическому поведению, так как в его основе лежит нравственная потребность в благополучии других людей, на его основе формируется представление о ценности другого.

Для развития эмпатии очень важно учитывать, что в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Но для этого нужно, чтобы сам воспитатель был эмоционально отзывчив на переживания ребенка, умел вовремя прийти ему на помощь.

Через эмпатию при перевоспитании ребенка возможно формирование непроизвольной нравственной мотивации. Если ребенок совершает нравственный поступок из потребности в самоутверждении, то его все равно необходимо похвалить. Видя радость человека, которому он помог, он переживает удовлетворение. В результате повторения таких ситуаций произойдет сдвиг мотива: он будет стремиться удовлетворить потребности других людей ради их благополучии.

В нравственном воспитании младших школьников следует учитывать, что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Стремление самим во всем разобраться поддерживается учителем, он помогает детям в выборе правильной нравственной оценки.

Глава II. Организация нравственного воспитания

младшего школьника в учебно-воспитательном процессе

2.1. Содержание воспитательной работы педагога

по формированию нравственных качеств младшего школьника

в учебно-воспитательном процессе.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Приоритетная роль в воспитании и обучении младшего школьника принадлежит педагогу. Педагог должен всегда являться для учащихся примером нравственности.

Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.

На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

В нравственном воспитании младших школьников следует учитывать, что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер.

Это создает благоприятное эмоциональное состояние школьника в коллективе, что является одним из условий его успешного нравственного развития.

Формирование нравственного опыта школьников не может быть ограничено только их учебной деятельностью. Становление и развитие личности предполагает ее активное участие в общественно-полезном труде, как важнейшей жизненной необходимости, во внеурочной и внеклассной деятельности, различных кружках, секциях, студиях, клубах по интересам.

2.2. Формы и методы нравственного воспитания младшего школьника.

Содержание нравственного воспитания обеспечивается путем различных форм и методов.

Под «формой» понимается внешнее выражение какого-либо содержания. «Форма воспитательной работы» - это способ организации и выражения содержания воспитательного процесса.

Виды форм воспитательной работы.

Классификация Е. В. Титовой.

Мероприятия - это занятия, события, ситуации, организованные педагогами в соответствии с целью и задачами воспитательной деятельности.

Дела - общая деятельность, важные события, осуществляемые членами какого-либо коллектива.

Игры – это воображаемая или реальная деятельность, организуемая в коллективе с целью отдыха, развлечения, обучения.

По времени проведения :

-кратковременные

-продолжительные

-традиционные.

По видам деятельности:

-учебные

-трудовые

-спортивные

-художественной деятельности.

Классификация форм воспитания взаимосвязаны, но в зависимости от выбранного педагогом подхода одна и та же форма может быть отнесена к той или иной классификации.

Организационные формы часто заимствуются из других непедагогических сфер социальной жизни («олимпиада», КВН, конференции.

- Воспитание ситуацией

- Воспитание игрой

- Воспитание общением

- Воспитание отношениями.

Методы нравственного воспитания :

Метод воспитания - это способ взаимного сотрудничества между воспитателями и воспитанниками для достижения наиболее эффективных результатов воспитания и развития.

Виды методов воспитания

В. А. Караковский.

Основной критерий: ведущее средство воспитания.

- Воспитание словом

- Воспитание делом

- Методы самоопределения личности ребенка

- Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе

Пример – этот метод дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельностьЖизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.

Игровые методы

Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями:

- ролевую игру можно рассматривать как самую точную модель общения, так как она подражает действительности в самых существенных чертах и в ней, как и в жизни переплетается речевое и неречевое поведение партнеров;

- ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана;

действующих лиц и отношений между ними. За каждой репликой мыслится отрезок смоделированной действительности;

Ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях. Она способствует расширению сферы общения.

Диспут (дискуссия) - активное выражение воспитанниками своих мнений, доказательство и отстаивание их при коллективном обсуждении какой-либо проблемы. Этот метод используется в работе со старшеклассниками. В ходе диспута необходимо добиться активности его участников в выражении собственных мнений и уважительного отношения к мнениям других. По результатам диспута нельзя принимать каких бы то ни было решений, не следует осуждать участников за неправильные суждения.

Таким образом, содержание нравственного воспитания обеспечивается путем различных форм и методов. Методы воспитания функционально зависимы от деятельности школьников, которая организуется в двух направлениях: коллективном и личностном.

Заключение

В рамках исследования мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания младшего школьника в воспитательном процессе, рассмотрели сущность, содержание и основные понятия нравственного воспитания, изучили методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников и пришли к следующим выводам:

1. Нравственное воспитание - целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения.

2. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм.

3. Важное значение для нравственного воспитания школьников имеет не только содержание, но и организация учебного процесса. Для этого необходимо деятельность учащихся строить как коллективную.

4. Приоритетная роль в воспитании и обучении младшего школьника принадлежит педагогу. Педагог должен всегда являться для учащихся примером нравственности.

5. Содержание нравственного воспитания обеспечивается путем различных форм и методов. В любой организационной форме педагогический смысл имеет лишь то, что произошло, что изменилось в жизненном мире воспитанника, в его духовном состоянии.

Список использованной литературы.

1. Аверина, Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н. Г. Аверина // Нач. школа. – 2005. - №11. - С. 68-71.

2. Бабаян, А. В. О нравственности и нравственном воспитании / А. В. Бабаян // Педагогика. – 2005. - №2. - С. 67-68.

3. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников : Вопросы теории / Н. И. Болдырев. - М. : Педагогика, 2006.

4. ЖарковскаяЛагодина, Е. Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России / Е. Н. Ладогина. - М. : Просвещение, 2006.

5. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. - М., 2005.

6. Марьенко, И. С. Нравственное становление личности школьника / И. С. Марьенко. - М. : Педагогика, 2009. - 368 с.

7. Пиаже, Э. Психическое развитие младших школьников. / Под ред. В. В. Давыдова. - М., 2005. - 440с.

8. Прихожан, А. М. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников / А. М. Прихожан. - М. : Совершенство, 2003. - 115с.

9. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения / В. А. Сухомлинский. - М., 2003.

10. Титова, Е. В. Если знать, как действовать / Е. В. Титова. - М. : Просвещение, 2003. - 134с.

11. Ушинский, К. Д. О нравственном элементе в воспитании / К. Д. Ушинский. – М. : Просвещение, 2008.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Тараканова Марина Валерьевна, воспитатель, МАДОУ детский сад№1, г. Лысково, Нижегородской области. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе приобщения к русской народной культуре Приобщение детей-дошкольников к традициям русской народной культуры способствует становлению человека, который впоследствии станет порядочным.

Дифференцированный подход в воспитательном процессе детей с ОВЗ Оглавление 1. Актуальность темы 2. Особенности детей с ОВЗ 3. Дифференцированный подход в воспитательном процессе детей с ОВЗ 4. Заключение.

Игра как средство воспитания младшего школьника Игра — это ведущий вид деятельности младших школьников. Именно в игре происходит тренировка многих важных жизненных навыков, формирующихся.

Консультация «Игра в жизни младшего школьника» Игра в жизни младшего школьника Игра является характерным видом деятельности младших школьников. В игре младшего школьника постепенно появляется.

Из опыта работы «Духовно-нравственное воспитание детей 5–7 лет в процессе театрализованной деятельности» Актуальность. В связи с заметными искажениями нравственного сознания подрастающего поколения, социальной незрелостью детей и подростков.

Консультация для родителей «Патриотическое-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста» Задачей патриотизма является формирование любви к Родине. Чувство любви к Родине, как одно из высших нравственных чувств, формируется на.

Отчёт по теме самообразования «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по работе самообразования Яшиной Марины Викторовны, воспитателя младшей группы «Смешарики» Тема: «Нравственное воспитание детей младшего.

Презентация «Психология обучения младшего школьника» Научное направление, исследующее психологические закономерности усвоения знаний, умений и навыков, психологические механизмы научения и.

Нравственное воспитание дошкольников в процессе знакомства с историческими фактами и сведениями «Нравственное воспитание дошкольников в процессе знакомства с историческими фактами и сведениями». Актуальность проблемы, связанные с нравственным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственное воспитание младшего школьника в учебно-воспитательном процессе
Опубликовано: 9 февраля 2019 в 15:30
+112Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственное воспитание младшего школьника в учебно-воспитательном процессе» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Трефилова (УИ 1827547) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД