Юлия Третьякова
Консультация для родителей «О чем плачут дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждая мама знает, что младенец плачет, если испытывает дискомфорт и нуждается в заботе взрослого. Но ребенок растет, и детские слезы становятся выражением разных потребностей.
В психологии слезы соответствуют переживанию негативных эмоций (печаль, но и радость может быть выражена в виде слез, если она сильная. Ребенок плачет : 1) когда испытывает физический дискомфорт, болеет; 2) когда хочет получить желаемое; 3) когда переутомился; 4) когда переживает эмоциональный дискомфорт.
Публикация «Консультация для родителей „О чем плачут дети“» размещена в разделах
Как бы не использовал маленький ребенок слезы, они практически всегда предназначаются для взрослого, для того, чтобы привлечь его внимание. Различение причин плача ребенка позволяет родителю адекватно на них реагировать.
Слезы как проявление физического дискомфорта, болезни являются поводом к обязательному и немедленному реагированию. Но важно помнить, что испытывая недостаток родительского внимания, ребенок легко может симулировать болезнь или болезненное состояние, чтобы получить родительскую заботу и любовь.
Слезы как способ достичь желаемого: получить игрушку, доступ к запрещенным вещам, телефон и пр. – часто используются детьми. Родитель испытывает естественное желание: обеспечить ребенку эмоциональный комфорт, удовлетворив его потребность. Но если такая позиция преобладает, то ребенок научается манипулировать родителями, у него не формируется понимание «можно» и «нельзя». Поэтому родителю необходимо в спокойной доброжелательной форме объяснить ребенку, что его потребность не может быть удовлетворена и почему.
У детей нервная система функционирует иначе, чем взрослых. Утомление вызывает у ребенка повышенную возбудимость, капризы, сопровождающиеся слезами. В таких случаях следует обеспечить спокойную обстановку, убрать все яркие, громкие раздражители (выключить мультфильмы, проветрить помещение. Успокоить ребенка поможет купание, поглаживания, массирующие движения, обнимания, игры в сухом бассейне, пальчиковые игры.
Переживание ребенком эмоционального дискомфорта связано с различными ситуациями в межличностном общении, поведении. Плач ребенка можно услышать при расставании с матерью, испуге, проявлении протеста против каких-либо действий взрослого. Следует отметить, что периодическое переживание негативных эмоций при преобладании положительного настроения является нормой. Это положительно сказывается на эмоциональном развитии, т. к. в нашей жизни постоянно есть ситуации, вызывающие огорчения, обиду, а не только радость. Если ребенок переживал негативные эмоции, и получил эмоциональную поддержку со стороны взрослого, то он научиться понимать состояние другого и проявлять заботу о другом. Итак, в ситуации переживания эмоционального дискомфорта взрослый оказывает эмоциональную поддержку, особенно, если ребенок уже научился понимать речь взрослого, переключает внимание ребенка на что-либо другое с целью отвлечь.
В идеале мама, реагируя на слезу ребенка, по какой причине они бы не возникали, должна проявлять спокойствие. С одной стороны, это демонстрация ребенку того, что мама компетентна и способна решить проблему, обеспечить ребенку безопасность и комфорт. С другой стороны, это не позволяет ребенку подметить тревожную реакцию матери на его слезы, и в дальнейшем использовать их для манипуляции.
Итак, детские слезы и реакция родителя на них должны быть основаны на:
• понимании причин детских слез;
• стремлении научить ребенка справляться с негативными эмоциями;
• осознании важности переживания ребенком разных эмоциональных состояний.