Лучший педагог года

О некоторых вопросах всестороннего развития детей в процессе вокально-хоровой работы

Ирина Рамазанова
О некоторых вопросах всестороннего развития детей в процессе вокально-хоровой работы

Рамазанова И. Р.

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ

Одна из актуальных проблем музыкального образования

в современном мире – это раскрытие творческого потенциала детей. Развитие и воспитание учащихся, которые являются основной задачей современной педагогики, требуют от педагога-музыканта творческого подхода к поиску путей ее решения.

Публикация «О некоторых вопросах всестороннего развития детей в процессе вокально-хоровой работы» размещена в разделах

К воспитанию надо подходить, как к искусству. В своих трудах выдающийся советский педагог-новатор В. А. Сухомлинский говорил, о том, что музыкальное воспитание – это, прежде всего воспитание человека,

а не воспитание музыканта [5].

В работах многих педагогов-музыкантов говорится о том, что хоровое пение имеет особое значение для развития творческого потенциала учащихся. Педагог-хормейстер Ю. Б. Алиев в своей работе «Пение на уроках музыки» писал: «Музыкальные ценности, приобретенные в процессе приобщения ученика к хоровому пению, часто остаются достоянием его внутреннего мира на всю жизнь» [1; 101].

Г. П. Сергеева говорит о хоровом пении, как о многофункциональном развитии : память, речь, слух, эмоциональный отклик на различные явления жизни, аналитические умения, умения и навыки коллективной деятельности и др. [4].

Б. С. Рачина в работе «Технологии и методики обучения музыке

в общеобразовательной школе» уделяет большое внимание хоровому пению. По ее мнению «Хоровое пение – активная форма музыкальной деятельности, в которую включены все важнейшие психофизиологические системы человека, что определяет огромные возможности этого вида искусства

в процессе духовного формирования личности» [3; 103].

Говоря о хоровом пении, как о средстве всестороннего развития ребенка, следует отметить, что в результате музыкальных занятий происходит:

музыкальное развитие;

умственное развитие;

физическое развитие;

эстетическое развитие.

В плане музыкального развития хоровое пение создает интонационно-ритмическую базу, формирует слуховые представления, способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов.

Хоровое пение влияет на умственное развитие, формируя мышление, внимание, память, воображение.

Следует отметить, что в процессе занятий хоровым пением совершенствуется физическое развитие детей : формируются дыхательные функции, развивается координация движений, улучшается осанка, что

в конечном итоге благоприятно влияет на общее состояние здоровья ребенка.

Многие дети впервые знакомятся с хоровым искусством

в общеобразовательной школе. Хоровое пение в школе способствует укреплению межпредметных связей, так как включает в себя знания разных областей, и, прежде всего, следует отметить взаимосвязь музыки и литературы. В хоровом искусстве особое значение имеет не только музыкальная основа, но и литературная составляющая, так как в содержание хоровой партитуры включено слово. Хоровой деятель А. Егоров писал: «Хоровой коллектив а капелла – это своеобразный вокальный оркестр, который на основе синтеза музыки и слова передает своими богатыми вокальными красками идейно-художественные образы музыкального произведения» [2; 6]. Основная цель композитора и писателя создать произведение, чтобы передать свои переживания и чувства, свое видение жизни.

Хочется так же отметить связь хорового пения с изобразительным искусством. Даже существуют выражения «музыкальная живопись»

и «живописная музыка». Говоря о произведениях изобразительного искусства, часто употребляют выражение цветовая гамма, а рассуждая

о музыкальных произведениях звуковая палитра. Любой рисунок

в изобразительном искусстве, как и мелодическая линия в хоровом пении, несет в себе характерную интонацию. На уроках музыки часто используется метод иллюстрирования музыкальных сочинений, так как плавные линии рисунка, как и плавная линия мелодии, передают мягкость, покой, нежность. Ниспадающие, нисходящие – это линии успокоения или грусти. Восходящие, взлетающие олицетворяют радость, свет, энергию. Соединение разных мелодий, интонаций, линий рисунка влечет за собой напряженность, драматизм образа. Это говорит о близости и взаимопроникновении данных видов искусства.

Обращая внимание на использование межпредметных связей

в процессе вокально-хоровой работы с детьми в общеобразовательной школе, следует отметить и тот факт, что музыка тесно связана с таким предметом, как математика. И там, и тут на первых ролях находятся числовые связи и их соотношения. Ладовые построения фраз, аккордовые и интервальные соотношения, метроритмические компоненты звучности, сама форма

и структура музыкальных произведений: все это тесно связано

с процессом арифметических вычислений. Можно смело сказать, что

в результате музыкальных занятий и в частности вокально-хоровой работы, ребенок постигает математические основы.

Все вышеизложенное позволяет нам сказать, что хоровое пение – это прекрасная психологическая, нравственная, умственная и эстетическая среда для развития детей. Занятие хоровым пением является действенным способом всестороннего развития детей, в процессе которого осуществляется не только их вокально-хоровое развитие, но и происходит углубление знаний литературы, изобразительного искусства, математики, совершенствование физической культуры и укрепление здоровья ребенка.

Список литературы:

1. Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки. Конспекты уроков. Репертуар. Методика. – М., 2005.

2. Егоров А. Теория и практика работы с хором. – М. -Л., 1951.

3. Рачина Б. С. Технологии и методика обучения музыке

в общеобразовательной школе. – СПб., 2007.

4. Сергеева Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания

в начальной школе. – М., 2000.

5. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Изд. 4. – Киев, 1973.

Публикации по теме:

Обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Презентация. Презентация состоит из семи слайдов, включающих в себя обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста: 1. Основные.

Проект «Чудесный огород» Актуальность темы: - Познакомить детей с овощами: редис, шпинат, лук, салат и зелень. - Научить правильно высаживать рассаду овощных культур.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
О некоторых вопросах всестороннего развития детей в процессе вокально-хоровой работы
Опубликовано: 6 декабря 2014 в 16:45
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД