Тюльтина
Об эмоциональном интеллекте в работе со старшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня тема «эмоциональный интеллект»- это тренд. Множество ученых, педагогов и психологов говорят о нем, как о ведущем навыке будущего. Я постараюсь в этой статье обобщить свои наблюдения, знания и опыт других в этой области и поделиться, опираясь на исследования Куракиной О. А,Субботиной Л. М. и Казаковой Е. И.
В каком возрасте эмоциональное общение ребенка является ведущей деятельностью? От одного года. (концепция Эльконина). Что это значит? Это значит что далее, на протяжении всего раннего и дошкольного детства эмоциональное общение может стать эмоциональным интеллектом, как ведущим навыком, ценным в будущем.
Публикация «Об эмоциональном интеллекте в работе со старшими дошкольниками» размещена в разделах
Навыком, интегративной способностью личности, проявляющейся в иденификации, осмыслении, регуляции эмоций, в использовании эмоциональной информации в качестве основы для мышления и принятия решений.
Направленность внимания ребенка к миру взрослых, миру своих и чужих эмоций, ориентация ребенка на другого в своей деятельности –это очень сложный и важный процесс. Я постараюсь обозначить основные точки контакта со сферой эмоционального интеллекта в психолого- педагогическом процессе.
Социализация
Мотивация,игра
Гендерное воспитание
Рефлексия
Взаимодействие с родителями
Взаимодействие педагогов
Готовность к школе видится мне как итог социализации в детском саду. Социализация и эмоциональное развитие старшего дошкольника может рассматриваться как ориентация на другого. Неэффективность социализации проявляется у ребенка, подготовленного к школе в когнитивном развитии, который не умеет выстраивать сотрудничество и отношения, у которого развитие эмоционального интеллекта подменено формированием морально - стереотипического поведения.
Говоря о мотивации ребенка в обучении, воспитании и развитии сегодня наблюдается тенденция
к снижению у детей интереса, отсутствии мотивации. Многие родители говорят, что дети разучились играть, им ничего не интересно и скучно. На моих глазах происходит стремительное обесценивание информации, вследствие чего, дети уже очень рано увлекаются компьютерной игрой. В ней нет полноценного сюжета и воображаемой ситуации. Эту ситуацию придумал не сам ребенок, а автор игры. В такой игре нет места импровизации и творчеству, а значит нет полноценных переживаний, сопереживаний. Ведь понятно, что эмоциональный компонент в мотивации дошкольника играет первостепенную роль, а критерием качества игры даже в области когнитивного развития, где казалось бы происходит понимание событий, все равно остаются радостные и горящие глаза ребенка.
Девочки,по моим наблюдениям изначально более внимательны к эмоциональным состояниям других людей, и решают конфликты через анализ ситуации. Мальчики решают конфликты быстрее, коллективно и физически, иногда через агрессию (драку).В исследовании Куракиной А. О. я нашла информацию в том, что в последнее время происходят обратные процессы, уровень эмоционального интеллекта у мальчиков выше, при внешней меньшей эмоциональности. Автор связывает эту проблему в низком участии мужчин в воспитании мальчиков.
В конце каждого занятия, а иногда и отдельного компонента проходит рефлексия. В условиях личностно – ориентированного подхода хочется спросить каждого ребенка, что ему понравилось, запомнилось, произвело впечатление. Очень важно, на самом простом уровне применять методы вербализации эмоций, помочь ребенку отрефлексировать полярные эмоции, направлять на осознание эмоций и чувств себя и других. В качестве метода для развития эмоционального интеллекта можно пробовать после рефлексии своих эмоций предложить ребенку вербализовать эмоции другого ребенка, который был вовлечен в яркую индивидуальную деятельность. В работе в парах, тройках можно давать установку на децентрацию.
Эмоциональная децентрация (от лат. de – отрицательная приставка + centrum – центр круга) – способность отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способность к восприятию чувств и эмоционального состояния другого человека.
Эта модель Субботиной Л. М. показывает структуру эмоционального интеллекта, его компоненты. На когнитивном уровне у ребенка развивается оценка событий и переживаний, суждение и коррекция переживаний. На поведенческом уровне развивается способность к саморегуляции и вербализации эмоций. Эмоциональный компонент представляет собой чувственный аппарат, который ориентирует ребенка в ценности того, с чем он соприкасается.
На начальном работы в развитии эмоционального интеллекта у старших дошкольников Куракина А. О. рекомендует выполнять задачи ориентированные на знакомство детей с базовыми эмоциями, обучение, их вербальному и невербальному выражению через ролевые образы; освоение понятийного содержания слов, обозначающих эмоции, переживания, оттенки настроений, их соотнесённости с определённым состоянием человека, сказочного персонажа, ролевого образа;
Далее можно переходить к решению задач на осознание и понимание детьми собственных эмоций и других людей; обогащение представлений детей об эмпатии как проявлении сочувствия, сопереживания и содействия.
Поле решения задач можно расширить до формирования у детей навыков вербального и невербального продуктивного взаимодействия с окружающими, обмена ролями партнеров по общению, оценку эмоций и принятие позиции другого; моделирования эмоционально значимых ситуаций, стимулирующих детей к пониманию причин эмоциональных проявлений участников и выбор оптимальных способов поведения; обучения способам вербального и невербального «поглаживания»; овладения механизмами идентификации, интеллектуальной и личностной рефлексии в ситуациях межличностного взаимодействия. обучения детей эмоциональному проживанию игровой ситуации различного модального содержания (радостного, печального и т. д., произвольному опосредованному выражению эмоций, открытому проявлению эмоций социально приемлемыми способами, конструктивным способам управления собственным поведением и эмоциональным состоянием; овладения навыками самоконтроля и саморегуляции; вовлечения в ситуации самостоятельного принятия решения.
В понимании, что же такое эмоциональный интеллект, поможет выделение двух главных концептов: «Я» и «Другой». И в этом отношении цивилизационное развитие далеко не продвинулось. Все уже было обозначено две тысячи лет тому назад в герменевтической формуле «Возлюби ближнего своего как самого себя», «Относись в к другим так, как хотел бы чтобы относились к тебе». Это для взрослых. Ведь зачастую взрослым самим не хватает навыка эмоционального интеллекта, чтобы общаться с детьми. Поэтому основной задачей психолого- педагогического процесса в сфере эмоционального интеллекта является повышение уровня компетенций в области эмоционального у родителей и самих педагогов.
Рекомендуемая литература.
1. Тей, А. Логический подход к эмоциональному интеллекту / А. Тей, П. Грибомон, и др. - М. : Мир, 2010.
2. Смолин, Д. В. Введение в эмоциональный интеллект : Конспект лекций / Д. В. Смолин. - М. : ФИЗМАТЛИТ, 2014.
3. Ковалец, И. В. Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере / И. В. Ковалец. - М. : Владос, 2013. .
4. Кетс де Врис Манфред Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта / Кетс де Врис Манфред. - М. : Альпина Паблишер, 2013.
5. Хлевная, Е. А. Джинн, который всегда с тобой. Эмоциональный интеллект в бизнесе.
6. Цветкова, Л. С. Мозг и интеллект / Л. С. Цветкова. - М. : Просвещение, Учебная литература, 2015.
7. Андреева, И. Н. Азбука эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева. - М. : БХВ-Петербург, 2012.
8. Древаль, А. В. Интеллект XXX / А. В. Древаль. - М. : Торус Пресс, 2015.
9. Хлевная, Е. Где твоя волшебная кнопка? Как развивать эмоциональный интеллект / Е. Хлевная, Л. Южанинова. - М. : Питер, 2013
10. Нгуен М. А. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника / Нгуен М. А. // Ребёнок в детском саду. 2008.