Обеспечение преемственности целей, задач и содержания коррекционного образования в рамках образовательных программ

Альвухина Татьяна
Обеспечение преемственности целей, задач и содержания коррекционного образования в рамках образовательных программ

Обеспечение преемственности целей, задач и содержания

коррекционного образования в рамках образовательных программ дошкольного и начального школьного образования.

Прежде чем начать раскрывать данную проблему, давайте сначала ответим на следующие вопросы: что такое же речевое развитие? Для чего нам так необходимо добиваться речи без речевых нарушений? В чем же заключает работа учителя-логопеда? И, наконец, в чем же заключается взаимосвязь и преемственность дошкольного и начального общего образования?

Уровень развития речевой готовности ребенка является одним из важных составляющих общей готовности к школе. И особенно это важно для детей с нарушениями речи, с которыми я и работаю.

Проблемы интегрированного обучения детей с речевыми нарушениями освещаются недостаточно. Часть выпускников логопедических детских садов, интегрированных в массовую школу, испытывают значительные трудности в овладении процессами чтения и письма. Кроме того, дефицит концентрации памяти и внимания, низкая работоспособность, быстрая утомляемость затрудняют обучение по основным предметам. Поэтому, проблема подготовки к интегрированному обучению детей с речевыми нарушениями в условиях логопедического детского сада занимает одно из важнейших мест в современной логопедии, а содержание понятия “готовности к школьному обучению” является одним из актуальных.

Группы для детей с нарушением речи функционируют в нашем дошкольном учреждении с 2001года.

Организация коррекционного процесса строится согласно имеющимся нормативно-правовым документам в области образования и Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №51», в основу которой положены:

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития у детей Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова.

Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.

Рабочая программа учителя-логопеда «В царстве звуков».

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В связи с этим, для получения общего образования детьми с ОВЗ в нашем дошкольном учреждении, ПМПк ДОУ начал работу по составлению соответствующей адаптированной основной общеобразовательной программы (отдельным документам) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей. Первый этап данной работы заключается в проведении мониторинга материально-технических условий реализации адаптированной образовательной программы:

- средства воспитания и обучения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

- оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной среды;

- материально-техническое обеспечение программы (учебно-методической комплект, оборудование, оснащение).

Основной документ, который содержит гигиенические требования к организации данной работы – это новые «Санитарно-эпидемиологические правила, нормативы и требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13; начало действия документа – 30.07.2013, в которых говорится: «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов в случае их пребывания в учреждении…». Нормы СанПиН 2.4.1.3049-13 распространяются на все дошкольные учреждения, независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Следующим этапом составления адаптированной программы будет составление и определение содержательной ее части, которая будет зависеть от контингента детей направленных в наше учреждение по протоколам ПМПК:

- углубленное психолого-педагогическое обследование всех сфер деятельности детей данной категории, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, речевого развития, интеллектуального развития.

- проектирование, разработка и утверждение образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида. Где учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, рекомендации ПМПК, ПМПк ДОУ, ожидания родителей, четко формулируются цели и задачи индивидуальной образовательной программы (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов и т. д.).

- разработка специалистами ДОУ индивидуальных образовательных маршрутов для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая общеобразовательную программу ДОУ. Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения.

Таким образом, дети, поступающие в группы с речевыми нарушениями, получают полное психолого-медико-педагогическое сопровождение на весь срок обучения, что помогает на более качественном уровне усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.

Мы поддерживаем тесный контакт с учителями начальных классов СОШ №8. Ежегодно нами проводятся различные мероприятия по преемственности:

• Обследование выпускников логопедических групп с использованием речевой диагностики Т. А. Фотековой, заполнение «карточки по выпуску» (в условиях детского сада);

• Индивидуальное и групповое консультирование родителей по результатам речевого обследования и готовности ребенка к школе;

• Посещение итоговых логопедических и комплексных занятий, выпускных праздников для воспитанников логопедических групп детского сада родителями, учителями начальных классов;

• Выступление на родительском собрании учителей начальных классов по теме «Речевая подготовка ребёнка к школе» (в условиях школы).

• Ознакомление родителей с «Методическими рекомендациями по подготовке к школьному обучению» (оформление стендов).

• Обсуждение с учителями начальных классов основных направлений коррекционной работы с выпускниками, которые нуждаются в продолжение коррекционных занятий, уточнений индивидуальных и психологических особенностей этих детей.

Совместная работа приводит к положительным результатам:

• Так как дети знакомятся с учителями начальных классов до поступления в школу, знакомятся с общими представлениями о жизни школы, мы наблюдаем более мягкое прохождение периода адаптации у ребенка в первом классе;

• Мотивация детей на дальнейшее школьное обучение приводит к более успешному выполнению работ по постановке звуков и коррекции речи в стенах ДОУ;

• Своевременное выявление детей с нарушениями речи в дошкольном возрасте обеспечивает максимальный охват детей, нуждающихся в помощи логопеда;

• Тесная взаимосвязь с учителями начальных классов дает возможность отслеживания результатов обучения бывших воспитанников логопедических групп, в школе в течение четырех лет с целью совершенствования коррекционной работы.

Например, за период 2011 – 2013 г. выпущено 35 воспитанников из групп для детей с нарушением речи:

- 1 ребенок продолжил обучение в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

- 5 детей успешно проходят обучение в гимназиях и лицеях города.

- 29 детей являются учениками СОШ №8. Так как в школе нет учителей-логопедов, к сожалению, мы не можем предоставить конкретные данные по выявлению дальнейших логопедических трудностей данного контингента детей. Мы можем лишь проанализировать их успеваемость по основным предметам. Около 64% наших выпускников усваивают общеобразовательную программу начальной школы на оценки «4», «5», некоторые дети успешно занимаются в школьном театральном кружке, и около 36% детей - имеют удовлетворительные оценки. То есть, у некоторых наших детей возникают сложности в усвоении общеобразовательной программы начальной школы и существует необходимость продолжения логопедической коррекции.

Учителя начальных классов так же указывают на неохваченность значительной части детей целенаправленной дошкольной подготовкой в логопедическом плане, что приводит к резкому снижению успеваемости.

Проанализировав данную ситуацию, мы пришли к выводу о неосведомленности родителей в вопросе оказания коррекционной помощи детям с ОВЗ. Родители либо не знают о проблемах своих детей, либо не владеют информацией о том, где и как получить необходимую помощь. И это действительно так. В настоящее время, все группы компенсирующей направленности (для детей с нарушением ОДА, зрения, речи) комплектуются по направлениям ПМПК. Работа ПМПК по обследованию детей осуществляется в апреле-мае по запросу родителей. В лучшей ситуации находятся родители, дети которых посещают детские сады комбинированного вида, где работают специалисты. Именно они выявляют детей с ОВЗ и направляют детей на ПМПК. Родителям детей, посещающих обычные дошкольные учреждения, приходится самостоятельно выявлять проблемы своего ребенка, отслеживать начало работы ПМПК и записывать ребенка на проведение обследования, собирать необходимый пакет документов и по результатам обследования переводить ребенка в специализированный детский сад или искать альтернативную помощь (ДОЦ, частные специалисты и иное). К сожалению, таких родителей очень мало.

Выход из данной ситуации можно найти в создании сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями отдельного микрорайона. Своевременное выявление детей с ОВЗ, оказание консультативной помощи специалистов родителям в воспитании детей, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития позволит обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка.

Таким образом, проблема преемственности в работе детского сада и школы продолжает оставаться актуальной, и для ее разрешения необходимо продолжать тесное сотрудничество в педагогическом сообществе детских садов и школ.

Публикации по теме:

Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации Фгост и ФГТОсуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации Фгост и ФГТ В марте 2013 года ВИПКРО выпустил сборник "Инновации в дошкольном образовании", в котором опубликована статья Антоновой Н. Г. и Горенец Н. С.

Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школойПреемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой Во второй половине дошкольного детства ребенок уже психологически готов, если не к школе, то, во всяком случае к «деятельности учения».

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Обеспечение преемственности целей, задач и содержания коррекционного образования в рамках образовательных программ
Опубликовано: 5 октября 2014 в 19:47
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Фомин день. Хороводные игры на МААМ

Всем нам известно выражение «Фома неверующий». 19 октября отмечается день памяти того самого человека, который на века остался в разговорном языке. Праздник народного календаря Фомин день был завершением...

19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

Конспект прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за грибами на дереве»
Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о грибах, правилах поведения в природе. Ход наблюдения На деревьях я...
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи в...
Дидактическая игра «Детский мир» Задачи: 1. Познакомить детей с термином «слово» 2. Расширять представление о многообразии слов 3. Учить вслушиваться в...
Презентация на тему «Актуальность взаимодействия учителя-логопеда и...
С введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов решение задач развития детей предусматривается в четырех образовательных областях:...