Папки-передвижки

Обеспечение психологически безопасной и комфортной среды в ДОУ.

Юлия Филимонова
Обеспечение психологически безопасной и комфортной среды в ДОУ.

Обеспечение психологически безопасной и комфортной среды в ДОУ.

Психологическая безопасность образовательного процесса - это состояние психологической защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и отношению к самому себе. Очевидно, что психологическая безопасность - важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления психологического здоровья, психол. здоровье, в свою очередь, - основа жизнедеятельности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: Можно выделить три основных этапа (во время пребывания в д/с) влияющих на его психологическое здоровье, и упущение которых, нами взрослыми, ведет к развитию негативных проблем у ребенка

Публикация «Обеспечение психологически безопасной и комфортной среды в ДОУ,» размещена в разделах

1. Адаптационный период

2. Эмоционально-личностное развитие (как основа понимания внутреннего мира малыша, его психического состояния его возможные перспективы)

3. Подготовка в школу и профилактика поведения.

Поэтому в ДОУ необходимо внедрять целенаправленную систему работы по сохранению и укреплению психологического здоровья. Неблагоприятными факторами в данном случае являются:

• Разного рода нестабильности (экономические, политические и т. д.)

• Изменения социального статуса и благосостояния людей

• Возрастающий информационный поток,который очень вредит хрупкой душе ребенка.

Педагоги Доу отмечают, что, например, потускнела сюжетно-ролевая игра, распались многие социо - культурные механизмы, дефицит общения со сверстниками, и внедрение раннего развития.

Доктор психологических наук И. А. Дубровина выделяет три уровня психологического здоровья

Созидательный уровень-это те дети, которые не нуждаются в психологической помощи, адаптированы к изменяющейся среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций. Это идеальный ребенок - редко встречается в ДОУ.

Адаптивный уровень-большинство благополучных детей, в целом адаптированных к обществу, но у них появляются отдельные признаки дезадаптации в виде повышенной тревожности. Эти дети нуждаются в групповых занятиях профилактически-развивающей направленности.

Третий, низкий уровень-это дети неспособны к гармоничному взаимодействию, проявляют зависимость от внешних факторов, не владеют механизмом защиты, не готовы к самоизменению в соответствии с окружающим миром. Проявляется в виде нарушения форм поведения, конфликтах, в кризисах дома и ДОУ. В эту же группу входят дети, которые приспособились, в ущерб собственным потребностям и интересам. Это тихие примерные дети, не приносящие проблем ни родителям, ни педагогам, и крайне редко кто-то из взрослых замечает у них стойкий эмоциональный дискомфорт.

Детям первой группы – достаточно развивающей работы с учетом зоны ближайшего развития, второй группе – целенаправленная психопрофилактическая помощь с использованием групповой работы. Детям третей категории - индивидуальная коррекционная помощь.

Очевидно, что ДОУ должен стать тем местом, той питательной средой, где формируются успешные, счастливые и здоровые дети, а для этого образовательное учреждение должно стать территорией безусловной психологической безопасности.

Основные компоненты структуры психобезопасной среды : Система организации режима жизнедеятельности (режим дня эффективный и гибкий; создание предметно-развивающей среды, организация образовательного процесса.)

система организации межличностных отношении в ДОУ (влияние педагога на развитие личности, психологический климат в коллективе, климат в пед. коллективе (мотивация на работу, атмосфера и т. д.)

Образовательная среда составляет основу жизнеспособности любого сообщества и потому важность изучения, моделирования и проектирования среды, где происходит воспитание и формирование личности, где все ее участники могут чувствовать защищенность и удовлетворенность основных потребностей, выходит на первое место в связи с необходимостью создания условий и воспитания подрастающего поколения, которое в ближайшем будущем составит основу общества. Создание и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде может способствовать профессиональному развитию ее участников и выступать профилактикой асоциального и уголовного поведения.

Уголок психологической разгрузки в группах детского сада – это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность. Пребывание в таком уголке снимает стресс, улучшает психофизическое состояние. В таких уголках используется специальное световое оборудование, сухие бассейны, создается уникальная мягкая среда.

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ С вступлением в силу нового закона «Об образовании в Российской Федерации», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС дошкольного.

Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды Стратегическим курсом модернизации образования в современных условиях является его гуманизация, которая предполагает обновление содержания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обеспечение психологически безопасной и комфортной среды в ДОУ.
Опубликовано: 26 февраля 2015 в 21:58
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД