МААМ-картинки

Обеспечение социально-психологического благополучия в процессе игротерапии

Татьяна Лисина
Обеспечение социально-психологического благополучия в процессе игротерапии
▼ Скачать + Заказать документы

Игровая терапия – это практический метод психологической коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств с использованием игры. Потребность в игре и способность включатся в игру не связаны с возрастом человека. Но для ребенка игра является основным видом деятельности и формой познания окружающего мира.

Публикация «Обеспечение социально-психологического благополучия в процессе игротерапии» размещена в разделах

Игровая терапия представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на собственных условиях последнего, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми. В настоящее время сфера применения игротерапии значительно расширилась.

Франк подчеркивал, что игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования организаций в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах и людях. В этой связи представляется необходимым подчеркнуть различие между понятиями: «обучающая функция игры» и «обучающие (развивающе-направленные) игры». Детей не нужно учить играть, не нужно заставлять их играть. Дети играют спонтанно, не преследуя каких-то определенных целей. И научение, т. е. приобретение разнообразного опыта, происходит постепенно и незаметно в процессе игры. А когда мы стремимся быстрее развить у ребенка ассоциативное и абстрактно-логическое мышление, эрудированность, придумываем специальные техники, методики, называя их играми, пытаясь воздействовать на ребенка с целью его обучения и воспитания, мы, таким образом, блокируем его эмоциональность. Его душевное состояние, психическое развитие, самооценка и формирование системы взаимоотношений остаются вне сферы внимания. Такой обучающий подход ничего общего с групповой игротерапией не имеет.

Игротерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Главным критерием предпочтения групповой игротерапии является наличие социальной потребности личности в общении. Если социальная потребность у личности отсутствует, встает особая задача формирования потребности в социальном общении, которая может оптимально решена в форме индивидуальной игротерапии. Если социальная потребность уже сформирована, то наилучшей формой коррекции личностных нарушений общения будет групповая игротерапия.

Групповая игротерапия призвана : помочь личности осознать свое реальное «Я», повысить его самооценку и развить потенциальные возможности, отрегулировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить беспокойство и чувство вины.

В процессе взаимодействия участники группы помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений, приобрести опыт построения отношений с другими людьми во взаимно удовлетворяющей манере.

Групповая игротерапия призвана : помочь ребенку осознать свое реальное «Я», повысить его самооценку и развить потенциальные возможности, отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить беспокойство и чувство вины.

Индивидуальная игротерапия - это психотерапевтическое воздействие на ребенка игротерапевтом во время совместной игры.

Основными целями индивидуальной игротерапии являются :

• создание условий для ощущения ребенком своей эффективности (успешности или возможности контролировать окружение или себя);

• создание условий для выражения ребенком своих желаний, взглядов;

• выявление наиболее эффективных модальностей и преобладающего игрового стиля ребенка для формирования оптимальной стратегии его обучения;

• подбор наиболее адекватных игр и оптимальных параметров игрового взаимодействия с ребенком, учитывающих его психологические особенности;

• помощь родителям в налаживании отношений и совершенствовании с ребенком, в понимании и принятии его;

• содействие гармонизации развития личности ребенка, формированию его самостоятельности и уверенности в себе, активности и доброжелательного отношения к людям.

В игротерапии используются как структурированные, так и неструктурированные игры.

К структурированным играм относятся игры в семью (людей и животных, агрессивные, с марионетками (кукольный театр, строительные, выражающие конструктивные и деструктивные намерения.

Структурированный материал провоцирует выражение агрессии (огнестрельное, холодное оружие, прямое выражение желаний (человеческие фигуры, а также коммуникативных действий (игры в телефон, телеграф, поезда, машины). Предполагается, что возраст детей от 4 до 12 лет является оптимальным для применения этого метода.

К неструктурированным играм относятся двигательные игры и упражнения (прыганье, лазание, игры с водой, песком, глиной, группа игр, принадлежащих к фонду арт-терапии (рисование пальцами, кистью, пастелью, цветными карандашами).

К неструктурированному материалу относятся вода, песок, глина, пластилин, с его помощью ребенок может косвенно выражать свои желания. Этот материал способствует также развитию сублимации. В частности, занятия с неструктурированным материалом особенно важны на ранних фазах игротерапии, когда чувства ребенка еще не выделены и не осознаны им. В частности, игры с водой, красками, глиной дают возможность выразить свои чувства в ненаправленной форме и испытать чувство достижения.

Дальнейшая динамика смены игр в процессе игротерапии подводит ребенка к структурированным играм, открывающим пути для выражения чувств и переживаний ребенка, в том числе агрессивных, в прямой директивной форме социально приемлемыми способами.

Данные игры-упражнения составлены с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Для достижения положительного результат рекомендуемое количество детей в коррекционной группе 7-10 человек

Ручеек

Цель: создание веселого и жизнерадостного настроения.

Описание: из пар стоящих друг за другом с поднятыми и сцепленными руками, образуется коридор. Игрок проходит под сцепленными руками, ищет себе пару и идет в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка».

В магазине зеркал

Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона.

Описание: ведущий показывает движения, которые за ним в точности

должны повторять все игроки.

Пожалуйста

Цель: развитие произвольного внимания.

Описание: каждый ученик должен выполнять движения в соответствии с командами взрослого, если было произнесено слово «пожалуйста».

Пример команд: присесть; наклониться вперед; вытянуть руки вперед; согнуть правую ногу; руки развести в стороны; сесть на пол и т. д.

Примечание: без слова «пожалуйста» движения не выполняются.

Угадай, какое слово

Цель: развитие слухового внимания и звукобуквенный анализ.

Оборудование: список названий предметов.

Описание: ведущий называет слова по отдельным звукам, ребенок:

1. отгадывает, какое это слово.

2. находит картинку с предметом, который обозначает это слово или показывает этот предмет в комнате, на улице.

Например: д-о-с-к-а

п-е-н-а-л

п-о-л-о-т-е-н-ц-е

п-р-о-с-т-ы-н-я

Назови последний звук в слове

Цель: развитие слухового внимания, объема внимания.

Описание: ученикам предлагается назвать последний звук в слове. Из лих звуков составь

новое слово.

1. иду, мотор, сверло, молоток.

2. дом, ведро, базар, поле.

3. столб, цифра, банан, вишня.

Испорченный телефон

Цель: развитие слухового внимания.

Описание: дети сидят в ряд. Ведущий произносит на ухо рядом сидящему игроку какое-либо слово, тот его передает следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово правильно, значит, телефон исправлен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего, какое они услышали слово. Так узнают, какой игрок напутал, «испорченный телефон» : «Провинившийся занимает мест последнего игрока».

Исключение лишнего

Цель: развитие слухового внимания, объема внимания, мышления.

Оборудование: список нескольких рядов слов.

Описание: ученикам предлагается записать лишнее слово из ряда слов. В выписанных словах выделить лишнее:

1. мак, ромашка, роза, лук,

чашка, блюдце, суп, тарелка яблоко, персик, огурец, груша

2. помидор, баклажан, перец, слива клубника, груша, земляника, малина дочь, сын, отец, человек

3. туфли, носки, чулки, гольфы жук, рыба, муравей, бабочка майка, сапоги, пальто, рубашка.

Слушай внимательно!

Цель: развитие слухового внимания.

Описание: ученикам предлагается хлопнуть в ладоши, когда услышат

слово, обозначающее предмет (существительное).

Примечание. Список слов: маска, рыжая, делать, рука, дождь, ветка, хлещет, бежит, окно, белое, лететь, небо, птица, чертить, клеить, золотая, линейка, парта, светить, играть, писать, стол, чемодан.

Четыре стихии

Цель: развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

Описание: играющие выполняют движения в соответствии со словами: «земля» - руки вниз, «вода» - вытянуть руки вперед, «огонь» - произвести вращение руками над головой. Кто ошибется, считается проигравшим.

Нарисуй круг и треугольник

Цель: тренировка и распределение внимания.

Оборудование: 2 разноцветных карандаша или ручки. 2 листа бумаги.

Описание: ученик должен рисовать одновременно двумя руками на одном листе круг – одной рукой, треугольник – другой рукой (начинать и заканчивать рисовать обе фигуры одновременно).

Собери открытку

Цель: закрепление умения собирать из частей целое, формирование внимания.

Оборудование: несколько разрезанных открыток.

Описание: ученику необходимо выбрать определённую открытку и собрать её из частей.

Кто поменялся?

Цель: развитие активного внимания.

Описание: учащиеся стоят в шеренге. Водящий смотрит на строй (40-50 сек., затем отворачивается.

РЫБА, РАК, ЛЕБЕДЬ

Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции.

Описание: водящий произносит слова: «Рыба» - дети складывают ладошки перед собой, выполняют ими волнообразные движения, изображая, как плавает рыба, перемещаясь хаотично по помещению.

При команде: «Рак» - пятятся назад.

При команде: «Лебедь» - руки в стороны, делают махальные движения, изображая полет птицы, перемещаясь хаотично по помещенью.

Кто ошибется-выходит из игры.

Публикации по теме:

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие.

Создание психологического уголка в группе Презентация адресована педагогам детских садов. Цель: сохранение психологического здоровья каждого ребенка, обеспечение индивидуального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обеспечение социально-психологического благополучия в процессе игротерапии
Опубликовано: 15 ноября 2013 в 19:25
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обеспечение социально-психологического благополучия в процессе игротерапии» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Лисина (УИ 16471) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД