Папки-передвижки

Обновление содержания и технологий обучения, воспитания в ДОО в условиях реализации ФГОС дои ФОП ДО

Надежда Сергеевна Быкова
Обновление содержания и технологий обучения, воспитания в ДОО в условиях реализации ФГОС дои ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы

Обновление содержания и технологий обучения, воспитания в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО

Быкова Надежда Сергеевна

старший воспитатель

(первая квалификационная категория)

МБДОУ «Тевризский детский сад №4»

С 1 сентября 2023 года все ДОО начали работать по-новому.

Теперь дошколят будут не только развивать, и обучать, но и формировать важные духовные ценности, гражданскую активность и патриотизм.

Публикация «Обновление содержания и технологий обучения, воспитания в ДОО в условиях реализации ФГОС ДОи ФОП ДО» размещена в разделах

В сентябре 2022 года президент подписал изменения в закон «Об образовании». А также заявил, что нужно создать в стране единое образовательное пространство, которое будет учитывать национальное многообразие и духовно-нравственные ценности жителей России. В ноябре утвердили новую Федеральную образовательную программу дошкольного образования — ФОП ДО. В ней указаны базовые требования к объему, содержанию и результатам работы в ДОО: какие методики использовать в процессе обучения и воспитания, сколько времени отводить на те или иные мероприятия, какие навыки должны сформироваться у ребенка к определенному возрасту.

Что касается основного ориентира, то предполагается, что с внедрением ФОП ДО упор будет сделан на воспитание и развитие ребенка как гражданина Российской Федерации, а также на приобщение к духовным и культурным ценностям российского народа.

Что изменилось в программе 2023 года

ОП ДО: 60% часть из Федеральной образовательной программы, оставшиеся 40% часть формируемая участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы, методики, формы организации образовательной работы. Так детские сады могут ориентироваться на специфику национальных, региональных и других условий. При этом авторская часть программы должна соответствовать ФОП ДО по содержанию и планируемым результатам.

Новое, что внесли авторы программы.

Заменили возрастные группы на этапы по году рождения Новая программа предлагает нормативы для каждого дошкольного возраста — год, два, три, четыре и так далее, до поступления в школу. Предполагается, что это поможет точнее адаптировать образовательный процесс к возрастным особенностям детской психики.

Расширили и конкретизировали нормативы и требования для каждого возраста. Речь о пяти образовательных областях: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Теперь для каждой возрастной группы указаны задачи и методы педагогической диагностики, нормативы и результаты работы.

Добавили список литературы, музыки и мультфильмов, которые рекомендуется смотреть и обсуждать с детьми. Для самых маленьких разработчики документа советуют малые формы русского фольклора, русские народные сказки, детскую поэзию и прозу. Это помогает детям погрузиться в мир культуры и истории России, развивать кругозор.

Для дошколят пяти-семи лет в списках анимационных произведений есть как старые мультфильмы — «Мешок яблок», «Крошка Енот», «Маугли», так и современные — например, режиссера Хаяо Миядзаки «Мой сосед Тоторо» и «Рыбка Поньо на утесе». А еще мультсериалы «Смешарики», «Фиксики», «Монсики», «Оранжевая корова» и другие.

Дали перечень основных государственных и народных праздников, которые рекомендуется включать в план воспитательной работы. Наряду с Днем защитника Отечества, Днем Победы и Днем государственного флага РФ дошкольников будут знакомить со следующими праздниками: День российского кино, Международный день художника, День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.

Воспитатели должны рассказывать детям об истории этих праздников и объяснять, кому или чему они посвящены, проводить тематические мероприятия.

Прописали требования к работе с особыми категориями детей. Программа предусматривает поддержку детей с особыми образовательными потребностями через индивидуальные и групповые занятия, развитие навыков и создание инклюзивной среды. Коррекционно-развивающая работа направлена на ребят, обучающихся по индивидуальному плану на основании медицинского заключения, а также детей мигрантов, у которых есть трудности с пониманием русского языка.

Указали требования к образовательному процессу и режиму дня. Речь о продолжительности занятий, сна, прогулок, свободной игры о перерывах на гимнастику, а также о дневной суммарной образовательной нагрузке.

Какие ценности прививают детям

Теперь работа в дошкольных учреждениях строится на принципах и ориентирах, которые учитывают систему ценностей российского народа и соответствуют возрасту детей. Перечислю направления воспитания, которые предусматривает ФОП ДО.

Патриотическое направление. В основе — любовь и уважение к своей стране, малой родине, ощущение принадлежности к своему народу.

Малышам до трех лет будут рассказывать, что такое Родина, учить проявлять привязанность к близким людям, бережно относиться к живому. В детях от шести лет начнут воспитывать патриотические чувства, уважение к Родине, а также к представителям разных национальностей и культур. Познакомят с гимном и Конституцией РФ.

Духовно-нравственное направление основано на таких ценностях, как доброта, забота о других и хорошие поступки. Это помогает детям понимать, что такое правильное и неправильное поведение.

Трехлетних малышей научат проявлять сочувствие и делать добрые дела. К семи годам ребенок должен уметь отличать хорошее от плохого, уважать семейные и общественные ценности. А еще — принимать правильные моральные решения и при необходимости просить совета у взрослых.

Социальное воспитание направлено на формирование доброжелательного отношения к семье, другим людям, развитие навыков сотрудничества, а также культуры поведения.

К трем годам малыш обычно умеет радоваться, когда его хвалят, и грустить, когда его критикуют. Интересуется другими детьми и способен играть с ними без конфликтов. К завершению программы дошкольников научат отвечать за свои действия, уважать различия между людьми, культурно общаться, уметь слушать и взаимодействовать с другими — будь то взрослые или дети.

Познавательное воспитание направлено на развитие у ребенка ценности знаний, помогает осваивать и формировать целостную картину мира. Это развивает в том числе самостоятельность.

К трем годам ребенок любознателен и активен. Его интересует все, что происходит вокруг. В семилетках будут пробуждать интерес к различным формам самовыражения, включая творческие: быть активным и инициативным в учебе, игре и жизни в целом.

Физическое и оздоровительное направление приобщает к здоровому образу жизни. Оно также включает умение заботиться о себе и соблюдать правила безопасности.

Трехлетний ребенок начнет осваивать азы здорового образа жизни, такие как физические упражнения, утренняя гимнастика и личная гигиена. К завершению программы его научат заботиться о своем здоровье и понимать важность физической активности, познакомят с некоторыми видами спорта и заинтересуют подвижными играми.

Трудовое направление помогает формировать ответственность, самостоятельность и стремление приносить пользу людям через труд.

Согласно документу, трехлетнего ребенка воспитатели будут учить поддерживать порядок вокруг себя, стремиться помогать старшим, выполнять доступные ему задачи. Семилетний должен понимать, что труд важен и в семье, и в обществе, а также уважать труд других.

Эстетическое воспитание развивает правильное отношение к красоте в разных проявлениях. Оно воспитывает художественный вкус и обогащает личность ребенка через искусство и красоту окружающего мира.

Трехлетний ребенок должен интересоваться красотой того, что его окружает, а также проявлять способности к разным видам творчества. Выпускник детского сада — воспринимать и чувствовать прекрасное в повседневной жизни, в природе, в поступках других людей и в искусстве.

К числу современных образовательных технологий можно отнести :

• Здоровьесберегающие технологии

Технология проектной деятельности

Технология исследовательской деятельности

Технология ТРИЗ

• Личностно-ориентированная технология

• Цифровые технологии и ИКТ

• Игровая технология

Технология интегрированного занятия

Технология проблемного обучения в детском саду

Технология «Портфолио дошкольника»

Технология «Создание предметно-развивающей среды»

Технология «Социальные акции»

1. Здоровьесберегающие технологии

Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Классификация здоровьесберегающих технологий :

• Медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств – технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ).

• Физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка – технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.).

Технология психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе в ДОУ. Обеспечение социально-психологического благополучия ребёнка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка, направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье).

• Образовательная технология (воспитание культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения).

Обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия, самомассаж, коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастика) и др.

• Педагогическая технология активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методических средств, используемых для педагогических целей.

2. Технология проектной деятельности

Целью проектной деятельности является самостоятельная деятельность дошкольников и совместная с воспитателем младших дошкольников: исследовательская, познавательная, продуктивная. В процессе которой ребёнок активно познаёт окружающий мир, преобразовывает новые знания в реальные продукты, находит различные пути решения проблемных ситуаций, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит ему в дальнейшем, успешно адаптироваться к школе.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П» :

• Проблема;

• Проектирование или планирование;

• Поиск информации;

• Продукт;

• Презентация.

Запомнить просто – пять пальцев руки.

Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

3. Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

деятельности:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

- трудовые поручения, действия.

4. Технология ТРИЗ

Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, которая создана ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

5. Личностно-ориентированная технология

Цель личностно-ориентированных технологий – заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа. Данные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания федеральной образовательной программе дошкольного образования.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

• Гуманно-личностные технологии

Технология сотрудничества

6. Цифровые технологии и ИКТ (Интерактивная технология в ДОУ)

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

• идти в ногу со временем,

• стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

• наставником в выборе компьютерных программ,

• сформировать основы информационной культуры его личности,

• повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Преимущества компьютера:

• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

• движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

• обладает стимулом познавательной активности детей;

• предоставляет возможность индивидуализации обучения;

• в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

• позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

7. Игровая технология (технология имитационного моделирования)

Цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей, главное не менять ребёнка и не переделывать его, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Задача взрослого – достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной на потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка, подобрать средства, которые активизируют деятельность детей и повысят её результативность.

8. Технология интегрированного занятия

Целью интегрированного занятия является разностороннее, осознанное изучение понятия, предмета или явления с помощью комбинации видов деятельности – творческой, художественной, игровой, доступной детям этого возраста

Актуальность использования интегрированных занятий:

• мир, окружающий ребёнка, познается им в многообразии и единстве

• развивает потенциал ребёнка, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, речи, познавательный интерес.

• Интеграция открывает возможности для самореализации, самовыражения, творчества педагогов, раскрытие его способностей.

9. Технология проблемного обучения в детском саду

Суть проблемного обучения в ДОУ заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя раннее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Цель воспитателя – побудить интерес у ребёнка интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить, т. е. формировать у детей самостоятельное активное творческое мышление.

10. Технология «Портфолио дошкольника»

Цель – увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребёнка в широком образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретённые знания и умения. Формирование личности ребёнка.

Авторы структуры портфолио И. Руденко, Л. Орлова, Л. И. Адаменко, Е. Колесникова

Функции портфолио:

• Диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени)

Содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ)

• Рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребёнка) и др.

11. Технология создания предметно-развивающей среды

Новизна работы заключается в том, что предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ, созданная в соответствии с ФГОС ДО, должна способствовать всестороннему развитию ребёнка и его активной позиции. Поэтому целью каждого педагога является создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, с учётом требований ФГОС ДО, позволяющей реализовать содержание федеральной образовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатом е1 усвоения, развитие социальной культуры дошкольника, познавательного интереса, любознательности. Формирование эмоционального благополучия, индивидуальной комфортности.

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитательную, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.

12. Технология «Социальные акции»

Одна из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» - нравственное-воспитание дошкольников. Участие в социальных акциях совместно с родителями способствует формированию у детей фундамента духовно-нравственного воспитания, закладываются представления о понятиях любовь к Родине, доброта, забота, сострадание, ценности семьи, уважение к старшим. Главная цель – формирование у детей отношения к общественной жизни, развитие их гражданской позиции.

Современные технологии обучения, разработанные или заимствованные в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами должны грамотно внедряться в ДОУ. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Стив Джобс сказал: «Заниматься нужно тем, к чему вы относитесь с энтузиазмом. В противном случае вам никогда не хватит сил, чтобы довести дело до конца»

Публикации по теме:

Лэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОСЛэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС «Лэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО». МБДОУ д/с № 27 г. Глазова УР является.

Доклад с презентацией на тему «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО» Слайд 1 Тема нашего сегодняшнего семинара : «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО» Слайд 2 Позитивная социализация.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Космос» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС доИнтерактивное пособие «Лэпбук «Космос» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС до Лэпбук — интерактивное пособие, позволяющее обобщить и систематизировать изучаемые материалы. А поскольку в детском саду рассмотрение вопросов,.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Лето» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС доИнтерактивное пособие «Лэпбук «Лето» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС до Структура образовательного процесса в ДОУ выстроена таким образом, что целый ряд тем, например, времена года, повторяется из года в год.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Осень» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОИнтерактивное пособие «Лэпбук «Осень» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Темы, связанные с изучением зимы, весны, лета и осени, в ДОУ рассматриваются ежегодно. Поэтому педагогу очень важно найти оптимальный способ.

Интерактивное пособие «Лэпбук «ПДД» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС доИнтерактивное пособие «Лэпбук «ПДД» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС до В учебно-воспитательном процессе детского сада изучение правил дорожного движения - ПДД, составляет значительную часть рассмотрения темы,.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Шахматы» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОИнтерактивное пособие «Лэпбук «Шахматы» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Это интерактивное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и является особой формой организации учебного материала.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Вода» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОИнтерактивное пособие «Лэпбук «Вода» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Пособие будет интересно и полезно воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования, родителям для совместной деятельности со своими.

Интерактивное пособие «Лэпбук «ЗОЖ» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС Интерактивное пособие «Лэпбук «ЗОЖ» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС  .

Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима»Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима» Лэпбук "Зима" Воспитатель: Назарова Т. А. Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного образования. Лэпбук «Зима» предназначен.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обновление содержания и технологий обучения, воспитания в ДОО в условиях реализации ФГОС дои ФОП ДО
Опубликовано: 9 февраля 2024 в 13:27
+192Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обновление содержания и технологий обучения, воспитания в ДОО в условиях реализации ФГОС дои ФОП ДО» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Сергеевна Быкова (УИ 185504) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 55.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД