Лилия Хлопчур
Обобщение опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей и использование разнообразных форм организации детской деятельности
Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом.
С. Михалков
Публикация «Обобщение опыта „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации воспитанников на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».
В современных условиях нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является наиболее актуальной задачей, так как в настоящее время наступила эпоха национального испытания, национального возрождения и становления правильных ценностных ориентиров.
В каждом возрасте нравственно-патриотическое воспитание имеет свои особенности:
в младенческом и раннем возрасте ребенок проявляет привязанность, любви к семье, близким, окружающему миру;
в младшем дошкольном возрасте формируются любовь к природе и эстетической стороне окружающего мира;
средний дошкольный возраст – время познания мира человека, мира природы, формирование предпосылок морального развития ребёнка;
старший дошкольный возраст характеризует познавательное отношение к миру, развитие основ экологической культуры, закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, формирование эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающей действительности.
Старший дошкольный возраст – важный период для становления личности, в котором создается «фундамент» общего развития ребенка. Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Этот возраст благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.
Целью проекта является создание условий для формирования личности гражданина и патриота с присущими ему взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.
Исходя из цели, работа по патриотическому воспитанию дошкольников является систематической, последовательной и включает в себя ряд задач:
1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
Данные задачи решаются путем интеграции всех образовательных областей путем использования разнообразных форм детской деятельности. К примеру, невозможно познакомить ребенка с национальным праздником без ознакомления с историей его возникновения, без демонстрации наглядного материала, прослушивания тематических музыкальных и литературных произведений.
Процесс нравственно-патриотического воспитания дошкольников связан с деятельностью разных общностей: профессиональной, профессионально-родительской, детско-взрослой, детской.
В рамках деятельности общностей и в условиях интеграции образовательных областей применяются различные формы организации детской деятельности: как специально организованной, так и самостоятельной.
1. Специально организованная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно- исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости решения конкретных образовательных задач.
2. При свободной самостоятельной деятельности детей взрослый непосредственно не включен в детскую деятельность, а создает образовательную среду, в которой у детей появляется возможность действовать свободно и самостоятельно.
Для того, чтобы дети могли осуществлять разнообразные виды деятельности, в группах, помимо центров патриотического воспитания, организованы тематические выставки, примеры которых вы можете видеть на слайде.
Нравственно-патриотическое воспитание осуществляется через традиционные и нетрадиционные формы организации детской деятельности.
К традиционным относятся тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивная, трудовая, спортивно-досуговая деятельность.
Нетрадиционные формы организации детской деятельности – это народные праздники, развлечения, театрализованная деятельность, разнообразные экскурсии.
На протяжении нескольких лет наш детский сад осуществляет сотрудничество с социальными партнерами: детская музыкальная школа № 2 имени В. К. Мержанова; муниципальное бюджетное учреждение «Централизованная библиотечная система г. Тамбова» - филиал № 8; ТОГБУК «Тамбовский областной краеведческий музей».
Педагоги и воспитанники ДОУ регулярно посещают Тамбовское областное государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания населения «Тамбовский дом-интернат для ветеранов войны и труда», где проводят выездные концерты к памятным датам, дарят подарки, изготовленные нашими воспитанниками.
В рамках сотрудничества с ТОГБУК «Тамбовская областная картинная галерея» воспитанники нашего детского сада приняли участие в проектах «Юный экскурсовод», «Федоровская глиняная игрушка», «С любовью о Тамбове».
Воспитанники нашего ДОУ с помощью педагогов и родителей попробовали себя в роли создателей виртуальных экскурсий по просторам малой родины. Одну из таких экскурсий я хочу предложить вашему вниманию.
В дальнейшем мы планируем продолжать работу с вышеуказанными учреждениями для формирования у воспитанников стремления узнавать об истории, культуре, выдающихся людях родного края.
Вывод:
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию носит систематический, целенаправленный характер, что поможет дошкольникам стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.