Приложение МААМ

Малые фольклорные жанры, как средство формирования правильного звукопроизношения у детей от 3 до 5 лет (из опыта работы)

Любовь Русын
Малые фольклорные жанры, как средство формирования правильного звукопроизношения у детей от 3 до 5 лет (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Моя тема по самообразованию: «Малые фольклорные жанры, как средство формирования правильного звукопроизношения у детей от 3 до 5 лет».

Работая по этой теме я поставила перед собой следующие цели:

1. Выявить влияние малых фольклорных форм на становление правильного звукопроизношения у детей 3 – 5 лет.

2. Осознать значимость и серьёзность проблемы воспитания чистой детской речи.

3. Пробуждать у них живой интерес к изучению детского фольклора.

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Малые фольклорные жанры, как средство формирования правильного звукопроизношения у детей от 3 до 5 лет (из опыта работы)» размещена в разделах

1. Дать общее представление о содержании и объёме понятия «детский фольклор», о его классификации, основных жанрах, их функциях и художественном своеобразии.

2. Повысить словарный запас детей 3 – 5 лет.

3. Обучить правильным формам произношения

Развивающие:

1. Использовать малые фольклорные жанры в формировании словарного запаса детей 3 – 5 лет.

2. Развивать выразительность речи, интерес к народному творчеству.

3. Расширять кругозор младшего дошкольника.

4. Научить воссоздавать в воображении картины жизни, созданные народом.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие.

2. Воспитывать внимательное отношение к слову, культуре речи.

3. Приветствовать самостоятельную работу детей с малыми формами фольклора, что будет сказываться на развитии мыслительных процессов, необходимых для развития словарного запаса.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Для успешной работы по развитию речи детей мною были отобраны малые формы фольклора с учетом возрастных особенностей детей, организована систематическая работа, а именно:

1. Создание благоприятных условий для развития интереса детей к фольклору.

2. Знакомство детей с разнообразными формами фольклора : колыбельные, прибаутки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, пальчиковые игры, сказки и т. д. (слайд)

Для реализации поставленных задач в группе собирается:

1. Библиотека с произведениями малых жанров фольклора (слайд).

2. Руками родителей и воспитателей продолжает совершенствоваться кукольный театр с разнообразными пальчиковыми играми (слайд).

3. Кукольный театр со сказочными персонажами (слайд).

4. Картотека «Артикуляционная гимнастика – весёлый язычок» (слайд).

5. Картотека с загадками (слайд).

6. Большое количество папок с пословицами, поговорками, пальчиковыми играми и т. д. (слайд).

Система работы по развитию речи ведется в двух направлениях :

1. Обучение на специально - организованных занятиях.

- Для выработки хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения мною используются упражнения на звукоподражание.

2. Обучение и закрепление знаний детей в повседневной жизни.

Подготовка к обеду.

Это - ложка, Это - чашка.

В чашке - гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала -

Во время умывания.

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели.

Одевание.

Маша варежку надела:

-Ой, куда я пальчик дела?

- Во время прогулки ребенок знакомится с закличками и приговорками.

- Причесывая девочек и заплетая косы, чтобы вызвать радостное настроение, сопровождаем этот процесс словами потешек (фото)

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса

- При укладывании спать включаю аудиосказки, колыбельные песни. Колыбельные песни являются не только средством развития речи, но и универсальным терапевтическим средством, определяющим здоровье ребенка на всю оставшуюся жизнь (фото).

Работая с детьми, сталкиваюсь с рядом проблем развития речи дошкольников: (слайд)

• односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

• неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;

• бедность речи, недостаточный словарный запас;

бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ, если это необходимо и уместно;

неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;

• плохая дикция.

На занятии и в режимных моментах использую загадки. В любой загадке предмет не называется, нужно самому догадаться, о чем идет речь. Чтобы легче было догадаться, в загадке или говориться, на что похож предмет, или называют его таким словом. Что сразу понимаешь, что это такое. Например: «висит груша, нельзя скушать?». Что похоже на грушу? (лампочка). А если дети все же затрудняются, то использую картинки - подсказки.

В доступной для детей форме рассказываю о том, что в пословицах и поговорках собрана вся мудрость, живущая в народе, что старинные пословицы употребляются в нашем языке и сегодня, как они украшают нашу речь, в каких случаях их употребляют. Многие русские народные сказки заканчиваются пословицей или поговоркой. Например, после прочтения сказки "Лиса и журавль" прошу объяснить,что означает пословица "Как аукнется, так и откликнется". При знакомстве с русской народной сказкой ««У страха глаза велики» прошу объяснить, как они поняли название сказки.

Так же дети знакомятся с новыми пословицами и поговорками, рассматривают иллюстрации к ним, узнают, каким образом можно по ним составлять рассказы.

Данные приёмы способствуют более глубокому пониманию значения пословиц, и формируют у детей умение соотносить название текста с содержанием, подбирать языковые средства в соответствии с жанром.

Для совершенствования дикции на занятиях по развитию речи часто использую заучивание скороговорок. Прежде всего подбираю скороговорки, разделив их по трудности. Новую скороговорку произношу в замедленном темпе, отчётливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Произношу её несколько раз, негромко, ритмично, прежде поставив перед детьми задачу: послушать внимательно, как произносится скороговорка, постараться запомнить, поучиться говорить её очень отчётливо. Для повторения скороговорки вызываю сначала детей с хорошей памятью и дикцией. Затем скороговорка произносится хором, всеми или небольшими группами. На следующих занятиях предлагаю произнести её тише или громче, не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена всеми детьми - менять и темп. Если скороговорка состоит из нескольких фраз, её интересно повторять по ролям – группами. Например: первая группа: "Расскажите про покупки". Вторая группа: "Про какие про покупки?". Все вместе: "Про покупки, про покупки, про покупочки мои!"Общая длительность таких упражнений – от 3- 10 минут.

Русские народные сказки - эффективный фактор развития речи.

На занятиях и в свободное время, работаю над речью детей, большое внимание уделяю русским народным сказкам.

Одно не следует забывать, что встреча со сказкой - это, прежде всего, воспитание чувств ребенка. Ребенок должен не рассуждать, а наслаждаться услышанным.

Знакомя детей со сказками, я веду словарную работу : объясняю непонятные слова, выражения, помогаю осваивать новые слова, рассказываю о назначении предметов, обозначенных этими словами.

Одним их эффективных приемов развития речи с использованием малых жанров фольклора детей является театрализация сказок.

Дети из слушателей превращаются в героев с разными характерами, речевыми интонациями, движениями. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи.

В режимных моментах и во время работы работы были замечены такие изменения:

- у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют подвижные игры – забавы с помощью считалок

- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию разных форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл, делают иллюстрации к сказкам, пословицам и поговоркам.

Для того, чтобы убедиться в эффективности проводимой мною работы я провожу диагностику по развитию речи. Она помогает увидеть, какой уровень речевых умений у детей в начале учебного года и как он меняется к концу года и каких успехов мы добиваемся.

Работая над развитием речи дошкольников, можно определенно сказать, что проблема эта очень злободневна.

Развивая речь детей, мы не только передаем знания, но и занимаемся воспитанием их душ. Следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.) .

Испытывая в процессе знакомства с жанрами малого фольклора разнообразные чувства, ребё нок делает и свой нравственный выбор: защищает добро и вместе с героем противостоит злу.

Знакомство с малым фольклором не только вызывает интерес к художественной литературе, которая помогает формировать нравственные чувства и оценки, но и развивает его воображение и эмоциональный мир, учит любить и понимать книги.

Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения. Делают речь детей более выразительной, яркой.

Работу с малыми фольклорными жанрами я буду продолжать и накапливать постоянно и использовать и на занятиях и в режимных моментах.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в процессе обучения и воспитания дошкольников Актуальность выбранной темы по самообразованию Работая воспитателем дошкольного учреждения, я заинтересовалась вопросами дидактической игры.

Алгоритм деятельности педагога по самообразованию № п/п Наименование Сроки выполнения Отметка о выполнении 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Выбор темы, обозначение мотивации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Малые фольклорные жанры, как средство формирования правильного звукопроизношения у детей от 3 до 5 лет (из опыта работы)
Опубликовано: 20 февраля 2014 в 02:00
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Малые фольклорные жанры, как средство формирования правильного звукопроизношения у детей от 3 до 5 лет (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Русын (УИ 154785) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД