Любовь Русын
Малые фольклорные жанры, как средство формирования правильного звукопроизношения у детей от 3 до 5 лет (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Моя тема по самообразованию: «Малые фольклорные жанры, как средство формирования правильного звукопроизношения у детей от 3 до 5 лет».
Работая по этой теме я поставила перед собой следующие цели:
1. Выявить влияние малых фольклорных форм на становление правильного звукопроизношения у детей 3 – 5 лет.
2. Осознать значимость и серьёзность проблемы воспитания чистой детской речи.
3. Пробуждать у них живой интерес к изучению детского фольклора.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Малые фольклорные жанры, как средство формирования правильного звукопроизношения у детей от 3 до 5 лет (из опыта работы)» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Темочки
1. Дать общее представление о содержании и объёме понятия «детский фольклор», о его классификации, основных жанрах, их функциях и художественном своеобразии.
2. Повысить словарный запас детей 3 – 5 лет.
3. Обучить правильным формам произношения
Развивающие:
1. Использовать малые фольклорные жанры в формировании словарного запаса детей 3 – 5 лет.
2. Развивать выразительность речи, интерес к народному творчеству.
3. Расширять кругозор младшего дошкольника.
4. Научить воссоздавать в воображении картины жизни, созданные народом.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие.
2. Воспитывать внимательное отношение к слову, культуре речи.
3. Приветствовать самостоятельную работу детей с малыми формами фольклора, что будет сказываться на развитии мыслительных процессов, необходимых для развития словарного запаса.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Для успешной работы по развитию речи детей мною были отобраны малые формы фольклора с учетом возрастных особенностей детей, организована систематическая работа, а именно:
1. Создание благоприятных условий для развития интереса детей к фольклору.
2. Знакомство детей с разнообразными формами фольклора : колыбельные, прибаутки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, пальчиковые игры, сказки и т. д. (слайд)
Для реализации поставленных задач в группе собирается:
1. Библиотека с произведениями малых жанров фольклора (слайд).
2. Руками родителей и воспитателей продолжает совершенствоваться кукольный театр с разнообразными пальчиковыми играми (слайд).
3. Кукольный театр со сказочными персонажами (слайд).
4. Картотека «Артикуляционная гимнастика – весёлый язычок» (слайд).
5. Картотека с загадками (слайд).
6. Большое количество папок с пословицами, поговорками, пальчиковыми играми и т. д. (слайд).
Система работы по развитию речи ведется в двух направлениях :
1. Обучение на специально - организованных занятиях.
- Для выработки хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения мною используются упражнения на звукоподражание.
2. Обучение и закрепление знаний детей в повседневной жизни.
Подготовка к обеду.
Это - ложка, Это - чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Во время умывания.
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели.
Одевание.
Маша варежку надела:
-Ой, куда я пальчик дела?
- Во время прогулки ребенок знакомится с закличками и приговорками.
- Причесывая девочек и заплетая косы, чтобы вызвать радостное настроение, сопровождаем этот процесс словами потешек (фото)
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса
- При укладывании спать включаю аудиосказки, колыбельные песни. Колыбельные песни являются не только средством развития речи, но и универсальным терапевтическим средством, определяющим здоровье ребенка на всю оставшуюся жизнь (фото).
Работая с детьми, сталкиваюсь с рядом проблем развития речи дошкольников: (слайд)
• односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
• неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
• бедность речи, недостаточный словарный запас;
• бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ, если это необходимо и уместно;
• неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
• отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;
• плохая дикция.
На занятии и в режимных моментах использую загадки. В любой загадке предмет не называется, нужно самому догадаться, о чем идет речь. Чтобы легче было догадаться, в загадке или говориться, на что похож предмет, или называют его таким словом. Что сразу понимаешь, что это такое. Например: «висит груша, нельзя скушать?». Что похоже на грушу? (лампочка). А если дети все же затрудняются, то использую картинки - подсказки.
В доступной для детей форме рассказываю о том, что в пословицах и поговорках собрана вся мудрость, живущая в народе, что старинные пословицы употребляются в нашем языке и сегодня, как они украшают нашу речь, в каких случаях их употребляют. Многие русские народные сказки заканчиваются пословицей или поговоркой. Например, после прочтения сказки "Лиса и журавль" прошу объяснить,что означает пословица "Как аукнется, так и откликнется". При знакомстве с русской народной сказкой ««У страха глаза велики» прошу объяснить, как они поняли название сказки.
Так же дети знакомятся с новыми пословицами и поговорками, рассматривают иллюстрации к ним, узнают, каким образом можно по ним составлять рассказы.
Данные приёмы способствуют более глубокому пониманию значения пословиц, и формируют у детей умение соотносить название текста с содержанием, подбирать языковые средства в соответствии с жанром.
Для совершенствования дикции на занятиях по развитию речи часто использую заучивание скороговорок. Прежде всего подбираю скороговорки, разделив их по трудности. Новую скороговорку произношу в замедленном темпе, отчётливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Произношу её несколько раз, негромко, ритмично, прежде поставив перед детьми задачу: послушать внимательно, как произносится скороговорка, постараться запомнить, поучиться говорить её очень отчётливо. Для повторения скороговорки вызываю сначала детей с хорошей памятью и дикцией. Затем скороговорка произносится хором, всеми или небольшими группами. На следующих занятиях предлагаю произнести её тише или громче, не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена всеми детьми - менять и темп. Если скороговорка состоит из нескольких фраз, её интересно повторять по ролям – группами. Например: первая группа: "Расскажите про покупки". Вторая группа: "Про какие про покупки?". Все вместе: "Про покупки, про покупки, про покупочки мои!"Общая длительность таких упражнений – от 3- 10 минут.
Русские народные сказки - эффективный фактор развития речи.
На занятиях и в свободное время, работаю над речью детей, большое внимание уделяю русским народным сказкам.
Одно не следует забывать, что встреча со сказкой - это, прежде всего, воспитание чувств ребенка. Ребенок должен не рассуждать, а наслаждаться услышанным.
Знакомя детей со сказками, я веду словарную работу : объясняю непонятные слова, выражения, помогаю осваивать новые слова, рассказываю о назначении предметов, обозначенных этими словами.
Одним их эффективных приемов развития речи с использованием малых жанров фольклора детей является театрализация сказок.
Дети из слушателей превращаются в героев с разными характерами, речевыми интонациями, движениями. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи.
В режимных моментах и во время работы работы были замечены такие изменения:
- у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют подвижные игры – забавы с помощью считалок
- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию разных форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл, делают иллюстрации к сказкам, пословицам и поговоркам.
Для того, чтобы убедиться в эффективности проводимой мною работы я провожу диагностику по развитию речи. Она помогает увидеть, какой уровень речевых умений у детей в начале учебного года и как он меняется к концу года и каких успехов мы добиваемся.
Работая над развитием речи дошкольников, можно определенно сказать, что проблема эта очень злободневна.
Развивая речь детей, мы не только передаем знания, но и занимаемся воспитанием их душ. Следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.) .
Испытывая в процессе знакомства с жанрами малого фольклора разнообразные чувства, ребё нок делает и свой нравственный выбор: защищает добро и вместе с героем противостоит злу.
Знакомство с малым фольклором не только вызывает интерес к художественной литературе, которая помогает формировать нравственные чувства и оценки, но и развивает его воображение и эмоциональный мир, учит любить и понимать книги.
Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения. Делают речь детей более выразительной, яркой.
Работу с малыми фольклорными жанрами я буду продолжать и накапливать постоянно и использовать и на занятиях и в режимных моментах.