Папки-передвижки

Обогащение словарного запаса учащихся с ОВЗ (ИН)

Галимова Елена Анатольевна
Обогащение словарного запаса учащихся с ОВЗ (ИН)
▼ Скачать + Заказать документы

Обогащение словарного запаса учащихся с ОВЗ (ИН)

Актуальность исследования.

Речь является основным инструментом общения людей. Только владея речью, человек может сообщить мысли и желания другим людям. То есть речь является основополагающим механизмом в деятельности человека. Актуальность проблемы формирования словарного запаса с раннего возраста определяется важностью общения в жизни людей. Появление первых слов у ребенка, а также дальнейшее развитие словаря ребенка - один из важнейших показателей благополучного развития ребенка. Другая картина наблюдается при умственной отсталости. У детей с нарушением интеллекта активная речь, словарный запас с самого начала развивается аномально. И тем самым актуальность изучения словарного запаса детей с недостатками развития является на современном этапе еще более значимой. В специальной литературе достаточно подробно освещены такие особенности учащихся с нарушенным интеллектом, как ограниченность словарного запаса, неточность употребления слов разной грамматической природы (М. Ф. Гнездилов, Г. М. Дульнев, Л. В. Занков, Р. К Луцкина, А. Р. Маллер, В. Г. Петрова, З. Н. Смирнова, М. С. Соловьева, Н. В. Тарасенко, Ж. И. Шиф, М. П. Феофанов). Проанализировано использование слов различных тематических групп (З. Д. Будаева, В. В. Воронкова, Г. И. Данилкина, Т. Н. Иванова, Н. В. Тарасенко, Т. К. Ульянова, Ж. И. Шиф). Исследователями отмечается патологический разрыв между активным и пассивным словарем умственно отсталых детей (А. К. Аксенова, Г. М. Дульнев, В. Г. Петрова, З. Н. Смирнова).

Публикация «Обогащение словарного запаса учащихся с ОВЗ (ИН)» размещена в разделах

Объект: особенности лексического запаса школьников с легкой степенью умственной отсталости.

Цель работы: Разработка конспектов занятий и внеурочной деятельности по уточнению и преодоление нарушений системной лексики у школьников с нарушением интеллекта

Задачи

1. Изучить научную и методическую литературу по проблеме речевого развития школьников с нарушением интеллекта.

2. Изучить особенности словарного запаса школьников с нарушением интеллекта.

3. Спланировать направления и содержание работы по формированию и обогащению словарного запаса у школьников с нарушением интеллекта.

Особенности словарного запаса школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Особенности словарного запаса умственно отсталых детей привлекали внимание многих авторов (В. Г. Петрова, Г. И. Данилкина, Н. В. Тарасенко, Г. М. Дульнев, которые отмечали, что нарушения познавательной деятельности накладывают отпечаток на формирование пассивного и активного словаря.

У умственно отсталых выявляется бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря более значительные, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова, нарушения процесса организации семантических полей.

Наиболее важными причинами бедности словарного запаса у этих детей является низкий уровень их умственного развития, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в речевых и социальных контактах, а также слабость вербальной памяти.

Методы и приемы обогащения словарного запаса школьников с умственной отсталостью.

I. Существительное:

1. Обогащение словарного запаса :

• Назвать одним словом все предметы.

• Назвать овощи, фрукты и т. д.

• Придумать второе слово в паре по аналогии с образцом: яблоко — фрукты, свекла —. , чашка—. , или наоборот: фрукты— груша, овощи—. , посуда—.

• Игра «Назвать животных парами».

Оборудование. Предметные картинки с изображением животных и их детенышей (белка - бельчонок, заяц - зайчонок, волк - волчонок, медведь - медвежонок).

Ход игры.

Детям мы предлагали загадку: Хвост пушистою дугой, вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, по деревьям может лазать, строит он свой дом в дупле, чтоб зимою жить в тепле.

Кто это? (белка)

А как называют детеныша белки? (бельчонок)

Далее показывается картинка, дети называют пару слов : взрослого животного и детеныша.

- А у каких животных названия детенышей отличаются от названия взрослых животных? (Корова — теленок, лошадь — жеребенок, овца — ягненок, собака —щенок, свинья - поросенок).

1. Уточнение значения слова :

«Назови овощ»

Послушайте слова, какие из них обозначают овощи?

Лук, репа, подорожник, укроп. Чеснок, редис, роза, брюква. Смородина, кабачки, петрушка, огурцы. Помидор, щавель, свекла, капуста. Картофель, яблоко, клубника, ромашка.

• Уточнение значения слов-существительных.

Учитель называет слово и просит детей рассказать, что это за предмет, дать его характеристику (внешний вид, вес, форма, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, его функция, т. е. как используется).

Например: лопата — предмет, чтобы копать землю; тяжелая, ручка деревянная, а сама из металла.

Детям предлагается вспомнить случаи из жизни, когда они пользовались этим предметом.

• Ассоциации на функциональное назначение предмета.

Учитель задает детям вопрос: «Где и для чего можно применить предмет, который я назову?»

Например, кнопка:

а) для прикрепления бумаги к доске;

б) можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;

в) провести круг на бумаге;

г) положить на стол и т. д.

В качестве исходных слов предлагаются следующие: гвоздь, ботинок, помидор, шнурок, одеяло, пуговица, карандаш.

• Отгадывание предмета по названию его частей.

Рекомендуемый речевой материал:

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартира, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, рот, нос, брови, щеки (лицо)

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната). Подоконник, рама, стекло (окно).

1. Расширение семантики:

• Найти лишнюю картинку. Игра «Третий лишний»

Предъявляется несколько картинок одной группы и одна картинка другой группы. Сначала предлагаются группы семантически далекие (морковь, лук, самолет, капуста, затем семантически близкие (лук, картошка, репа, груша).

• Разложить картинки на две группы.

Сначала даются картинки на семантически далекие слова (животные, растения, затем семантически близкие (домашние и дикие животные).

• Классификация предметов по картинкам. Детям дается задание разложить картинки на две группы (при этом критерий классификации не называется). Рекомендуются следующие группы слов :

Помидор, яблоко, груша, репа, огурцы, апельсин.

Стол, чашка, диван, тарелка, стул, блюдце.

Лиса, кошка, собака, медведь, заяц, корова.

Синица, бабочка, снегирь, воробей, стрекоза, пчела.

«Разложи картинки по сходству».

На доске выставляется ряд картинок: овца, дерево, корова.

Детям раздаются картинки: свитер, шапка, варежки, шарф (к картинке овца); стол, деревянные грабли, деревянные ворота или забор, стул (к картинке дерево); бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке корова). У каждого ребенка по 2—3 картинки.

Логопед предлагает детям положить свою картинку к одной из трех картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так.

• Дополнение смыслового ряда.

Учитель предлагает детям догадаться, каким будет четвертое слово.

Гвоздь — молоток, шуруп —.

Дом — крыша, книга —.

Квадрат — куб, круг —.

Птица — яйцо, растение —.

Хорошо — лучше, медленно —.

Огонь — пожар, вода —.

Зерно — амбар, деньги —.

Электричество — выключатель, вода —.

Одежда — голый, обувь —.

Школа — обучение, больница —.

Человек — ребенок, собака —.

Резина — шина, сталь —.

Птица — гнездо, человек —.

Пальто — пуговица, ботинок —.

Утро — ночь, зима —.

Слова для справок : отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, потоп, банк (или кошелек, кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.

• Игра «Назови лишнее слово».

Учитель называет ряд слов и предлагает детям определить среди них лишнее слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее.

Кукла, песок, ведро, юла, мяч.

Стол, шкаф, ковер, кресло, диван.

Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа.

Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша.

Волк, собака, рысь, лиса, заяц.

Лошадь, корова, олень, баран, свинья.

Роза, тюльпан, фасоль, василек, мак.

Автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл.

Зима, апрель, весна, лето, осень.

Мама, подруга, папа, сын, бабушка.

Море, озеро, река, мост, пруд.

Круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник.

Николай, Саша, Иванов, Миша, Петр.

Молоток, топор, ложка, пила, клещи.

Сыр, булка, мороженое, масло, творог.

Бутылка, банка, сковорода, кувшин, стакан.

Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.

Дом, сарай, изба, хижина, здание.

Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

Книга, альбом, блокнот, краски, тетрадь.

Кисточка, карандаш, лист, краски, картина.

Торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан.

Месяц, день, год, небо, час.

Гнездо, кора, муравейник, курятник, берлога.

Молоток, гвоздь, топор, клещи, долото.

Минута, секунда, час, вечер, сутки.

Град, зима, дождь, снег.

Дидактическая игра «Кто? Что? Ест?»

Учитель предлагает прищепки с картинками животных : панда, белка, волк, слон, обезьяна, заяц, корова, петух, медведь, мышка, кошка, свинья и предлагает назвать животное и прикрепить к картинке с его пищей и назвать ее.

II. Прилагательное:

1. Обогащение словарного запаса :

• Придумывание детьми загадок с использованием обобщающих слов. Дети по одному выходят к столу, берут картинку и незаметно для других рассматривают ее. Затем загадывают загадку об этом предмете с использованием обобщающего слова ( например: это домашнее животное, маленькое, пушистое).

• Овладение прилагательными начинается со слов, обозначающих основные цвета (белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый, величину (большой — маленький, форму (круглый, овальный, квадратный, треугольный).

• В дальнейшем отрабатываются слова, обозначающие высоту (высокий — низкий, толщину (толстый — тонкий, длину (длинный — короткий, ширину (широкий— узкий, вкусовые качества (сладкий, горький, соленый, кислый, вкусный, качества поверхности (колючий, гладкий, пушистый, вес (тяжелый, легкий).

• На более поздних этапах проводится работа над прилагательными, которые образуются от существительных с помощью суффиксов (дерево — деревянный, береза — березовый, стекло — стеклянный, фарфор — фарфоровый, бумага — бумажный, железо— железный, мех— меховой и т. д.).

1. Уточнение значения слова :

• Объяснение значения слов-прилагательных.

Например: красный — что значит это слово?

• Игра «Что бывает круглым?» Тут, конечно, каждый знает, Что каким у нас бывает.

1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)

2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур.)

3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф.)

4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)

5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь.)

6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)

7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.)

8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка.)

9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока.)

10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок.)

11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей.)

«Чья голова?» Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова

Учитель бросая мяч кому-либо из детей, говорил: «У вороны голова.», а ребенок, бросая мяч обратно учителю, заканчивал: «. воронья». Примеры: у рыси голова рысья у рыбы — рыбья у кошки — кошачья у сороки — сорочья у зайца — заячья у кролика — кроличья у верблюда — верблюжья у лошади — лошадиная у утки — утиная у лебедя — лебединая у оленя — оленья у лисы — лисья у собаки — собачья у птицы — птичья у овцы — овечья у белки — беличья у медведя — медвежья у тигра — тигриная у курицы — куриная у голубя — голубиная у орла — орлиная Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.

1. Расширение семантики:

• Описание предметов (по цвету, форме, величине и т. д.). Детям предлагаются картинки и задаются вопросы.

Например: "Какой помидор?", "Какой огурец?", "Какой мяч?" и т. д.

Отгадывание загадок:

Про кого можно сказать: рыжая, пушистая, хитрая?

Желтый, овальный, кислый. Что это?

Про что можно сказать: круглый, сверху зеленый, внутри красный, очень сладкий?

Зеленый, продолговатый, твердый, вкусный. Что это?

• Добавление прилагательных в предложение. Детей просят закончить предложение. Используются пары картинок:

Груша сладкая, а лимон.

Огурец овальный, а помидор. .

Лента узкая, а река.

Дерево высокое, а куст.

Молоко жидкое, а сметана. .

• Игра «Назови лишнее слово».

Логопед называет ряд слов и предлагает детям определить среди них лишнее слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее.

Грустный, печальный, унылый, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.

Крепкий, далекий, прочный, надежный.

Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.

Глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

• Игра с мячом «Расскажи про зайчика».

На доске картинка с изображением зайца. Учитель дает задание детям придумать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер». Затем учитель бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, называет слово, отвечающее на вопрос «Какой заяц?», и бросает мяч обратно логопеду. В процессе игры логопед меняет вопросы.

§ Какой заяц? (Серый, белый, длинноухий, пугливый)

§ Какая шуба у зайца? (Серая летом, белая зимой, пушистая, мягкая, гладкая)

§ Какое у зайца может быть настроение? (Веселое, грустное, хорошее, плохое)

§ Какие зайчата бывают у зайца? (Быстрые, шустрые, веселые, длинноухие)

III. Глагол:

1. Обогащение словарного запаса :

• Кто как передвигается

Человек ходит, черепаха ползает, птица летает, лягушка прыгает, заяц скачет, рыба плавает.

• Кто как голос подает

Голубь воркует, корова мычит, воробей чирикает, кошка мяукает, петух кукарекает, собака лает, курица кудахчет, свинья хрюкает, гусь гогочет, мышка пищит, утка крякает, волк воет, кукушка кукует, медведь рычит, филин ухает, тигр и лев рычит, слон трубит, осел ревет, овца блеет, коза млеет, гусь гогочет, индюк балакает.

• Какие звуки издает

Дверь скрипит, ветер свистит, машина гудит, дождь шумит, листья шелестят, ручей журчит.

• Кто как ест

Кошка лакает молоко, заяц грызет морковку, теленок сосет молоко, собака грызет кость, корова жует сено, курица клюет зерно и т. д.

• Кто что делает

Учитель учит, доктор лечит, повар варит, уборщица убирает, маляр красит, художник рисует, продавец продает, парикмахер стрижет, шофер водит машину.

• Назвать слово-действие.

Детям задаются вопросы:

§ Что делает человек, если он ест утром? (Завтракает)

§ Что делает человек, если он ест днем? (Обедает)

§ Если он ест вечером? (Ужинает)

1. Уточнение значения слова :

• Объяснение значения слов-глаголов.

Учитель называет глагол и просит детей объяснить, что означает это слово :

а) дети показывают действие с помощью движений, мимики, пантомимики;

б) припоминают случаи из собственного опыта, когда они выполняли эти действия ( например: шить — пришивал пуговицу, зашивал рубашку, шил костюм для новогоднего праздника);

в) с целью актуализации припоминания событий ребенок может вспоминать мысленно («про себя», а на бумаге фиксировать каждое действие схематичным рисунком.

• Назвать другие действия, которые входят в состав исходного.

Шить — брать иголку и нитку, продевать, втыкать, протыкать, вытаскивать, натягивать, смотреть.

Прыгать — разбежаться, толкнуться, вытягивать ноги, лететь, приземляться, дышать, отдыхать.

1. Расширение семантики:

• Дифференциация глаголов, близких по семантике: шить — вязать, класть — ставить, строить — чинить, чистить — подметать, нести — везти, мыть — стирать, лежать — спать, лежать — стоять.

Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов: умывает — умывается, купает — купается, качает — качается, прячет — прячется, обувает — обувается, причесывает — причесывается, одевает — одевается.

• Дифференциация глаголов, противоположных по значению: одеть — снять, поднять — опустить, бросить — поймать, найти — спрятать, положить — убрать, дать — взять.

(Предполагаются пары картинок по этим действиям.)

• Игра «Назови лишнее слово».

Логопед называет ряд слов и предлагает детям определить среди них лишнее слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее.

Думать, ехать, размышлять, соображать.

Бросился, ринулся, накинулся, слушал.

Ненавидеть, презирать, наказывать.

Приехал, прибежал, укатился, приплыл.

Выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

Налил, насорил, вылил.

Подбежал, вошел, подошел.

• Назвать слово как можно быстрее.

Логопед дает детям следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а вы в ответ назовите первое слово, какое припомните (или какое первым придет в голову)». Слова называются по одному. Предлагаются существительные конкретного и абстрактного значения, глаголы, прилагательные, наречия.

Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет.

Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, поднимать.

Желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.

Быстро, высоко, весело, плохо, далеко, много, тяжело, тепло.

На последующих этапах развития лексики задается вопрос: «Как вы думаете, почему припомнилось именно это слово

Заключение: работа по обогащению словарного запаса школьников с умственной отсталостью имеет серьёзное значение для развития психики, успешного включения в сферу общения с окружающими, формирования речевой компетентности.

Публикации по теме:

Обогащение предметной среды средствами мини-музеевОбогащение предметной среды средствами мини-музеев Здравствуйте уважаемые коллеги! Наше дошкольное учреждение активно взаимодействует с различными социальными партнерами. Одним из таких соц.

Дидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возрастаДидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возраста 1. "Кто знает, пусть продолжает" (учим подбирать и употреблять в речи слова с обобщающими значениями) Педагог называет родовое понятие слова,.

Фотоотчет «Встреча с рядовым запаса афганской войны»Фотоотчет «Встреча с рядовым запаса афганской войны» Александр Александрович Ефимов родился в 1969 г. в Алтайском крае. Был призван в ряды СА в ноябре 1987 г. С мая 1988 г. по февраль 1989.

Обогащение развивающей средыОбогащение развивающей среды В течении двух месяцев в стране сохраняется режим самоизоляции, который призывает всех нас находиться дома, я решила это свободное время.

Консультация для родителей «Игры для расширения словарного запаса ребёнка» Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили,.

Игры на обогащение словаря синонимами и антонимами «Скажи похоже» Шалить – баловаться удивить – поразить Забавлять – развлекать звать – приглашать Бросать – кидать строить – возводить Большой.

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Уважаемые коллеги! Хочу предоставить.

Рекомендации логопеда по обогащению, закреплению словарного запаса в летний период Консультация для родителей воспитанников подготовительной к школе группы Вот и наступило лето – лучшее время для отдыха, которого ребёнок.

Обогащение образовательной среды. Театрализованная деятельностьОбогащение образовательной среды. Театрализованная деятельность Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию фото -отчет о том,как сделать театр из бросового материала своими руками. Цель:формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обогащение словарного запаса учащихся с ОВЗ (ИН)
Опубликовано: 4 февраля 2023 в 12:42
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обогащение словарного запаса учащихся с ОВЗ (ИН)» (включая файлы) размещена пользователем Галимова Елена Анатольевна (УИ 135622) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД