Получи документы

Проблемы обогащения лексики у детей и их решение

Наталья Мамаева
Проблемы обогащения лексики у детей и их решение

В настоящее время изучению особенностей лексики у дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Однако вопрос об особенностях лексики у дошкольников со стертой формой дизартрии недостаточно изучен.

В исследованиях ряда авторов (Р. А. Белова-Давид, Г. В. Гуровец, С. И. Маевская, Р. И. Мартынова, Л. В. Мелехова, Е. Ф. Соботович, Л. В. Лопатина и др.) отмечается, что у детей со стертой формой дизартрии, наряду с ведущим расстройствами фонетической стороны речи, часто наблюдаются недоразвитие лексико-грамматического строя речи.

Публикация «Проблемы обогащения лексики у детей и их решение» размещена в разделах

Нарушения фонетической стороны речи с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в их развитии.

Эти расстройства затрудняют процесс школьного обучения детей. Своевременная же коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к усвоению школьных знаний.

Очевидна необходимость более эффективной логопедической работы в группах старших дошкольников с ОНР III уровня, имеющих стертую форму дизартрии по формированию лексики путем целенаправленного воздействия на уточнение знания слова, его семантической структуры, ассоциативных связей, осознание слова языка и речи, как совокупности лексического и грамматического значения.

Проблема исследования : Обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, имеющих стертую форму дизартрии.

Объект исследования: Речевая деятельность, особенности лексики и система коррекционной работы по накоплению, уточнению и активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, имеющих стертую форму дизартрии.

Предмет исследования: Процесс создания, апробирования и совершенствования системы коррекционной работы, направленной на развитие лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, имеющих стертую форму дизартрии.

Гипотеза: Эффективность логопедического обучения старших дошкольников с ОНР III уровня, имеющих стертую форму дизартрии, будет повышена, если коррекция устной речи будет проводится параллельно с развитием и обогащением словаря, путем ассоциативных связей внутри семантического поля.

Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы

В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ медицинской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Ко вторым – изучение медицинской, психолого-педагогической документации на ребенка, наблюдение за детьми; педагогический эксперимент, процесс обучения по разработанной системе; контроль за эффективностью проводимых коррекционно-развивающих мероприятий и оценка их результатов; статистические методы обработки материалов.

Организация исследования. Базой исследования явились логопедическая группа и группа детей с нормой МДОУ присмотра и оздоровления «Детский сад «Аленький цветочек» города Абакана.

По мнению А. Р. Лурия (79 г.) язык — сложная система кодов, основным элементом, которой является слово. «Слово обозначает вещи,. признаки, действия, отношения. Слово объединяет объекты в известные системы, иначе говоря, кодирует опыт».

Трудность развернутого высказывания при дизартрии может быть обусловлена не только чисто моторными затруднениями, но и нарушениями языковых операций на уровне процессов, связанных с выбором нужного слова. Нарушения речевых кинестезий могут приводить к недостаточной упроченности слов, и в момент речевого высказывания нарушается максимальная вероятность всплывания именно нужного слова.

Словарный запас развивается не только за счет количественного роста, но и за счет качественного увеличения, т. е за счет развития семантических полей.

В первой главе нашей работы была проанализирована проблема исследования лексики у детей со стертой формой дизартрии. Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является стертая форма псевдобульбарной дизартрии, которая имеет тенденцию к значительному росту. Она часто сочетается с другими речевыми нарушениями, например с ОНР, с заиканием. Эта речевая патология рассматривается как сложный синдром центрального органического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах

Результатом поражения артикуляционного аппарата являются трудности произношения, которые приводят к недостаточно четкому восприятию речи на слух. Общее речевое развитие детей с расстройствами артикуляции протекает своеобразно. Позднее начало речи, ограниченный речевой опыт, грубые дефекты произношения приводят к недостаточному накоплению словаря и отклонениям в развитии грамматического строя речи. Большинство детей с расстройствами артикуляции имеют отклонения в словарном запасе, не знают обиходных слов, часто смешивают слова, ориентируясь на сходство по звуковому составу, ситуации и т. п. Так же ограниченное пользование речью приводит к расхождению между активным и пассивным словарем.

Пассивный словарь значительно шире активного, но часто из-за трудностей произношения дети отказываются от использования многих слов в активной речи.

У детей со стертой дизартрией «процесс систематизации лексики и организации семантических полей осуществляется в более поздние сроки и имеет качественное своеобразие» (Н. В. Серебрякова, Л. Г. Парамонова 1986 г., с. 69).

Исследования, проведенные Н. В. Серебряковой (1996 г.) свидетельствуют о наличии количественных и качественных особенностей лексики этих детей по сравнению с детьми без речевой патологии. Прежде всего обращает на себя внимание ограниченность объема словаря, особенно предикативного, а также большое количество замен слов по семантическому признаку, указывающих на несформированность семантических полей, на недостаточность выделения дифференциальных признаков значений слов.

Во второй главе нашей работы методологической и теоретической основой исследования явились:

положения общей и специальной психологии о единстве основных закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. Я. Рубинштейн, Т. В. Власова и др., о системном подходе к анализу речевых нарушений (Р. Е. Левина, В. И. Лубовский и др.).

Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами. В ходе работы применялись как теоретические, так и эмпирические методы. Данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, легли в основу формирующего эксперимента. Ценность формирующего эксперимента заключалась в том, что с его помощью мы повышаем уровень развития лексики путем использования в логопедической работе специальных методических приемов. Для выявления эффективности мы провели вторичный эксперимент, с целью выявления разницы между уровнями развития словаря на момент эксперимента и после экспериментальных мероприятий.

Сравнительный метод мы использовали для проведения сопоставительного анализа сформированности лексики на начало эксперимента (в экспериментальной и контрольной группах).

Экспериментом были охвачены дети в количестве 20 человек. 10 человек контрольной группы имели норму речевого развития. 10 человек экспериментальной группы имели заключение медико- психолого - педагогической комиссии: ОНР III уровня, имеющих стертую форму дизартрии. Средний возраст детей составил 6 лет 6 месяцев. В экспериментальную группу входили 6 мальчиков, 4 девочки. В контрольную группу входили 5 мальчиков, 5 девочек

Предлагаемая нами методика исследования словаря детей построена в соответствии с задачами, поставленными в ходе констатирующего эксперимента и направлена на выявление качественных и количественных особенностей словаря детей.

Испытуемым было предложено выполнить задания по трем лексическим темам : «Транспорт», «Животные», «Одежда». Для экспериментальных заданий по тематическому принципу было специально отобрано содержание картинок, обозначающих предметы, явления, признаки.

В ходе выполнения данных заданий детям предлагалось объяснять значения слов, что позволило судить о развитии сигнификативных характеристик, являющихся ядром лексического значения. Результаты экспериментальной работы фиксировались в протоколе. В процессе проведения эксперимента каждому учащемуся в несколько этапов предлагался один и тот же материал. Очередность предъявления картинок была одинаковая.

Проведенное исследование показало, что у детей с ОНР III уровня, имеющих стертую форму дизартрии и у детей с нормой имеются расхождения в пассивном и активном словарях.

Структура семантического поля у детей с нарушением речи намного беднее, в реакции на слово – стимул преобладают синтагматические связи над парадигматическим.

Анализ специальной литературы по педагогике, психологии, логопедии показал, что проблема развития лексики старших дошкольников с ОНР, имеющих стертую форму дизартрии изучена недостаточно. Проблемой формирования, обогощения и актуализации словаря занимались В. И. Селиверстов, Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, Л. В. Лопатина, И. Ю. Кондратенко, Г. А. Ванюхина, С. Н. Коновалова, Е. Ф. Архипова.

При разработке системы работы, направленной на развитие лексики у старших дошкольников со стертой формой дизартрии мы придерживались следующих направлений:

-развитие номинативной функции слова;

- уточнение значения слова, находящегося в активном запасе;

- обогащение словарного запаса;

- развитие ассоциативных связей;

- формирование семантических полей;

- развитие умения активно пользоваться способами словообразования и словоизменения;

- адекватное использование лексических средств языка.

Успех логопедических занятий во многом зависели от их раннего начала и систематичности проведения.

На основе литературных данных и констатирующего эксперимента мы разработали и апробировали систему коррекционной работы, направленной на развитие и обогощение словаря детей с ОНР третьего уровня, имеющих стертую форму дизартрии путем ассоциативных связей. Первый этап имеет пропедевтическую направленность, нацелен на

подготовку детей к пониманию значения слова.

В течение первых 6 занятий учитель — логопед выявляет объем пассивного и активного запаса, возможности овладения знаниями. Все это создает необходимую базу для дальнейшей, планомерной и целенаправленной работы по совершенствованию словарного запаса. На начальном этапе у учащихся должны быть сформированы умения, направленные на расширение их потенциального словарного запаса за счет слов, имеющих конкретное значение: обозначение предметов, их признаков и действий. Проводится работа над упорядочением лексического запаса. Дети учатся понимать смысл каждого слова, уточнять его в контексте, сравнивать и группировать слова на основе сходства по значению, слова, обозначающие речевую деятельность. Для осуществления этих задач используются различные виды и приемы логопедической работы: называние предметов, изображенных на картинках, подбор предметных картинок на слово-стимул, обозначающее признак или действие, объединение слов по тематическим группам.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Дидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возрастаДидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возраста 1. "Кто знает, пусть продолжает" (учим подбирать и употреблять в речи слова с обобщающими значениями) Педагог называет родовое понятие слова,.

Консультация для родителей «Проблемы во взаимоотношениях детей со сверстниками» Развитие личности ребенка происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, дошкольных учреждений, средств массовой информации.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Научное обоснование проблемы интеграции детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательное пространство Данная разработка по теме: «Интеграция в образовательном пространстве дошкольного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья».

Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Проблемы подготовки детей к школе в детском садуПроблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Решение проблемы литературного образования средствами литературных игр Читательский опыт многих поколений свидетельствует: интерес к книге рождается еще в раннем детстве. И чем раньше он проявляется, тем оригинальнее,.

Родительское собрание «Один день в детском саду. Проблемы и их решение» (средняя группа)Родительское собрание «Один день в детском саду. Проблемы и их решение» (средняя группа) Уважаемые коллеги, хочется рассказать Вам о последнем родительском собрании, проведённым на днях. Многие трудности в работе воспитателя.

Сказочный вымысел как средство обогащения внутреннего мира детейСказочный вымысел как средство обогащения внутреннего мира детей Сказки просто необходимы дошкольникам для развития воображения и восприятия художественных произведений. Сказка помогает формировать у.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проблемы обогащения лексики у детей и их решение
Опубликовано: 20 августа 2022 в 16:39
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД