МААМ-картинки

Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками подготовительной группы «Путешествие в сказку. Знакомство с буквой «И»

Татьяна Скрягина
Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками подготовительной группы «Путешествие в сказку. Знакомство с буквой «И»

Образовательная область : Речевое развитие.

Возрастная группа : Подготовительная группа.

Тема: «Путешествие в сказку – знакомство с буквой «И».

Цель:

знакомство с буквой И.

Дидактические материалы:

Демонстрационный материал.

Игрушки персонажей сказки А. Толстого «Золотой ключик» : Мальвина, черепаха Тортилла, собака Артемон, лягушата.

Плоскостные цветки лилий для оформления озера

Публикация «Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками подготовительной группы „Путешествие в сказку, Знакомство с буквой „И“» размещена в разделах

Обручи для оформления кочек.

Карточка с буквой И.

Раздаточный материал.

Карточки на каждого ребенка с буквой «И» к игровому упражнению «Укрась букву» и бросовый материал для украшения буквы.

Предметные картинки к игровому упражнению «Разложи игрушки».

Предметные картинки к игровому упражнению «Составь предложение с картинкой предмета, который начинается с буквы «И».

Предыдущие картинки и добавляем картинку

Два конверта для предметных картинок размер А- 4.

Оборудование.

Магнитная доска.

Магнитофон.

Аудиозапись А. Рыбников «Явление золотого ключика», «Мелодия в гостях у сказки».

Столы 4 шт.

Парик Мальвины.

Костюм Буратино.

Декорации театра.

Краткая аннотация: в данной организованной образовательной деятельности дети знакомятся с графическим изображением буквы «И». Для этого подобраны специальные игровые упражнение и игры. На этапе актуализации предложена игра «Узнай букву по элементам», в которой дети складывают знакомые буквы из элементов. На этапе затруднения дети пробуют выложить новую букву из знакомых элементов путем практических проб. На этапе открытия нового знания складывают букву «И» из элементов по описанию. На этапе включения нового знания в систему знаний в игровых упражнениях дети закрепляют графический образ буквы «И». В итоге дети фиксируют в речи знание буквы «И» и её составные элементы. В ходе организованной образовательной деятельности дети достигают через игровые упражнения детскую цель «помочь папе Карло найти Буратино», преодолевают индивидуальные затруднения в практических пробах складывания буквы «И» из элементов самостоятельно и по описанию, в итоге рефлексируют достижения своей детской цели.

Задачи.

Образовательные.

1. Познакомить детей с графическим написанием буквы «И» и ее элементами (из трех элементов – две длинные палочки и одна короткая).

2. Учить узнавать букв «И» среди других.

3. Закрепить умение делить слова на слоги.

4. Закреплять умение выделять звук «И» в начале, в середине и конце слова и составлять предложение со словом, начинающимся с буквы «И».

Развивающие.

Содействовать развитию:

- памяти, мыслительных операций анализа и синтеза (упражнение «Узнай букву по элементам», игровое упражнение «Разложи игрушки», «Составь предложение с картинкой, предмет которой начинается с буквы «И», «Найди правильную букву «И»);

- фонематического восприятия (игра «Поймай слово со звуком «И»);

- воображения и наглядно - образного мышления (игровое упражнение «Укрась букву», и дидактическая игра «Узнай букву по элементам»);

- мелкой моторики (игра «Укрась букву»).

Воспитательные.

Содействовать развитию:

- умения вести диалог (выслушивать мнение другого, ждать своей очереди при ответах на вопрос);

- умения работать в коллективе.

• Мотивировать детей на проявления сочувствия и желания помочь.

Предварительная работа.

Реализация работы по обучению грамоте.

Чтение и анализ сказки Алексея Толстого «Золотой ключик или приключение Буратино»

Просмотр мультфильма по сказке.

Ход занятия.

1. Введение в игровую ситуацию.

Цель: мотивация и включение детей в деятельность через введение игрового персонажа Буратино.

- Это что за очень странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует свой длинный.

Кто же это? (Буратино).

- Каких еще героев этой сказки вы знаете? (Ответы детей).

- Кто сделал Буратино? (Ответы детей).

Воспитатель показывает детям конверт и письмо.

Ребята, сегодня нам пришло письмо от папы Карло. Давайте прочитаем.

«Этот озорной мальчишка ушел утром в школу с новенькой Азбукой, которую я ему купил накануне и не вернулся домой. Может с ним что-нибудь случилось? Вы тоже готовитесь к школе и много знаете. Помогите его найти».

- Хотите помочь папе Карло? …

- Почему мы сможем помочь папе Карло? (Мы умные). (Мы уже ходим в школу по выходным). (Мы знаем буквы).

- Что нам надо сделать, чтобы помочь папе Карло? (Нужно пойти за ним в школу).

- В какую Буратино пошел школу? (Сказочную школу). (В школу к Мальвине).

- Тогда отправляемся в сказку, вставайте в круг.

Дети встают в круг. (Звучит музыка).

- Глаза закрываем, немного помечтаем, тихонько повернемся и в сказку перенесемся.

2. Актуализация.

Цель: актуализация ЗУН делить слова на слоги, вычленять нужный звук в слове, определять из каких элементов состоит буква и тренировка соответствующих мыслительных операций, достаточных для построения нового способа действия.

Пока дети кружатся с закрытыми глазами, воспитатель открывает занавес театра. В центре озера на листке сидит черепаха Тортилла, вокруг нее лягушата. Внизу на полке три цветка, с прикрепленными к ним прямоугольниками, обозначающие модель «слова». Вокруг цветов разложены предметные картинки.

Здравствуй, черепаха Тортилла. Поздоровайтесь, дети.

Дети здороваются.

- Ты не видела Буратино?

Воспитатель подносит игрушку черепаху к уху.

- Черепаха говорит, что Буратино был здесь, поиграл с лягушатами и побежал дальше. Он даже игрушки не убрал за собой, так торопился. Поможем лягушатам разложить игрушки по местам.

Игровое упражнение «Разложи игрушки».

Цель: Закрепить умение делить слова на слоги.

- Вам нужно взять каждому картинку с изображением игрушки и положить её на ту полку, которая соответствует количеству слогов в этом слове.

Дети берут предметные картинки, выбирают нужную полку и кладут на неё картинку.

- Посмотрите, все игрушки убраны правильно? (Да).

- Давайте проверим.

Воспитатель показывает карточки, и дети проверяют правильность выполнения задания.

- Почему вы справились с заданием? (Потому что мы умеем делить слова на слоги).

Подитог: Молодцы. Вы справились с заданием и смогли подобрать правильные слоговые схемы.

Игра «Поймай слово со звуком И»

Цель: Содействовать развитию фонематического восприятия.

-Ребята, Тортилла обещает нам подсказать, куда пошел Буратино, если мы поможем найти звук и в словах. Если услышите звук «И», хлопайте в ладоши.

Воспитатель произносит слова лиса, машина, кубик, пирамида, барабан, кукла, мяч.

Подитог: Тортилла сказала, что вы справились с заданием, и она может указать вам дорогу. Это дорога по кочкам приведет вас к Артемону.

Прыгают по «кочкам» обручам, перебираясь таким образом от театра на ковер и садятся в центр ковра. Из-за цветка воспитатель достает игрушку - собаку.

- Здравствуй, Артемон. Не видели ты Буратино.

- Ребята, Артемон говорит, что Буратино он не видел, т. к. был очень занят выполнением домашнего задания от Мальвины, но если мы поможем ему с заданием, то он по следам сможет определить, куда Буратино пошел.

Дидактическая игра «Узнай букву по элементам».

Цель: Содействовать развитию мыслительных операций анализа и синтеза.

- Подойдите к столу, где Артемон выполняет домашнее задание, разбейтесь на пары и каждая пара пусть возьмет по-одиному конверту.

- Выложите из элементов, которые находятся в конверте знакомую букву.

Дети парами совещаются и выкладывают буквы - А, У, Э, Ы.

- Из каких элементов, какие буквы вы выложили?

Подитог. Молодцы. Вы хорошо знаете буквы и их элементы.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Цель: создание ситуации затруднения в индивидуальной деятельности через пробы складывания буквы, фиксация затруднения в речи с помощью воспитателя, выявление и фиксирование в речи причины затруднения.

- Артемон: «Гав, гав».

- Что случилось, Артемон?

Артемон: у меня на столе лежит ещё один конверт и задание от Мальвины «Придумай новую букву из этих элементов».

- Давайте попробуем.

Дети пробуют составить новую букву.

- Вы смогли составить новую букву? (Нет).

- Почему не смогли? (Мы не все буквы знаем).

- Значит, что вам надо узнать? (Какие еще буквы можно составить из этих элементов).

4. Открытие детьми нового знания.

Цель: возникновение интереса к разрешению проблемной ситуации, выбор метода решения, выдвижение и обоснование гипотез, новый способ фиксируется в речи и знаково.

- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочется знать? (Мы можем спросить у того, кто знает). (Мы можем спросить в школе у Мальвины,

- Я правильно вас поняла, вы хотите пойти в школу к Мальвине и спросить у неё? (Да).

- Мы пойдем в школу к Мальвине, пусть она нам расскажет, какую новую букву можно составить из этих элементов.

Физкультминутка «Лиса по лесу ходила»

Цель: развитие мелкой и крупной моторики, развитие речи.

Мы лесами шли густыми (руки понимаем высоко над головой, качаем из стороны в сторону)

И оврагами крутыми (руки разводим и сводим, опуская вниз)

Где медведя не бывало, (показываем ушки медведя, пальчики, сжимая в кулачки)

Где и птица не летала (руки скрещиваем у запястий, пальцы растопыриваем)

Там в дупле большой осины (руки поднимаем высоко над головой)

Угнездился рой пчелиный (пальчиками показываем пчелку)

Мы медок соберем- (ладошки вытягиваем вперед, пальчики сжимаем в кулачки)

Деток накормим (ладошкой гладим животик)

- Вот и школа Мальвины. Сейчас я её позову.

Воспитатель уходит и выходит Мальвина.

- Здравствуйте, ребята! (Здравствуй, Мальвина)

- Зачем вы ко мне пришли? (Мы искали Буратино, а по дороге встретили Артемона. Он обещал нам помочь, если мы сделаем твои задания). (Мы не смогли выполнить одно из твоих заданий).

Мальвина: Какое задание вы не смогли выполнить? (Мы не смогли придумать новую букву из знакомых элементов).

Ну что ж, садитесь за парты и послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю. И попробуйте сложить из элементов эту букву по описанию.

На калитку посмотри:

Чем она не буква «И»?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

Буква «И» наискосок

Примеряла поясок.

Снизу вверх его тянула –

К правой ножке пристегнула.

Мальвина. О какой букве говорится в стихотворении? (Говорится о букве И).

Мальвина показывает карточку с буквой И.

Мальвина. Из каких элементов она состоит? (Из двух длинных палочек и одной короткой).

Мальвина. Нарисуйте букву в воздухе, указательным пальцем.

Дети рисуют букву «И» в воздухе.

Подитог:

Мальвина. Да, действительно это буква И. Вы правильно поняли о какой букве идет речь.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Цель: выполнение задания на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма (правил работы с электроприборами, самостоятельная проверка по образцу, выполняются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее освоенными.

Игровое упражнение «Найди правильную букву «И».

Цель: Учить узнавать букву «И» среди других.

Мальвина. Ребята, у меня на уроке Буратино выкладывал на доске буквы И.

На доске находятся карточки с изображением правильно нарисованной буквой «И» и не правильно нарисованной.

Посмотрите, все ли они правильно выложены. (Да). (Нет).

Катя, найди правильную букву «И».

Все согласны? Почему? (У этой буквы одна палочка лежит наискосок слева направо). (У неё косая палочка лежит снизу вверх).

Кто ещё нашел правильные буквы?

Дети находят правильно выложенные буквы.

Мальвина. Ребята, вы все запомнили новую букву? (Запомнили).

Игровое упражнение «Укрась букву».

Цель: Развитие мелкой моторики, воображения и образного мышления.

Мальвина. У меня есть карточки с этой буквой, но они бесцветные. Помогите мне украсить эти буквы с помощью различных материалов.

Дети подходят к столу, где выложены разные материалы для украшения букв : фасоль, греча, пластилин, тесьма, песок, цветные пуговицы разных размеров и украшают каждый свою букву.

Подитог.

Мальвина. Посмотрите, какие красивые и нарядные у вас получились буквы. Вы не только хорошо запомнили букву, но и проявили творчество.

Игровое упражнение «Составь предложение с картинкой, предмет которой начинается с буквы «И».

Цель: Закреплять умение выделять звук «И» в начале, в середине и конце слова и составлять предложение со словом, начинающимся с буквы И.

Мальвина. У меня есть ещё интересное задание для вас. Разделитесь на 2 команды.

В моих волшебных конвертах есть разные картинки с изображением предметов, в которых есть буква «И». Выберите такие картинки, которые начинаются с буквы «И» и составьте по ним предложения. Схемы предложений тоже лежат в конвертах.

Дети выполняют задание.

Мальвина. Ребята, первая команда правильно нашла картинку и составила предложение? (Да). (Они правильно нашли слово, которое начинается с буквы «И», и составили с ним предложение).

Подитог. Мальвина. Обе команды справились и правильно нашли картинки и составили предложения.

Мальвина. Ребята, Буратино не приходит, наверное, потому что мы его не зовем. Давайте его позовем. (Буратино).

Артемон: Сколько слогов в слове Буратино?

Мальвина: Мы спросим у ребят, они, наверное, знают.

- Ребята, давайте посчитаем.

Дети произносят слово и хлопают в ладоши.

- Сколько слогов? (Четыре слога).

Мальвина. Не идет. Давайте найдем новую букву в имени Буратино, может тогда он появится. Произнесите Буратино и скажите в какой части слова спряталась буква «И». (В середине слова).

(Появляется Буратино - ребенок)

Буратино. Кто меня здесь зовет? (Папа Карло ищет тебя, а мы ему помогаем).

Буратино. Спасибо вам, вы напомнили мне о том, что после школы нужно идти домой.

Подитог:

Смотрите ребята, как знания помогли вам найти Буратино.

Мальвина. Ребята, а вам наверно тоже уже пора возвращаться в детский сад.

(Да)

- Тогда вставайте в круг. (Звучит музыка)

- Глаза закрываем,

немного помечтаем,

Тихонько повернемся

И в садик вернемся.

6. Осмысление.

Цель: фиксирование детьми достижения «детской» цели, проговаривание детьми условий, которые позволили достигнуть этой цели.

- Кому мы сегодня помогали? (Мы помогали папе Карло, искали Буратино).

- Почему мы смогли ему помочь? (Потому, что мы много знаем и мы дружные).

- У кого в гостях мы были? (Мы ходили в сказочную школу). (В школу к Мальвине).

- Что было самым интересным? (Интересно было искать его). (Мы заходили к Артемону и черепахе Тортилле, и выполняли их задания).

- Вы со всеми заданиями справились? (Да). (Нет).

- Как вы думаете почему? (Потому что не все буквы знали).

- Какое новое знание помогло вам в поисках Буратино? (Мы познакомились с буквой «И», и знаем, из каких элементов она состоит). (Мы знаем, как правильно выложить элементы буквы «И» и можем её найти).

Подитог. Вы молодцы, помогли папе Карло найти Буратино, потому что познакомились с буквой «И», знаете, из каких элементов она состоит.

Публикации по теме:

Индивидуальная работа по обучению грамоте «Знакомство с гласным звуком [Ю] и буквой «Ю» с детьми подготовительной группы ГЛАСНАЯ ДВУЗВУЧНАЯ БУКВА Ю 1. Фонетическая зарядка. Куда улетают птицы осенью? (На юг.) Загадка. Закружится на острой ножке, Жужжит, как.

Конспект занятия с детьми подготовительной группы с ТНР «Знакомство с буквой С» в рамках лексической темы «Зимующие птицы» Задачи: Коррекционно – образовательные: 1Познакомить с образом буквы С и тем, что она обозначает звуки «с», «сь». 2 Обобщить знания детей.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками старшей группы «Необычный камень. Магнит и его свойства» Образовательная область: познание. Возрастная группа: старшая группа мальчиков. Тема: «Необычный камень». Магнит и его свойства. Основные.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками старшей группы «Путешествие в сказку» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие Возрастная группа: старшая Тема: «Путешествие в сказку».

Конспект образовательной ситуации по аппликации с дошкольниками второй младшей группы «Машинка» Образовательная область: «Художественное творчество» (аппликация) Возрастная группа: 3-4 года, вторая младшая группа Тема: «Машинка» Основные.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками подготовительной группы «Звук и буква В» Образовательная область: речевое развитие Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Звук и буква В» Основные цели: знакомство.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 3–4 лет «Знакомство с образованием числа 5» Образовательная область: «Познавательное развитие» (ФЭМП) Возрастная группа: 3-4 года, вторая младшая группа Тема: «Знакомство с образованием.

Образовательной ситуации с дошкольниками «Школа дайвинга» Образовательная область: физическая культура Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: Школа дайвинга Основные цели: Формирование.

Сценарий образовательной ситуации с Дошкольниками. Тема: «В мире стекла» Образовательная область: Познание Возрастная группа: средняя, 4-5 лет Тема: «В мире стекла». Основные цели: Помочь детям выявить свойства.

Конспект образовательной деятельности «Знакомство со звуком [Ж] и буквой «Ж» Конспект образовательной деятельности Тема: «Звук и буква Ж» Цель: создание социальной ситуации развития посредством автоматизации правильного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками подготовительной группы «Путешествие в сказку. Знакомство с буквой «И»
Опубликовано: 24 июля 2019 в 14:51
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД